Главные вкладки

    Рабочая программа учителя логопеда
    рабочая программа по коррекционной педагогике

    Абашева Виктория Витальевна
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5 -7 года жизни для группы компенсирующей направленности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx69.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  комбинированного вида    № 47»

      г. Ачинска

    Красноярского края

    Принято: на заседании ПМПк                                                                                                                      Утверждена приказом  Заведующего

    МБДОУ «Д/с № 47»  г.Ачинска                                                                                                                     №________от___________20______г.

    протокол №____ от _______20 ___ г.                                                                                                            ____________________  Бахарева Р.К.

                                                                                                                                 

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    воспитания и обучения детей с нарушениями речи

    5 -7 года жизни для группы компенсирующей   направленности

                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                                                                    учитель-логопед ВВК Абашева В.В.

                                                                                                                                                                       МБДОУ «Д/ № 47»

    Пояснительная записка

            

    Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе компенсирующей направленности  старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, Декларацией прав ребёнка, Приказом Министерства образования и науки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, авторской программой Н.В.Нищевой, а также разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.

            Основной целью представленной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

            Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).        

    Ведущей задачей представленной рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

    Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности  учителя-логопеда составляют:

    • Конвенция ООН о правах ребенка;
    • Декларация прав ребенка;
    • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
    • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    • Программой Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»
    • Положение  о логопедическом пункте ДОУ;
    • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

    Организация логопедического направления работы осуществляется по программе Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)». Некоторые разделы данных программ по содержанию не дают возможность в полной мере скорректировать ту структуру дефекта, которая наблюдается у детей, посещающих логопедическую группу МБДОУ «Д/с № 47», поэтому эти разделы дополнены материалами Филичёвой, Чиркиной и др.

            Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

    Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной, подгрупповой и совместной деятельности, чередование специально организованной образовательной и нерегламентируемой деятельности, свободное время для игр и отдыха детей.

    Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

    Кроме того Программа имеет в своей основе следующие принципы:

            - принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;

            - принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;

            - принцип интеграции усилий специалистов;

            - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

            - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

    Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.

    Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

    Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

    Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

    В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.

    Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.

    В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.

    Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.

    В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

    Учебный год начинается с комплексного обследования речи детей, поступивших в логопедическую группу.

    При изучении детей старшего дошкольного возраста учитываются следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учёт симптоматики речевой аномалии), Деятельностный (учёт ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего развития.

    В процессе обследования логопед выявляет объём речевых навыков у ребёнка с речевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, коммуникативной активности и других видов деятельности.

    При выявлении речевых дефектов логопед анализирует взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребёнка, выявляет компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставляет уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

    В соответствии с Федеральными государственными требованиями основой перспективного и календарного планирования является комплексно-тематический подход, обеспечивающий постепенное концентрированное изучение материала, с учётом индивидуальных возможностей детей и зон ближайшего развития старших дошкольников, что отражается в прилагаемом «Тематическом плане коррекционно-логопедической работы», а также в «Перспективном плане работе» и «Календарном плане работе».

    Вся коррекционно-развивающая работа в старшей и подготовительной логопедической группе делится по форме проведения на подгрупповую и индивидуальную. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу.

              Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

    1 период – сентябрь – ноябрь;

    2 период – декабрь – февраль,

    3 период – март – май.

    Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности составляет 20 минут для старшего и 30 минут  для подготовительного возраста.  Групповая непосредственно-образовательная деятельность планируется два  раза в неделю, из них: 1 занятия по развитию лексико-грамматического строя и обучению связной речи и 1 занятие по развитию фонетико-фонематического строя речи и обучению начальным элементам звуко-слогового анализа, синтеза и грамоты. На индивидуальные логопедические занятия с каждым ребёнком отводится 15-20 минут 2-3 раза в неделю. Работа проводится с одним воспитанником или малыми подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы.

    Срок реализации данной программы рассчитан на два года.

    Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

    В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.

    У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

    Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

    Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

    Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.    

    Р. Е. Левина  в зависимости от степени тяжести речевого дефекта  различает три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.  

    I уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые “безречевые дети”).  У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

    При тщательном неврологическом обследовании детей I уровня ОНР, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

    - гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);

    - церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость);

    - синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

    Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей I уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.

    Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, которые часто сопровождаются жестами, мимикой. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом ребенок обозначает несколько понятий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможность произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова.

    II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться  фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогом в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на  вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

    Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.

    Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.

             Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже, возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава, перестановка и добавление слогов.

