МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Индивидуальные программы обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии"
методическая разработка по коррекционной педагогике

В программе определяются конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным линиям развития. Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы и приемы,  упражнения для работы с ребенком  в целях достижения поставленных коррекционных педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Тверскова Елена Валерьевна

Индивидуальные программы обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии

В программе определяются конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным линиям развития. Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы и приемы,  упражнения для работы с ребенком  в целях достижения поставленных коррекционных педагогических задач.

Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна

I год обучения 1 квартал

Задачи коррекции

Способы реализации

1. Развитие адекватных форм коммуникации.

2. Дальнейшее формирование стереотипа учебного поведения.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие понимания речи.

5. Сенсорное развитие

6. Формирование элементарных математических навыков.

7. Продуктивная деятельность

а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;

б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;

в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;

г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;

а) обучение выполнению инструкций;

б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;

а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;

б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;

в) лепка;

г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов);

д) рисование пальцами (при помощи специальной краски);

а) обучение пониманию названий частей тела;

б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;

в)обучение пониманию функциональных предложений  и фраз в знакомых контекстах;

а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами;

а) соотношение форм и фигур;

б) складывание разрезных картинок;

в) конструирование по образцу;

г) формирование представлений о количестве;

д) формирование представлений о цвете;

а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности;

б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях;

Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна

1 год обучения,  2 и 3 кварталы

1. Социализация:

Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.                  

Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся». («Игры и занятия  с детьми раннего возраста» с.7)

2.Социальное развитие.

Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.

Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии». («Игры и занятия с детьми раннего возраста» с 42, 13-19)

3.Познавательное развитие.  

Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».

4.Сенсорное воспитание: 

Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»

5.Формирование наглядно-действенного мышления:

Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.

Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».

6.Ознакомление с окружающим.

Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять»,  «Что это?».

7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности. 

Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.

1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».

2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».

3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»

4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».

Индивидуальная программа для ребенка с ДЦП

I год обучения

Задачи: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.

              2. Создание психологической основы разных видов деятельности.

               3. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.  

              4.  Обеспечение необходимой двигательной активности ребенка в соответствии с диагнозом.

Ознакомление с окружающим.

Трудотерапия.

Развитие познавательной деятельности.

  • Развитие сенсорной сферы..

  • Развитие мышления.

  • Развитие внимания и памяти.

  • Формирование математических представлений.

  • Изодеятельность.
  1. Человек, тело человека, одежда, личность и семья.
  2. Квартира, комната, кухня, ванная, туалет, прихожая.
  3. Двор и улица: части двора, растения и животный мир, улица, транспорт.

                 

1.Работа с бумагой: скатывание шариков.

  1. Наматывание бумаги на палочки.
  2. Отрывание кусочков бумаги

Работа с ватой. Деление ваты на маленькие кусочки, наматывание ваты на палочку.

  1. Восприятие основных цветов.
  2. Восприятие геометрических фигур.
  3. Восприятие  величины, рядообразование по величине.
  4. Восприятие фактуры предметов.
  5. Слуховое восприятие неречевых звуков.

  1. Складывание пирамид.
  2. «Почтовый ящик».
  3. Складывание разрезных картинок.
  4. Классификация объектов по одному признаку.
  5. Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков объектов.

  1. «Чего не стало».
  2. «Что появилось»
  3. Заучивание стихов.

  1. Счет до 5.
  2. Формирование представлений «один-много»
  3. Пересчет предметов в пределах 5.
  4. Представления о временах года.

  1. Рисование с помощью трафарета.
  2. Добавление элементов к готовому изображению (линии к кругу, шары, солнце).
  3. Составление рисунка из элементов (три круга – снеговик)
  4. Рисование пальцем.

Индивидуальная программа для ребенка с ДЦП

2 год обучения

1. Социальное развитие.

Задачи: Формировать умение видеть настроение, эмоциональное состояние близких, уметь выражать сочувствие. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, сведения о близких. Учить обращаться к сверстникам с просьбами пожеланиями.

Дидактические игры:   «Весело-грустно», «Кто самый веселый», «Давай играть вместе», Кого как зовут».

2. Познавательное развитие.

2.1.Сенсорное воспитание.

Задачи: Формировать ориентировочную деятельность, рассматривание, ощупывание, выслушивание.

Дидактические игры: «Ку-ку», «Высокий - низкий», «Далеко-близко», «Что в мешочке», «Круглое в корзину – квадратное в коробку», «Цветик-многоцветик».

2.2.Формирование мышления.

Задачи: Формировать умение устанавливать соотношение между словом и образом. Учить определять последовательность событий.

Дидактические игры: «Найди игрушку», «Узнай по описанию», «Что это?», «Что сначала?», «Подбери картинку к тексту».

2.3. Формирование элементарных количественных представлений. 

Задачи: Учить пересчитывать предметы и изображения в пределах 6. Упражнять в сравнении по количеству двух групп, отсчитывать данное количество предметов.

2.4.Ознакомление с окружающим.

Задачи: Формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира.

Блоки: «Игрушки», «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Осень».

2.5.Формирование продуктивной деятельности.

Задачи: Воспитывать интерес ко всем видам продуктивной деятельности. Учить наблюдать за действиями взрослых, действовать по подражанию

Лепка: «Яблоко». «Колобок».

Аппликация: «Большое и маленькое яблоко». «Воздушные шары».

Рисование: «Дождь», «Шарик», «Солнышко прячется за тучу», «Листочки».

Конструирование: «Забор», «Ворота», «Дорожка».

Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения

Раздел 1. Социализация.

