Дневник наблюдения за березкой
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бородина Людмила Ивановна

Дневник наблюдения за березой круглый год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_nablyudeniya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Березка весной

Талая вода оживляет корни березы и начинается движение соков к почкам. Перед появлением листочков дереза зацветает.

5-15 апреля – зацветают сережки березы

20-30 апреля – появляются первые листики

        

Березка зимой

  1. Дышит ли березка зимой?

Ответы детей: дышит только очень медленно. Березка спит.

Береза запасает на зиму питательные вещества, чтобы дожить до весны и дать распуститься из почек новой листве.

  1. Отчего в зимнем лесу так тихо?

Ответы детей:    деревья спят.

  1. Растет ли березка зимой?

Ответы детей: не растет.

Настроение березки

  1. Какое настроение бывает у березки?

Ответы детей:  хорошее, веселое настроение у березки бывает летом; веселое настроение после дождя, когда листья становятся чистыми и ярко-зелеными; настроение плохое осенью; зимой – дерево грустит; если ветви опущены – задумчивое.

15 сентября – «березка загрустила»

15 декабря – ветви опущены – березка – задумалась.

15 марта – разворачиваются почки, появляются изумрудно- зеленые листики – настроение «веселое» березке хочется «танцевать»

  1.  Умеют ли деревья разговаривать?

Ответы детей:    осенью березка кажется сердитой, она шумит листочками, зимой – молчит.

Что нужно нашей березке.

(солнце, воздух, вода)

  1. Где растет наша березка?

Ответы детей:  на открытом месте, любит солнышко, подставляет веточки лучам.

  1. Что происходит в листочках от солнца?

Ответы детей:  появляются зернышки, чтобы лист был зеленым.

  1. Как вода попадает в дерево?

Ответы детей:  Корень сосет воду из земли.

  1. Каким воздухом дышит дерево?. Какой частью березки?

Ответы детей:   вдыхает грязный воздух а выбрасывает чистый для человека; дышит через черные полоски (чечевицы) на коре и через листок – внизу (устьице)

Почва

Каждую осень на почву с дерева опадают листья.

  1. Куда пропадают листья?

Ответы детей:   уходят в землю, становятся мусором.

  1. Живет ли кто-нибудь в почве?

Ответы детей:  червячки, жуки, длиноносики, муравьи.

Обобщение: Оберегайте дождевых червей! Они рыхлят землю.

  1. Легко ли проходит  палочка в землю возле березки?

Ответы детей:   легко, как в масло, как в сахар.

  1. Где лучше расти дереву: там где больше земли, или где асфальт?

Ответы детей:  у земли, у травы.

Осадки (снег, дождь)

Первый снег под березкой появился 10 декабря.

  1. Какого цвета снег под деревом?

Ответы детей:  белый, чистый как сахар, хочется поесть.

  1. Можно ли есть снег?

Ответы детей:  нельзя, появятся червяки в животе, можно заболеть, заболит горло.

Опыт:

Зачерпнуть снег в стакан, внести в теплое место, когда снег растает рассмотреть, что получилось.

Вывод:

Снег растаял, образовалась вода, на дне песчинки, грязь. Есть снег нельзя.

  1. Какая толщина снега под деревом?

Ответы детей:  толще, чем   на дорожках.

  1.  Где раньше тает снег – под деревом или на открытом месте.

Ответы детей:  на открытом – больше солнца, лучи длиннее.

Опыт: в тарелку с подкрашенной водой опустить жгут бинта. Водой будет окрашиваться бинтик снизу вверх. Так точно вода всасывается корнем.

Кора.

  1. Какая у березы кора?

Ответы детей:  твердая, как камень, шершавая, похожа на шкурку, она очень толстая и дереву тепло.

  1. Чем пахнет кора березы?

Ответы детей:  грибами, картошкой, деревом, прелыми листиками.

Обобщение: Верхний слой бересты старый. Кора шершавая, а небольшими трещинами, белее и чище с южной стороны. Есть темные наросты.

КОРА – это отмершие клетки, по которым поступает вода и питательные вещества. Она защищает ствол от высыхания, от мороза. У березы кора меньше сантиметра. Чем старше дерево, тем толще кора.

 

Рисунок коры березы

(рисуют дети)

Крона и листья.

  1. Что такое крона?

Ответы детей:  Это веточки с листочками. Листьев на березе много. Крона густая.

  1. На что лист похож?

Ответы детей:  осенью он желтый, как солнышко; на бабочку, ведь он летает; листья звенят, как денежки.

  1. Гладкий лист или шершавый?

Ответы детей:  Он очень гладкий; с одной стороны гладкий, с другой шершавый; гладенький, будто лысый.

  1. Листик твердый или мягкий?

Ответы детей:  мягкий как моя подушка; нет, он твердый и ломается.

Обобщение: Листьев  на березе много, крона густая. Сверху листья гладкие, снизу шершавые. Березовый лист мягкий, с  множеством зубчиков, на вершине острый. Черешок тонкий, узкий, по форме напоминает овал или круг. Цвет: темно-зеленый, запах напоминает свежесть утра. В верхней части кроны листья крупнее, чем в нижней, а снаружи светлее и больше, чем внутри.