    При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных, недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

             Группой ученых – В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Шаховской, проводившими специальные исследования независимо друг от друга, установлено, что у детей 3 уровня развития имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

    В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

    III уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические  недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

    Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как IV уровень речевого развития.

             Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.

    Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей

            Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

            Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в следующих формах:

    - совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех областях;

    - оснащение развивающего пространства в групповом помещении;

    - взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

    - еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям (логопедические пятиминутки).

    Взаимодействие с семьями воспитанников

            В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии.

    Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и  лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

    Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

    Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

    На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы логопед нацеливает родителей на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах «Речевой уголок», «Советы логопеда» и «Развитие речи».

    Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации  - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что,  во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале,  убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

    В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

    Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе,  принимая участие в интегрированных занятиях. Так они могут проследить систему и динамику обучения.  

            Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

             С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

    Инклюзивное образование дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

     (общим недоразвитием речи)

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования.

            В соответствии с СаНПиНом 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности – не более 15, в том числе – не более 4 детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. 

            Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2014 № 1015 устанавливаются нормативы обеспечения специалистами образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:

    • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Для каждого воспитанника с ОНР учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка.

    Основной формой работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим тяжёлое нарушении речи (ОНР), являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю.

    Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая их к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребёнком.

    Двуязычные дети в логопедической группе

    Двуязычные дети поступают в логопедическую группу для детей с ОНР на общих основаниях по направлению психолого-медико-педагогической комиссии.

    Для каждого воспитанника-билингва, поступившего в логопедическую группу, учителем-логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы этноориентированной  деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребёнка. Обязательно разрабатывается комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-билингва, организуется сотрудничество педагогов с семьёй двуязычного ребёнка.

    Планируемые результаты освоения программы.

    Целевые ориентиры.

    Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

    К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка.

    Ребёнок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

    Ребёнок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

    Ребёнок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

    Ребёнок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятие и партнёров по совместной деятельности.

    Ребёнок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребёнка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим к различным видам деятельности.

    Ребёнок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

    Ребёнок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

    Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

    Ребёнок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

    У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

    Литературно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы.

    Направления коррекционно-логопедической работы

    Автор, название методики, программы, технологии

    Литература, пособия

    1.Развитие звукопроизношения

    Ткаченко Т.А.

    Логопедическая работа по формированию правильного произношения

    Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!

    Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома.

    Компьютерные презентации: «Приключения пчёлки Жу-жу» и др.

    2. Развитие слоговой структуры слова

    Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

    Д/и «Делим слова на слоги», пособие «Паровоз».

    3. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической практике

    Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия (альбом дошкольника). Д/и «Паровоз», «Сложи слово по первым звукам», «Звуковая дорожка», «Магазин».

    4. Обучение начальным элементам грамоты

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Слоговое лото «Составь и прочитай», пособие «Разноцветные гвоздики».

    5. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Картотека упражнений для дыхательной гимнастики; сборник сказок для артикуляционной гимнастики. Пособия «Ветерок», «Горячая каша», «Посади бабочку на цветок».

    6. Развитие лексического строя речи

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Наглядно-дидактические пособия  (по лексическим темам). Д/и «Кто где живёт», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Кого везут в зоопарк», «На лесной поляне» и др.

    7. Развитие грамматического строя речи

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Папки с наглядным материалом по всем лексическим темам. Д/и «Противоположности», «Скажи по-другому» и др.

    8. Развитие связной речи

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь детей с ОНР. Д/и «Расскажи сказку», схемы составления описательных рассказов по лексическим темам.

    9. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса

    Нищева Н.В. Коррекционная работа в логопедической группе

    Д/и «Волшебные верёвочки», «Разноцветные гвоздики», «Рисуем на манке», картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

              Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Абашевой В.В.  были составлены следующие документы, регламентирующие работу в речевой группе  МДОУ  на 2018-2019 учебный год:

    Приложение (см).

    - Годовой план работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;   

    - Годовой план работы  на 2018-2019 учебный  год ;

    - Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи  в старшей группе на 2018-2019 учебный         год.

    - Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию фонетической стороны речи  на 2018-2019 учебный год ;

    - Перспективный календарный план  занятий в подготовительной речевой группе  на 2018-2019 учебный год ;

    - Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи в подготовительной группе  на 2018-2019 учебный году.

    Перспективный план

    образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с ОНР,

    на 2018- 2019 уч.гг.

    (Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)

                                                                                                                                                                                                   Составила:

                                                                                                                                                                                                   Учитель-логопед Абашева В.В.