Первый год обучения

Задачи обучения и воспитания

1 период:

  • Откликаться и называть свое имя.
  • Откликаться на свою фамилию.
  • Узнавать себя в зеркале, на фотографии.
  • Показывать части своего тела.

2 период:

  • Самостоятельно садиться, сидеть, ложиться, (выполнять простые движения).
  • Узнавать знакомых.
  • Формировать тактильно-эмоциональные способы привязанности.
  • Наблюдать за действиями других.
  • Эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия.
  • Фиксировать взгляд на лице собеседника.
  • Проявлять интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними.
  • Демонстрировать двигательное оживление.

3 период:

  • Фиксировать взгляд на движущейся игрушке.
  • Выполнять действие с предметом.
  • Эмоционально реагировать на окружающих людей, предметы и явления.

Показатели развития к концу первого года.

Дети должны знать:

* свое имя и фамилию;

* части своего тела;

Должны уметь:

* самостоятельно садиться за стол;

* фиксировать взгляд на движущихся игрушках;                    

* проявлять интерес к игрушкам, правильно действовать с ними,

* правильно выполнять действия с предметом;

* проявлять эмоции при общении со взрослыми и сверстниками.

Второй год обучения:

Задачи  обучения и воспитания.

1 период:

  • Продолжать формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию.
  • Продолжать формировать представления о себе и своей семье
  • Продолжать формировать представления о собственных эмоциональных состояниях, о потребностях,  желаниях, интересах.
  • Учить узнавать себя на индивидуальной и групповой фотографиях.
  • Закреплять умение называть и выделять основные части тела.

2 период:

  • Учить определять простейшие функции частей организма (ноги - ходят; руки – берут; глаза - смотрят)
  • Формировать адекватное поведение  в конкретной ситуации
  • Учить наблюдать за действиями другого ребенка.
  • Учить эмоционально реагировать на действия окружающих.

3 период:

  • Формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними.
  • Учить слушать непродолжительное время музыку, звуки природы, реагировать на ритмический рисунок мелодии.

Показатели развития к концу второго года обучения.

Дети должны научиться:

* Эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими, родителями, взрослыми и детьми.

* Здороваться, прощаться и благодарить за услугу.

* Называть свое имя и фамилию.

* Называть имена сверстников и друзей.

* Называть воспитателей по имени,  отчеству.

* Идентифицировать себя по полу (мальчик, девочка).

* Выражать словом свои потребности (игровые, предметно-орудийные).

* Адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Третий год обучения.

Задачи обучения и воспитания.

1 период:

  • Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.
  • Формировать умения видеть настроение и эмоциональные различные состояния окружающих.

2 период:

  • Закреплять знания о себе и своих близких (имена, фамилии).
  • Учить называть свой возраст, день рождения, адрес.
  • Формировать интересы и предпочтения  в выборе занятий, игрушек, предметов быта.
  • Учить обращаться к окружающим с предложениями, просьбами, пожеланиями.
  • Продолжать формировать у детей коммуникативные умения.

3 период:

  • Учить осуществлять элементарную оценку результатов деятельности.
  • Формировать потребность и умение участвовать в коллективной деятельности.

Показатели развития к концу третьего года обучения.

Дети должны научиться:

* Проявлять доброжелательность и внимание к близким, выражать свое сочувствие.

* Называть сведения о себе и своих близких, свой адрес.

* Заниматься любимыми занятиями.

* Обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями.

* Здороваться, прощаться, вежливо обращаться по имени к взрослым и сверстникам.

* Участвовать в коллективной деятельности.

* Уважительно относиться к труду взрослых.

Четвертый год обучения.

Задачи обучения и воспитания.

1 период:

  • Учить выражать свои чувства (радость, грусть, гнев, и.т.д.)
  • Учить распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызывавшей это состояние.

2 период:

  • Формировать элементарную самооценку своих поступков.
  • Учить замечать изменения в настроении окружающих.
  • Формировать умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и взрослыми.            

3 период:

  • Формировать простейшие способы разрешения конфликтной ситуации.
  • Обучать навыкам партнерства в игре и совместной деятельности.
  • Формировать желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек, уход за животными, коллективные игры и. т. д.)

Показатели развития к концу четвертого года обучения.

Дети должны научиться:

* Здороваться при встрече, прощаться при расставании.

* Благодарить за услугу, подарок, угощение.

* Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях.

* Проявлять  ко всем доброжелательное отношение.

* Выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией.

* Проявлять элементарную самооценку своих поступков.

* Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе.

* Замечать изменения настроения близких.

* Начинать и продолжать диалог с близкими, взрослыми и сверстниками.

* Владеть приемами разрешения возникших конфликтов.

* Быть партнером в игре и совместной деятельности.

* Положительно реагировать на просьбы взрослого убрать игрушки, покормить животных и т. д.

* Уважать труд  взрослых и положительно относиться к его результатам.

Раздел 2. Формирование математических представлений

Третий год обучения

1 период

Задачи:

  • обучать выделять «один» и «много» предметов из группы предметов по словесной инструкции;
  • обучать выделять одинаковые предметы из группы, составлять  группу из одинаковых предметов;
  • обучать находить, каких предметов вокруг много, а каких по одному;

2 период

Задачи:

  • учить выделять два предмета из группы по подражанию, образцу;
  • обучать, умению соотносить количество один и два с количеством пальцев, отвечать на вопрос «сколько?»;
  • обучать выделять два предмета из множества;
  • обучать называть единичные и парные части тела и лица;

3 период

Задачи:

  • закреплять количественные представления: один, два, много, мало;
  • обучать сравнивать две неравные группы предметов по количеству: один и три, с использованием приемов наложения и приложения;
  • обучать преобразовывать множества путем увеличения или уменьшения входящих в них предметов;
  • обучать устанавливать, каких предметов поровну, больше, меньше путем наложения и приложения;
  • познакомить с цифрой один.