Обведите листик пальчиком по краю и скажите, на что он похож.Ответы детей:  на овал; кругленький как шарик; похож на кактус; он колючий.

Размеры листа

Начало весны ____________________________

Конец лета ______________________________

Цвет листа

Весна _________________________

Лето__________________________

Осень_________________________

Строение листа

 

  1. Листовая пластинка
  2. Черешок
  3. Жилки
  4. Главная жилка
  5. Устьице

Мои ветки

З

И

М

А

15 января

В

Е

С

Н

А

15 марта

Л

Е

Т

О

22 июля

О

С

Е

Н

Ь

25 сентября

1 октября – начался листопад

Лист и почки

  1. Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми? Какими?

Ответы детей:  есть, гусеницами, жуками.

  1. Почки на березке какие?

Ответы детей:  пушистые, как котята, гладкие,клейкие, мягкие.

  1. Можно ли к ним приклеиться?

Ответы детей: можно, нельзя.

  1. Чем они пахнут?

Ответы детей: свежим огурцом, арбузом, морозом.

-

Семена

  1. Какие семена у березки?

Ответы детей: легкие, маленькие, летучие, их разносит ветер.

15 апреля – на березке появились сережки. На одних желтые, на других зеленые.

22 августа – созрели семена березки.

Они крылатые. Падают на землю постепенно или их разносит ветер.

Зимой береза вроде бы спит, но в то же время заботится о новой поросли: у березы виднеются сухие сережки с крылатыми орешками- семенами. Далеко они разлетятся по ветру еще дальше их разнесут питающиеся ими птицы.

Животные и птицы  связанные с березой.

  1. Когда заметили на березе птиц?

Ответы детей:

15 января – прилетели снегири, перелетали с ветки на ветку

25 ноября прилетали синицы, воробьи клевали семена.

20 апреля появились скворцы.

  1. Сколько древесных жителей удалось обнаружить? Какая у них окраска?

Ответы детей: много, были зеленые, даже красные (божьи коровки)

Кто зимует на дереве?

  1.  Радо наше дерево своим жильцам? ______________
  2. Кто помогает дереву избавиться от незваных гостей?_______________________________________

Кормушки для птиц

Рост березки

Зимой жизнь дерева замирает и оно не растет до весны. Быстрый рост происходит в июне до середины июля.

Наблюдение за ростом березки.

Выбираем молодое дерево,  оборачиваем веревкой вокруг ствола дерева.

Измеряем и записываем длину окружности ствола молодой березы.

Зимой ______________, осенью__________________

Исследуем также рост саженца дерева в высоту

Зимой ______________, осенью__________________

Ответы детей: наша березка выше воспитательницы раз в 10; наша березка «худая», «тонкая»

Как долго живет береза?

(до 180 лет)

Возраст дерева можно узнать по кольцам? На поверхности пня выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, темные – летом.

         Если кольца широкие – дерево росло быстро. Если узкие с одной стороны – то с этой стороны затеняли другие деревья.

  1. Сколько лет дереву?

  1. Что я могу сделать для нашего дерева?

Ответы детей:  Я могу ухаживать за своим деревом, охранять его, наблюдать за ним.

  1. Как ты ухаживаешь за ним  весной?

Ответы детей:  Рыхлю землю граблями, перекапываю лопаткой.

  1. Как ты ухаживаешь за ним летом?

Ответы детей:  летом я поливаю мое деревце.

  1. Как ты ухаживаешь за ним  осень, зимой?

Ответы детей:  присыпаю корень сухими листьями, присыпаю корень снегом.

  1. Отчего могут загрязняться листья деревьев? Где чище в городе или в лесу? У дороги или в парке? Почему?

Ответы детей:  от пыли, в лесу, в парке.

  1. Откуда берется мусор под деревьями?

Ответы детей:  бросают плохие дети; приносят собаки; бросают взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений логопеда (образец)

Дневник наблюдений логопеда (ФИО ребёнка) __________________________________________________________________________ посещает логопедическую группу с _____________________ с диагнозом ______________...

"Дневник наблюдений воспитанников"

Дневник предназначен для наблюдений за дошкольниками с малыми и затихающими формами туберкулеза в условиях дошкольного учреждения и адресован педагогам и медицинским работникам ДОУ.«Дневник набл...

Дневник наблюдений за клубникой

Ведение дневника наблюдений за посадкой клубники и делать зарисовки наблюдений, можно использовать для рассматривания альбома, как растет клубника....

Дневник наблюдений за ростом томатов

Ведение дневника наблюдения за ростом томатов с использованием зарисовок наблюдений, можно использовать, как альбом для рассматривания "Как растут помидоры"...

дневник наблюдения за ребенком и выработка стратегии помощи педагогам

описание поведения ребенка (дневник наблюдения), выработка мер экстренного вмешательства, стратегии поддержки ребенка, стратегии поведения воспитателя и партнерства с родителями...

Дневник наблюдения за ростом капусты

Дневник наблюдения за ростом капусты, делать зарисовки и сравнивать их с иллюстрациями, можно использовать ка альбом для рассматривания последовательного роста капусты....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...