                         

    Направления работы

    I период обучения

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    II период обучения

    (декабрь, январь, февраль)

    III период обучения

    (март, апрель, май)

    Развитие общих речевых навыков

    1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата;

    2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки);

    3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

    4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

    1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей;

    2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

    1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

    Звукопроизношение

    1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);

    2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков;

    3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

    1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа);

    2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

    2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Работа над слоговой структурой

    1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост);

    2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик);

    3.Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

    1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

    2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

    1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных;

    2.Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.)

    Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

    1.Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

    2.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;

    3.Дифференциация речевых и неречевых звуков;

    4.Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;

    5.Преобразование слогов за счёт изменения одного звука;

    6.Выделение звука из ряда других звуков;

    7.Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

    8.Выделение среднего звука в односложном слове;

    9.Практическое усвоение понятий «Гласный-Согласный звук».

    1.Определение наличия звука в слове;

    2.Определение места звука в слове;

    3.Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

    4.Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

    5.Выделение согласного звука в начале слова;

    6.Выделениегласного звука в конце слова;

    7.Знакомство с понятиеми «Твёрдый-мягкий звук», и «Глухой-звонкий звук»;

    8.Различение слов, близких по звуковому составу;

    9.Определение количества слогов (гласных) в слове;

    10.Дифференциация на слух сохранных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости;

    11.Составление предложений с определённым словом;

    12.Анализ предложения из 2-3 слов.

    1.Составление схемы слова с выделением ударного слога;

    2.Выбор слова к схеме;

    3.Выбор графической схемы к слову;

    4.Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога;

    5.Подбор слов с заданным количеством звуков;

    6.Определение последовательности звуков в слове;

    7.Определение количества и порядка слогов в слове;

    8.Составление слов из заданной последовательности звуков;

    9.Составление расппространённых предложений;

    10.Анализ предложения из 3 и более слов.

    Лексика

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник».

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный).

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Школьные принадлежности», «Лето», «Насекомые».

    Грамматический строй речи (по лексическим темам периода).

    1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

    2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

    3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

    4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

    5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

    6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.;

    7.Согласование числительных два и пять с существительными.

    1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе;

    2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

    3.Согласование существительных с числительными;

    4.Образование названий детёнышей животных;

    5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

    6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

    7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

    1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов;

    2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

    3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый-быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее-самый быстрый);

    4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами;

    5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).

    Развитие связной речи

    1.Составление простых распространённых предложений;

    2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

    3.Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»;

    4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

    5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

    1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы;

    2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин;

    1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта;

    2.Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

    3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

    Перспективный план  

    образовательной деятельности по коррекции речи

     детей 6-7 лет с ОНР,  

     на 2018-2019 учебный год

    (Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                   Составила:

                                                                                                                                                                                                     учитель-логопед Абашева В.В.

    Направления работы

    I период обучения

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    II период обучения

    (декабрь, январь, февраль)

    III период обучения

    (март, апрель, май)

    Развитие общих речевых навыков

    1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата;

    2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки);

    3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

    4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

    1.Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей;

    2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной;

    1.Продолжить работу над речевым дыханием;

    2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

    Звукопроизношение

    1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);

    2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков;

    3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

    1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

    2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

    2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Работа над слоговой структурой слова

    1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост);

    2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик);

    3.Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

    1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

    2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

    1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных;

    2.Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.)

    Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения), обучение элементам грамоты.

    1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);

    2.Знакомство с гласными звуками: [а],[о].[у].[э].[ы].[и].

    3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.);

    4.Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.);

    5.Подбор слов на гласные звуки;

    6.Знакомство с согласными звуками;

    7.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина);

    8.Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук»;

    9.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо, и т.п.);

    10.Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т.п.);

    11.Знакомство с буквами А,О,У,Э,И,Ы,М,Б,Д,Н,В,Г,П,Т,Ф,К,Х;

    12.Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

    1.Знакомство со звуками [с]-[сь],[з]-[зь]; [ц],[ш],[ж],[ш],[ч] и буквами С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч;

    2.Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков);

    3.Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом);

    4.Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука;

    5.Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог как часть слова»;

    6.Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами;

    7.Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

    а) раздельное написание слов в предложении;

    б) точка в конце предложения;

    в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

    г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

    8.Продолжать знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв;

    9.Обучить послоговому чтению слов.