К концу третьего года обучения дети должны научиться:

* выделять один и много предметов из группы предметов;

* выделять одинаковые предметы из группы, составлять группы из одинаковых предметов;

* выделять два предмета из группы;

* соотносить количество один и два с количеством пальцев;

* сравнивать две неравные группы предметов по количеству (один и три с использованием  приемов наложения и приложения);

* устанавливать, каких предметов поровну, больше, меньше.

Четвертый год обучения.

Задачи:

1 период:

  • закреплять умение  преобразовывать  множества путем уменьшения или увеличения количества входящих в них предметов;
  • обучать пересчету предметов в пределах трех, соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке;
  • обучать отсчитывать предметы в пределах трех;
  • закреплять знания цифры один.

2 период.

Задачи:

  • формировать представления о том, что количество предметов не меняется  независимо от их расположения, от их размера;
  • обучать выделению трех предметов из группы;
  • обучать счету и пересчету в пределах трех;
  • формировать умение из неравных множеств делать равные и наоборот;
  • познакомить с цифрой два;

3 период.

Задачи:

  • закреплять умение проводить счет и отсчет предметов в пределах трех;
  • учить определять количество предметов, изображенных на картинках в пределах трех при одинаковом и разном расположении;
  • продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству;  
  • закреплять умение преобразовывать множество предметов: из неравных делать равные и наоборот;
  • познакомить с цифрой три.

К концу четвертого года обучения дети должны научиться:

* пересчитывать предметы в пределах трех;

* отсчитывать предметы в пределах трех;

* соотносить их с количеством пальцев;

* преобразовывать множество предметов: из неравных делать равные и наоборот;

* знать цифры один, два, три.

Раздел 3. Сенсорное воспитание

Первый год обучения.

Задачи обучения и воспитания.

1 период:

  • Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
  • Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.

2 период:

  • Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.
  • Учить различать свойства и качества предметов.

3 период:

  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.
  • Создавать разнообразные условия для восприятия свойств качества  предметов.

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны научиться:

* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.

* Делить предметы по форме, величине,  цвету.

* Различать свойства и качества предметов.

* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

Второй год обучения.

Задачи обучения и воспитания.

1 период:

  • Учить дифференцировать свойства и качества предмета.
  • Учить выделять основные признаки предметов.                

2 период:

  • Продолжать формировать поисковые способы ориентировки.
  • Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств  предметов в различных видах деятельности.

3 период:

  • Учить воспринимать пространственные отношения.
  • Учить воспринимать на слух неречевые звуки (звучащие игрушки, звуки природы и т.д.).

Показатели развития к концу 2 года обучения.

Дети должны уметь:

* Дифференцировать свойства и качества предметов.

* Выделять основные признаки предмета.

* Уметь ориентироваться, применяя поисковые способы ориентировки.

* Использовать в игре и практической деятельности знакомые свойства и качества предметов.

* Различать понятия: верх - низ, право-лево, впереди – сзади.

* Различать на слух звучащие игрушки, звуки природы и. т. д.

Третий год обучения:

Задачи обучения и воспитания:

1 период:

  • Формировать у детей целостный образ предмета.
  • Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине.

2 период:

  • Учить опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).
  • Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов:  зрительно-тактильное – ощупывать; зрительно-двигательное – обводить по контуру.

3 период:

  • Формировать представления о звуках окружающей действительности.
  • Учить воспринимать контурные изображения знакомых предметов.
  • Учить различать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.

Показатели развития к концу третьего года обучения.

Дети должны знать:

* Воспринимать целостный образ предметов.

* Сравнивать предметы по форме и величине.

* Узнавать предмет по описанию.

* Обследовать предметы при помощи ощупывания, обводя их по контуру.

* Узнавать звуки окружающей действительности (дождь, ветер, капель).                

* Узнавать контурные изображения предметов.

* Узнавать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник,      круг, овал.

Четвертый год обучения

Задачи обучения и воспитания.

1 период:

  • Учить соотносить форму предметов с геометрической формой.
  • Продолжать учить дифференцировать цвета и их оттенки.
  1. период:
  • Формировать целостное представление того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства.
  • Формировать у детей обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах (что бывает желтым?).

3 период:

  • Формировать у детей представления об общих признаках, характерных для предметов какой-то категории (все птицы имеют крылья).
  • Учить дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы.

Показатели развития к  концу четвертого года обучения.

Дети должны уметь:

* Соотносить форму предметов с геометрической формой.

* Различать цвета и их оттенки.

* Определять разные свойства одного и того же предмета (яблоко кислое и сладкое; желтое и зеленое).

* Выделять общие свойства и качества некоторых предметов.

* Находить общие признаки,  характерные для предметов.

* Делить звуки окружающей действительности на бытовые и звуки природы.

Раздел 4. Ознакомление с окружающим.

Первый год обучения

1 период

Тема «Человек»

Задачи:

  • Формировать знание названий частей тела:  голова, живот, руки, ноги,
  • Формировать знание названий частей лица: нос, рот, глаза.
  • Формировать знание названий частей  рук, ног:  пальцы, колени.
  • Формировать знание названий частей головы:  лицо, волосы, брови, ресницы, глаза, уши, щеки, рот, зубы, язык.

