Главные вкладки

    тренинг для родителей подготовительной группы
    тест по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Полянская Лариса Владимировна

    Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной  группе

    Задачи
    1. Развитие коммуникативных умений родителей.
    2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
    3. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
    4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
    5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.


    План
    1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
    2. Упражнение «К школе готов».
    3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
    4. Логопедические игры.
    5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? ».
    6. Игровое упражнение «Инструкция».
    7. Упражнение «Добрые слова».
    8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
    9. Итог тренинга. Обратная связь.


    Оборудование:
    Колокольчик.
    Карточка к игре «Инструкция».
    «Светофорчики» с цифрами.
    Синие и зеленые флажки по количеству присутствующих.
    Памятки «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу».
    Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
    «Школьные объяснялки» («Говорят дети… »).
    Бланки для обратной связи.

    Ход мероприятия:

    1. Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
    Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с Вами знакомы уже не первый год, и сегодня я хочу предложить Вам проверить, хорошо ли мы запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделимся на две команды и встанем в две шеренги напротив друг друга. Теперь, по звонку колокольчика, командам нужно как можно быстрее построиться:
    • в алфавитном порядке по первой букве имени;
    • по росту;
    • по цвету волос: от самых темных до самых светлых;
    • по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);
    • по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.
    Этим заданием игра заканчивается, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.

    2. Упражнение «К школе готов».
    Впереди последний год дошкольного детства ваших детей. Первого сентября будущего года они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?
    Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик.
    3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
    Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.
    Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?
    Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.
    Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
    Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.
    Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
    Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
    В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.
    Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)
    Единственное, чем должны своевременно обеспокоиться родители – это устранением у детей дефектов речи.

    Тест "Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?"
    С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.

    1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
    2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
    3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
    4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
    5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
    6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
    7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
    8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
    9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
    10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
    11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
    12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
    13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
    14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
    15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”

    Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
    1. 2. 3. 4. 5.
    1/ 2/ 3/ 4/ 5/
    6/ 7/ 8/ 9/ 10/
    11/ 12/ 13/ 14/ 15/

    Результаты тестирования:
    до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
    5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
    10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
    А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
    получено 2 или 3 крестика.
    1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
    2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
    3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
    4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
    5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

    6. Игровое упражнение «Инструкция».
    Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.

    Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

    Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это.
    Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.
    После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

    7. Упражнение «Добрые слова».
    Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов.
    Может быть, это случилось потому, что…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: детьми, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый»… А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть.

    Родители встают в круг, передают друг другу колокольчик, называя положительное качество своего соседа.

    8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
    Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.
    • В школе мой ребенок будет…
    • Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
    • Когда моего ребенка укоряют, я…
    • Когда ребенок пойдет в первый класс…
    • Когда он получит пятерку, я…
    • Я думаю, что школа для моего ребенка…

    Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

    9. Итог тренинга. Обратная связь.
    Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
    • Полезной ли была сегодняшняя встреча?
    • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
    • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_dlya_roditeley.docx0 байтов

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « Я — ПЕРВОКЛАССНИК»

    Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организов...

    Конспект игрового тренинга с родителями подготовительной логопедической группы "Давайте поиграем!"

    Повысить уровень педагогической компетентности родителей, чьи дети имеют речевые нарушения....

    Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

    Занятие с элементами тренинга с родителями подготовительной группы «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»Цели:-...

    Психологический тренинг « Хорошее настроение» подготовительная группа.

    Данное занятие позволяет       корректировать  эмоциональное  состояние детей , способствует  сплочению детского коллектива, помогает развивать интерес в изучении самих с...

    Эколого-психологический тренинг для детей подготовительной группы "Прогулка в лес"

    Занятие предполагает расширение природоохранительного кругозора и экологического пространства....

    Тренинг для детей подготовительной группы и их родителей в рамках "Клуба первоклассник"

    Тренинг для родителей и детей подготовительной группы в рамках Клуба Первоклассник...

    Тренинг для детей подготовительной группы и их родителей в рамках "Клуба первоклассник"

    развитие речи  детей подготовительной группы в рамках детско - родительского клуба "Будущий первоклассник"...