    1.Знакомство со звуками [и],[л],[ль],[р],[рь]. Знакомство с буквами И,Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

    2.Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям;

    3.Закрепить навыки слогового анализа и анализа предложений;

    4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов;

    5.Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме:

    а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

    б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

    Лексика

    Расширение и уточнение словаря по темам «Детский сад, Школа», «Игрушки», «Осень», «Фрукты, сад», «Овощи, огород», «Лес, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и птицы», «Поздняя осень».

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Транспорт», ПДД, транспортные профессии», «Зима, зимующие птицы», «Зимние забавы и развлечения», «Новый год, Рождество», «Моя семья», «Посуда. Продукты питания», «Профессии», «Мебель, Квартира», «Одежда, Обувь. Головные уборы», «Папин праздник-День Защитников Отечества», «Зима-обобщение по теме».

    Расширение и уточнение словаря по темам: «Мамин праздник-8 Марта», «Ранняя весна», «Перелётные птицы», «Человек, части тела человека», «Насекомые», «Планета Земля. Первые космонавты», «Весна. Сады цветут!», «Мой город. Моя улица», «Моя страна-Россия!», «День Победы», «Труд людей весной. Парк, сад, огород», «Времена года».

    Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

    1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

    2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

    3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

    4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

    5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

    6.Согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.;

    7.Согласование числительных два и пять с существительными.

    1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе;

    2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

    3.Согласование существительных с числительными;

    4.Образование названий детёнышей животных;

    5.Образование притяжательных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода);

    6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

    7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

    1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов;

    2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

    3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый-самый быстрый);

    4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами;

    5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (параход, самолёт, кашевар)

    Развитие связной речи

    1.Составление простых распространённых предложений;

    2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

    3.Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц;

    4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

    5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный перессказ).

    1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы.

     2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

    1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта;

    2.Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

    3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

            

                               ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

                               ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

                                      на  2018-2019 учебный год

                                                                                    Составила:

                                                                                                                                                                                              Учитель-логопед  Абашева В.В.

                                                                                                               

    I.Подготовительный этап

    Задачи:             

                        Создать  условия для подготовки  ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

    а) вызвать интерес к логопедическим занятиям,  потребность в них;

    б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

    в) формировать    и    развивать   артикуляционную  моторику   до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

    II. Формирование произносительных умений и навыков

                  Задачи:

    а) устранять  дефектное звукопроизношение;

    б) развивать  умения  и навыки дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

                   в) формировать  практические умения и навыки пользовании  исправленной (фонетически чистой,  лексически развитой,  

                  грамматически  правильной) речью.

               

    1.Постановка звуков в такой последовательности:

    •      свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
    •       шипящий  Ш
    • соноры Л, Ль
    • шипящий  Ж
    • соноры  Р,  Р'
    • шипящие Ч, Щ
                                               

          Способ постановки:

    Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

    • для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка»,  «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;
    • для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,  «Грибок», «Погреем руки»;
    • для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,     «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
    • для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

    Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

    2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

    По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

                         а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

                                          слогах,  затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

                                         со стечением  согласных;

           б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

                 в прямых и со стечением согласных;

          в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога

               и параллельно вырабатывать вибрацию.

    3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

    Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.   По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

    4.Автоматизация звуков в предложениях.

     Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

    5.Дифференциация звуков:  

                                  С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                                   Ж – З,   Ж – Ш;  

                                   Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                                  Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                                  Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

    6.Автоматизация в спонтанной речи. 

    (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).


    Методы коррекционной логопедической работы:

    1. Наглядные

    - непосредственное наблюдение и его разновидности;

    - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание  игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
      и картинам);

    1. Словесные

    -чтение и рассказывание художественных произведений;

    - заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

    - пересказ;

    - обобщающая беседа;

    - рассказывание без опоры на наглядный материал;

    1. Практические

    -  дидактические игры и упражнения;

    - игры-драматизации и инсценировки;

    - хороводные игры и элементы логоритмики

    Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются:

    - общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

    - культурная языковая среда (дома и в детском саду);

    - обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

    - художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

    - изобразительное искусство, музыка, театр;

    - занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

    Литература

    1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    2. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
    3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе  группе для детей с ОНР (часть 1) – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
    4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе  группе для детей с ОНР (часть 2) – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
    5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР  – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
    6. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
    7. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / авт.-сост. Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2014.
    8. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель, 2014.
    9.  Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М.: Айрис-пресс, 2007.
    10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника – Москва, 2012.
    11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учителя-логопеда

    В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

    Рабочая программа учителя-логопеда

    Рабочая программа учителя-логопеда по образовательной области "Коммуникация" в подготовительной к школе группе...

    Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

    Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

    Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

    Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

    Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

    Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...