2 период:

Тема: «Одежда»

Задачи:

  • Формировать знание названий одежды: трусы, майки, футболки, носки, гольфы, колготки, платье, юбка, рубашка, брюки, шорты, кофта, свитер.
  • Закреплять название частей тела и головы.    

3 период:

Тема: «Семья».

Задачи:

  • Формировать знание своего имени, отчества, фамилии, возраста своего и членов семьи.
  • Уметь называть членов семьи: мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, брат, сестра.
  • Закреплять называния частей тела, названия одежды.

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны:

* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.

* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)

* Адекватно оценивать мимику окружающих.

* Показывать и называть предметы одежды, некоторые их части (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле.

* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.

* Называть собственное имя, отчество и фамилию.

* Различать имена и фамилии детей группы.

* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.

* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.

* Обращаться к старшим  на «ВЫ».

Второй год обучения.

1 период:

Тема: «Дом»

Задачи:

  • Формировать знание названий комнат: спальня, зал, кухня, прихожая, ванная,  туалет.
  • Формировать знание названий частей комнат: стены, потолок,  пол.
  • Формировать знание названий частей дома: крыша, крыльцо, окно, дверь.

Тема «Мебель».

Задачи:

  • Формировать знание названий мебели: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, трюмо.
  • Формировать знание назначений мебели.
  • Закреплять названия частей дома и комнат.

2 период:

Тема: «Посуда».

Задачи:

  • Формировать знание названий посуды: кастрюля, сковородка, чайник, ковш, миска, блюдце, масленка, сахарница.
  • Закреплять названия мебели, знания о ее назначении.

Тема: «Продукты питания»

Задачи:

  • Формировать знание названий продуктов питания,
  • Формировать знание последовательности приготовления каш, супов.
  • Учить правильно обращаться с кипятком, специями (уксус,  перец).
  • Закреплять названия посуды.

3 период:

Тема: «Предметы туалета»:

Задачи:

  • Формировать знание названий: мыло, зубная паста, зубная щетка, шампунь, мочалка, мыльница, туалетная бумага.
  • Учить выполнять простые гигиенические процедуры: чистка зубов, мытье рук, умывание.
  • Закреплять названия продуктов питания.

Показатели развития к  концу второго года обучения.

Дети должны:

* Называть части дома, комнаты.

* Называть мебель, знать ее назначение.

* Уметь пользоваться предметами туалета, знать их название: зубная щетка, паста, мыло.

* Различать посуду для приготовления пищи, для сервировки стола.

* Правильно и эстетично принимать пищу, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

* Не есть горячую и холодную пищу.

* Правильно сервировать стол.

* Правильно вести себя во время еды.

* Называть продукты питания.

Третий год обучения.

1 период:

Тема: «Животные»

Задачи:

  • Знакомство с дикими и домашними животными, животными жарких стран, крайнего севера.
  • Формировать знание названий детенышей животных, значения домашних животных для человека, где живут, образ жизни и чем питаются дикие животные.
  • Закреплять знания о предметах туалета.

2 период:

Тема: «Растительный мир»

Задачи:

  • Формировать знание названий: деревья, кустарники, трава, цветы, грибы ядовитые,  растения леса, лекарственные растения, съедобные растения.
  • Закреплять знания о животных и их образе жизни.

3 период:

Тема: «Улица».

Задачи:

  • Учить называть улицу, проспекты, площади.
  • Формировать знание проезжей части, места для пешеходов, перехода проезжей части, перекрестки, светофоры.
  • Формировать знание названий основных видов транспорта: наземный, водный, воздушный, грузовой, пассажирский, легковой.
  • Формировать знание названий основных частей машин и их назначение, профессий водителя и кондуктора, правил проезда в городском пассажирском транспорте.
  • Закреплять знания о растительном мире.

Показатели развития к  концу третьего года обучения.

Дети должны:

* Знать достопримечательности города.

* Правильно вести себя на улице, переходить ее на перекрестках.

* Классифицировать основные виды транспорта.

* Знать основные части машины.

* Знать правила проезда и поведения в общественном транспорте.

* Классифицировать животных.

* Знать название их детенышей.

* Иметь представление об их образе жизни и питании.

* Знать какую пользу приносят домашние животные.

* Распознавать некоторые съедобные, ядовитые лекарственные растения.

* Узнавать растения по семенам, листьям.

* Знать зону произрастания данного растения (лес, луг, сад).

     * Ориентироваться в природе.

Четвертый год обучения

1 период:

Тема: «Магазин»

Задачи:

  • Формировать знание назначения магазина, знание типов учреждений торговли: ларек, киоск, рынок; специализации магазинов: продуктовые, промтовары, универсальные, аптека.
  • Формировать знание устройства магазина: торговый дом, прилавок, касса, витрина, подсобные помещения.
  • Формировать знание названий профессий работников торговли.
  • Закреплять знания о транспорте, улицах города и правилах дорожного движения.

2 период:

Тема: «Больница»

Задачи:

  • Формировать знание назначения больницы, др. типов учреждений здравоохранения: поликлиники, санатория.
  • Формировать представление о здоровом образе жизни как профилактике заболеваний. Ввести понятия «гигиена», «режим дня», «вредные привычки».
  • Формировать знание профессий: врача, медсестры, санитарки, массажистки.
  • Закреплять знания о магазинах и профессиях работников торговли.    

3 период:

Тема: «Школа».

Задачи:

  • Формировать знание назначения школы, других учреждений системы образования: детского сада, училища, техникума, института.
  • Формировать знание назначения школьных принадлежностей: книг, тетрадей, портфеля, пенала, ручки, карандаша, линейки.
  • Знакомить с профессией учителя.

Показатели развития к  концу четвертого года обучения.

Дети должны:

* Знать названия и назначения учреждений торговли.

* Знать правила обращения с продавцом и кассиром.

* Уметь соблюдать очередь.

* Использовать пакеты, сумки для приобретенного товара.

* Уметь общаться с больным и врачом.

* Сообщать взрослым о первых признаках недомогания.

* Соблюдать профилактические, гигиенические процедуры и режим дня.

* Научиться работать с книгой, тетрадью.

* Общаться в учебной ситуации.

* Стремиться узнать больше, чтобы пойти в школу.

Раздел 5. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности

Первый год обучения.

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить проявлять эмоции при работе.
  • Формировать представление о поделках, рисунках как об изображениях реальных объектов.
  • Знакомить со свойствами различных материалов: пластилин, тесто, бумага, вата, краски, карандаши, мелки, фломастеры.
  • Приучать работать аккуратно.
  • Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами.

Лепка

Рисование

Аппликация

1 период: «Колобок». «Мячик»,

2 период: «Лепешки для матрешки»,

   «Конфетки для куклы», «Баранки»,

3 период: «Зернышки для птичек», «Огуречик»,

                  «Яблоко».

1 период: «Следы животных», «Дорожка»,

2 период: «Дождь», «Снег», «Ручеек», «Клубок»,

                  «Ленточки»,

3 период: «Иголки у ежа»,  «Травка», «Лучи солнца».

1 период: «Шарик», «Мячик»,

2 период: «Яблоко», «Гриб», «Кубики»,

 3 период: «Бусы», «Листики».

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны:

* Активно реагировать на предложение взрослого.

* Соотносить результат своей деятельности с реальными предметами.

* Положительно относиться к результатам своей работы.

* Овладеть различными приемами лепки: отщипывание, скатывание, раскатывание колбаски, сплющивание.

* Рисовать прямые, прерывистые, волнистые, закругленные линии различными изобразительными средствами.

* Выполнять аппликацию из одного предмета, наклеивать заготовку.

Второй год обучения.

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей положительное отношение к продуктивным видам деятельности.
  • Развивать способности у детей к созданию самостоятельных работ.
  • Воспитывать оценочное отношение детей к своим работам.
  • Учить сравнивать готовую работу с образцом.
  • Формировать умение пользоваться основными приемами лепки, рисования, аппликации.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу.
  • Подготавливать детей к выполнению сюжетных работ.

Лепка

Рисование

Аппликация

1 период: «Яблоки для ежа». «Угощение для куклы»,

2 период: «Большой и маленький мяч», «Погремушка»,

                  «Снеговик», «Неваляшка»,

3 период: «Сливы», «Рыбки», «Огурец и помидор».

1 период: «Мяч», «Яблоко»,

2 период: «Большой и маленький мяч»,

                  «Листья на дереве», «Колобок на пеньке»,

 3 период: «Яблоки в корзинке», «Рыбки в аквариуме»,

                   «В окнах дома зажглись огоньки».

1 период: «Большое и маленькое яичко»,

                  «Воздушные шары»,

 2 период: «Яблоко», «Яблоко на тарелке»,

                   «Грибы в корзине»,  

3 период: «Снеговик», «Зимний лес» - коллективная работа

Показатели развития к  концу второго года обучения.

Дети должны:

* Выполнять работу из деталей круглой и овальной формы, используя различные приемы.

* Давать оценку результата своей работы, сравнивая ее с образцом.

* Обыгрывать работы в своеобразной деятельности.

* Выполнять работу из нескольких частей.

* Ориентироваться на листе бумаги.

Третий год обучения.

Задачи:

  • Развивать умение выполнять работы с последующим созданием сюжета.
  • Учить передавать в работе основные свойства и отношения предметов (форма, цвет, размер, пространственные отношения).
  • Учить детей создавать работы по образцу, слову и замыслу.
  • Воспитывать оценочные отношения к своим работам и работам сверстников.

Лепка

Рисование

Аппликация

1 период: «Овощи», «Фрукты», «Ваза»,

2 период: «Снеговик», «Девочка в длинной шубке»,

                  «Медведь», «Заяц»,

3 период: «Ваза с фруктами», «Еж и гриб».

1 период: «Деревья осенью», «Фрукты в вазе»,

                  «Овощи в корзинке»,

2 период: «Ветка рябины», «Колобок и заяц», «Дома»,

                  «Чебурашка»,

3 период: «Зимний лес», «Новогодняя елка»,

                  «Украсим сарафан».

1 период: «Ваза с фруктами», «Осень золотая» - коллективная аппликация

                  «Елочки большие и маленькие»,

2 период: «Бусы для елки», «Девочка в зимней шубке»,

                  «Полотенце»,

3 период: «Заяц», «Птицы на ветках».

Показатели развития к  концу третьего года обучения.

Дети должны:

* Выполнять работу по образцу, соотносить ее с реальным объектом, по речевой инструкции.

* Готовить рабочее место, самостоятельно выбирать материал для работы.

* Участвовать в выполнении коллективных работ.

* Рассказывать о последовательности выполнения работ.

* Давать оценку своим работам и работам сверстников.

Четвертый год обучения

Задачи:

  • Создавать предметные и сюжетные работы, обыгрывая их.
  • Продолжать учить передавать основные свойства и отношения предметов.
  • Создавать работы по замыслу.
  • Учить в работах  передавать движения к своим и чужим работам.
  • Воспитывать одиночные отношения к своим и чужим работам.
  • Создавать работы,  сочетающие элементы рисования и аппликации.

Лепка

Рисование

Аппликация

1 период: Коллективные работы «Дары леса»,

                  «Урожай»,

2 период: «Три медведя», «Кого я встретил в зоопарке»,

                  «Мальчик идет», «Мишка делает зарядку»,

3 период: «Заяц и зайчата», «Курочка и цыплята».

1 период: «Дом моей бабушки»,

                  «Петрушка в шапочке»,

2 период: «Осенний лес», «Осенние дары»,

                  «Портрет друга»,

3 период: «Любимая игрушка», «Моя любимая сказка».

1 период: Вырезывание деталей по контуру: «Овощи»,

                  «Фрукты»,

                 Коллективная аппликация «Ваза с фруктами»,

2 период: «Осень золотая»,  «На лесной полянке»,

                  «Веселый клоун»,

3 период: «Лиса», «Наша улица»,

                  «Дед Мороз и Снегурочка».

Показатели развития к  концу четвертого года обучения.

Дети должны:

* Ориентироваться в пространстве, правильно располагать работу, прислушиваясь к словесной инструкции взрослого.

* Выполнять работу по образцу, представлению,  речевой инструкции.

* Рассказывать о последовательности действий.

* Эмоционально реагировать на красивое сочетание цветов, предметов в композиции.

* Участвовать в выполнении коллективных работ.

Если выполнение задач программы по развитию креативных видов деятельности вызывает затруднение (из-за особенностей развития ребенка: нарушение интеллекта, недоразвитие ручной моторики), то дефектолог может предлагать ребенку вспомогательный материал (печатки, трафареты) или использовать нетрадиционные способы работы (рисование пальцем, кистью ребенка, кляксография, выдувание).


Конспекты примерных занятий для детей младшего возраста,

имеющих отклонения в психическом развитии.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Поиграем с машинкой»

Задачи:

  1. учить соотносить игрушку с её изображением на картинке, выбирать ее среди других игрушек. Выполнять целенаправленные действия с игрушкой.
  2. Закреплять умение брать предметы 3 пальцами. Формировать интерес к продуктивным видам деятельности.

Материал: картинки с изображением машины, игрушки (машинка, мячик, юла, пирамидка, пластмассовые кубики).

Ход занятия:

  • Кукла Катя принесла нам картинку. Давай посмотрим, что на ней нарисовано.
  • Это машина.
  • Посмотри, а у нас есть машина? дай мне её. (Выбрать машину среди других игрушек).
  • Машина едет (показать,  как надо катить машину)
  • У машины кабина, кузов, колеса.
  • Покажи, где кабина, кузов, колеса?
  • В кузове,  можно перевозить кубики (показать,  как грузить кубики).
  • Теперь ты сложи кубики в машину (следить, чтобы ребенок брал предметы 3 пальцами).
  • Давай, отвезем кубики и построим из них дом. (Ребенок везет машину за веревочку).
  • Выгружает кубики из машины. (Следить, чтобы ребенок брал предметы 3 пальцами.  Показать, как можно построить дом. Ребенок  выполняет задание по образцу.).

Конспект занятия по теме: «Поиграем с мячом и юлой»

Задачи:

  1. учить фиксировать взгляд на предмете. Выполнять целенаправленные действия с ними, учить подражать действиям педагога.
  2. развивать умение брать предметы одной рукой, самостоятельно выполнять действия с ними. Развивать интерес к рисованию,

Материал: 2 коробки, юла, мячик. Краски, вода, салфетка, графическое изображение мяча.

Ход занятия:

  • Посмотри, какие красивые коробочки у меня на столе, давай посмотрим, что там лежит. (Дефектолог помогает ребенку открыть коробочки).
  • В этой коробочке мячик, а в этой юла. Давай достанем их. (Следить, чтобы ребенок брал предметы рукой, слегка поддерживая другой).
  • Мячик катится, скачет. Юла крутится (выполнить действия).
  • Предложить ребенку поиграть игрушками (катать мяч, крутить юлу).
  • Посмотри, куда покатился мяч.
  • Посмотри, как долго крутится юла.
  • Давай посмотрим, что ещё лежит в коробочке (достать листок с изображением мяча).
  • Это мячик, он белый. Давай, украсим его. (Дефектолог показывает, как можно нарисовать пальцем горошинки на мяче, обмакивая палец сначала в воду, а потом в краску).
  • Давай, вместе будем украшать мяч. (Дефектолог помогает ребенку выполнить задание).
  • Какой красивый мяч. «Красный, синий, голубой» поиграем мы с тобой. (Если ребенок не устал, можно продолжить играть с мячом и юлой).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для детей старшего дошкольного возраста,

имеющих отклонения в психическом развитии.

по теме: «Звук и буква У»

Материал: картинка для демонстрации буквы У; игрушка (собака), цветные ниточки, пуговицы большие и маленькие, пластилин, клеенка, салфетка.

Ход занятия:

  • Сегодня мы отправляемся в путешествие на самолете. Его надо заправить, а заправляется он словами, которые начинаются на звук А. Самолет готов к полёту. Взлетаем, полетели. Губы трубочкой. Самолёт летит и гудит У-У-У.
  • Посадка:
  • Нас встречает собака Ушастик. Чтобы пройти дальше нужно выполнить её задания:
  • «Соедини ниточки по цвету».
  • «Разбери пуговицы» (большие и маленькие).
  • Ушастик,  твои задания мы выполнили, теперь разреши нам пройти и подскажи куда мы прилетели.
  • Послушайте стихотворение и вы сразу поймете к какой букве попали.
  • У -  улитка на дорожке -
  • Смело выпустила рожки.
  • Уходите-ка с пути!
  • Не мешайте дом везти.
  •  Ну, конечно это буква У. А,  вот и она сама нас встречает. (Рассматривание буквы.  Произнесение буквы).
  • Где мы слышали этот звук?
  • - У-У-У- воют волки.
  • - У-У-У-  воет ветер.
  • - У-У-У – летит самолет.
  • Буква У рассказывает:
  • «Вместе со мной живут Устин и Ульяна. Дом мой охраняет собака Ушастик. Проходите. Я угощу вас ухой, а потом покажу вам Утку с Утятами (выбрать слова, которые начинаются на звук У).
  • Буква У предложила поиграть.
  • «Придумай слово на звук –У.»
  • «Какое слово лишнее» (исключи слово , которое не начинается на звук У).
  • Нам пора возвращаться, а чтобы букве У не было скучно, мы слепим ей подружку(лепка буквы: раскатать две колбаски: большую и поменьше. Соединить, чтобы получилась буква У).
  • Возвращаемся домой.
  • У-У-У- летит самолет.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме: «Звук и буква О».

Материал: демонстрационная буквы О, небольшой пузырек, 3 кубика, 3 ключа, таз с водой, пластмассовые буквы, крючок, краски, вода, салфетки, изображения буквы О.

Ход занятия:

  • Сегодня наше путешествие на поезде. Упражнение на развитие дыхания. «Паровоз гудит» (Дуть в пузырек, чтобы получился звук похожий на гудок паровоза).

- Приехали к букве, а дверь закрыта.

Игра подбери ключ.

(Закрепление предлогов).

Сначала берем ключ, который лежит на кубике

- за кубиком

- под кубиком

Ключ подобрали, открываем дверь (имитация движения – повороты ключей).

В домике живет буква О (рассматривание буквы, произнесение звука).

- Соедини средний и большой пальцы. Получилась буква О.        

- Буква О рассказывает, что вместе с ней живут бабушка Оля и дедушка Осип. Они повели на с в огород. Там растут огурцы и облепиха. Они покатали нас на ослике (выбери слова, которые начинаются на звук О).

«О-О-О» - плачет буква О.

Мои подружки упали в бассейн. Помогите их достать. (Вылавливание букв из таза с водой крючком).

- «Ох спасибо.  Ох спасибо» - благодарит нас буква О.

А теперь давайте поиграем.

«Придумай слово на звук О».

«Какое слово лишнее» (исключить слово, которое не начинается на

звук О).

«О-О-О» - плачет буква О. У меня гости, а я совсем не нарядная.

Украсим букву. (Рисование пальцем и красками).

- Можно возвращаться домой. Едем на поезде. (Упражнение «Паровоз гудит»).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста  

на тему: «Путешествие к Дольке в страну «Развивай-ка»

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Методы проведения:

1) развивающие игры, с использованием развивающего игрового обучающего комплекса коврографа «Ларчик» Воскобовича. 2) беседы; 3) работа с раздаточным материалом; 4) пальчиковая гимнастика; 5) мозговая гимнастика.

Особенности проведения занятия: Занятия проводится индивидуально. Продолжительность занятия 20 - 30 минут. При проведении занятий обязательно учитывается психологическое и физическое состояние ребенка с ЗПР.

Педагог заостряет внимание на необходимом пособии в конкретной игре, несколько раз повторяет задание при необходимости, требует ответа ребенка вслух. Очень важно говорить с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи

Ожидаемые результаты:

- осознание детьми старшего дошкольного и (или) младшего школьного возраста с ЗПР своих способностей;

- расширение знаний об окружающем мире;

- увеличение объёма памяти;

- развитие устойчивости и переключаемости внимания.

Цель: способствовать развитию распределения, концентрации и избирательности внимания у детей.

Задачи:

  1. Научить и приучать ребенка пользоваться ранее полученными знаниями.
  2. Расширять знания об окружающем мире.
  3. Развивать самоконтроль. Давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  4. Развивать психический процесс   (внимание).

Материал: развивающий игровой обучающий комплекс коврограф «Ларчик» В.В. Воскобовича, цветные веревочки, карточки с изображением домика Дольки, бусы на липучках, колокольчик, цветные крупные квадраты, игрушка бабочка.

ХОД:

В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.

   Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.

Для концентрации рассеянного внимания делаем паузу перед заданием, интонацию и приемы неожиданности (звенит колокольчик)

Педагог: я сегодня  смотрела увлекательную программу, в которой говорили об одной девочке Дольке. Живет она на острове Развивай-ке». Долька любит красивые наряды и украшения. Но у нее случилась неприятность. У нее рассыпались бусы. Очень просит помочь ей!!!

Предлагаю, помочь девочке. Согласен? (ответ ребенка)

Педагог: я знала, что ты согласишься ей помочь!! Но для этого, нам необходимо сначала добраться до острова.

Упражнение «Разноцветные веревочки».

Предлагаем ребенку отправиться к Дольке, которая живет на другом острове. На коврографе отмечены точки пути, нам необходимо проложить дорожку  к домику веревочками, соединить и пройти по ней пальчиком.

Для концентрации рассеянного внимания используем приемы неожиданности (стук).

Педагог: мне птички подсказали, что у модницы Дольки были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Долька принялась их собирать.

Упражнение «Разноцветные круги-липучки»

 (На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Ребенок под этими шариками прикрепляет точно такое же количество шариков (собирает «рассыпанные» бусы).

Для концентрации рассеянного внимания делаем паузу перед заданием, интонацию и приемы неожиданности хлопки. Аплодисменты!!! Какие мы молодцы, что помогли Дольке!!!

Игра «Поймай бабочку».

Поблагодарила Долька за помощь и предложила поиграть с ней на полянке.

Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой. На полу расположены карточки, раскладываются в три ряда по три в каждом ряду.

Цель: поиск карточки, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами ребенок следит, показывая пальчиком, рукой, можно передвигаться на соседнюю карточку. Как только ребенок находит нужную карточку, хлопает в ладоши.

Педагог: Молодец! Ты был сегодня такой внимательный!!

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.

Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Пособие «Коврограф Ларчик»  Соответствует требованиям ФГОС.

Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым , содержательным , доступным .

Упражнения, используемые в коррекционно-развивающей программе.

Упражнения на активизацию ощущений.

№ 1

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

       Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка,  размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:

    По ровненькой дорожке                    (поглаживающие движения)

    Топ – топ!                                            (поглаживающие движения)

    По гладенькой дорожке                     (поглаживающие движения)

    Скок – скок!                                        (поглаживающие движения)

         Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

    По кочкам,  по кочкам – топ – топ,

    На бугорочке – скок – скок,

    В ямку – бух!

№ 2

Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!»

     На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг – понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).

№ 3

Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).

Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором – вода. Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки у Вовочки мокрые. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.

После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал  (даётся инструкция: «Покажи мокрый бокал»).

№4

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»

Цель: формировать ощущения собственного тела.

Ребёнку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка? Дотронься до этого пальчика». Вначале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребёнка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом:

Девочке (мальчику) на ручку

Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку

Бабочку съела (съел).

«Кого укусила муха»: если формирование пальцевого гнозиса затруднено, можно использовать боле сильный раздражитель – щипок, укол. Вопросы: «Какой пальчик укусила муха? Покажи».

Упражнения с использованием «пальчикового бассейна»

№ 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».

Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребёнка к одновременному выполнению движений.

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну

Вот так, вот так!                            бассейна в направлении

                                                        вперёд-назад, пальцы разведены)

Мама и дочка полоскали платочки               (движения кистью в

                                                                            направлении

Вот так, вот так!                                                слева - направо)

Мама и дочка сушили платочки                   (движения кистью вверх-вниз)

Вот  так, вот так!

№ 2.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».

Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой взрослого. В ходе упражнения необходимо опустить ладонь на дно бассейна.

Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

№ 3.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна».

Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой  ладонью вправо - влево с фиксацией запястья на дне бассейна.

Подвижные игры,

используемые в коррекционно-развивающей программе.

Игра «Бездомный заяц»

Способствует развитию реакции, навыков невербального взаимодействия с детьми.

В игре принимают участие от 3 до 6 человек. Каждый игрок, заяц, чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — 1-2 метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Игра «В тридевятом царстве»

Способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и так далее), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события. Затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя о том-то?..», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если герой сказки появился здесь?»

Игра «Колпак мой треугольный»

Помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».

Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).

В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя).

В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу. Если это трудно, фразу можно сократить.

Игра «Маленькая птичка»

Развивает мышечный контроль.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее. Вместе с птичкой он успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Игра «Сороконожка»

Учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

Дети (5—10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.

Игра «Покатай куклу»

Способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях). Затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой. Если нет, то надо сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Игру можно повторить несколько раз.

Дидактические игры, используемые в коррекционно-развивающей программе.

Игра «Мой хороший попугай»

Способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из детей плюшевого попугая (мишку, зайчика).

Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Игра «Чудесный мешочек»

Развивает кинестетические ощущения, учит восприятию цвета, формы, а также умению сотрудничать со взрослым.

На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (пластика, дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге ее контуры. Затем фигурка вынимается из мешочка. Ребенок сравнивает ее с нарисованной, раскрашивает тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и называл те действия, которые он производит.

Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке». В последнем случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

В ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь

научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игра «Собираем головоломки»

Развивает коммуникативные способности ребенка.

Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.п.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает одной детали. Он обращается за помощью к взрослому. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее».

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игра «По грибы»

Учит подбирать предметы по образцу.

Для этой игры нужны грибы с разноцветными шляпками (красными, желтыми, белыми, коричневыми), корзиночки для сбора грибов.

Дети сидят в кругу, педагог-психолог раскладывает на полу грибы двух цветов (например, желтого и красного), берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, а в другую — с желтой. Затем отдает корзинки двум детям (по одной корзинке) и просит собрать в них такие же грибы. Дети собирают, а остальные наблюдают за их действиями. Затем играющие показывают, что они собрали в корзинку, а результат обобщают в словах: «Все красные», «Все желтые».

Игра «Достань машинку»

Учит понимать условия практической задачи, искать решения в окружающей обстановке.

Для этой игры нужны заводная машинка и палка.

Педагог-психолог заводит машинку, и она как бы случайно заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог-психолог просит ребенка достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить

практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в его поле зрения (палка лежит на подоконнике).

Если ребенок пытается это сделать рукой, не надо его останавливать. Пусть убедится, что это невозможно. Затем педагог-психолог говорит: «Давай поищем то, что тебе поможет». При необходимости нужно указать на палку. В конце игры можно напомнить ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно – экспериментальный проект: «Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»

Содержание проекта:      Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада.   Приоритетное направление п...

Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»  Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...

Методическая разработка: Программа по арт – терапии для детей с задержкой психического развития.

Программа педагогической арт-терапии «Радуга» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу де...

Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Отчёт учителя-логопеда по теме:" Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии."...

Информационный отчёт "Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии"

Информационный отчёт "Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии"...

Информационный отчёт "Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии"

Информационный отчёт "Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии"...