«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»
презентация по коррекционной педагогике

Штых Антонина Петровна

В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные условия для получения

инклюзивного  образования должны обеспечить образовательные организации. Также в презентации раскрыты цели, задачи, формы даботы с особыми детьми, а также проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида » Подготовила старший воспитатель Штых А.П. МКДОУ центр развития ребенка № 27 с.Хороль 2019год

Слайд 2

МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Слайд 4

В 1980году Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант шкалы ограниченных возможностей 1). Недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции. 2). Ограниченные возможности – любое ограничение либо потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом и в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. 3). Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли.

Слайд 5

Понятие «дети-инвалиды» К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Слайд 6

Классификация основных категорий аномальных детей: 1 .Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 7

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 612 тысяч - детей – инвалидов. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает. В 2012 году их насчитывалось 571,5 тысячи человек, в 2015 году уже 612 тысяч человек.

Слайд 8

Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Понятие «инклюзия» и «инклюзивное образование»

Слайд 9

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы принадлежит советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому , который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии.

Слайд 10

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». ( Закон «Об образовании в РФ»)

Слайд 11

Принципы инклюзивного образования • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения. • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка . • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. • Принцип междисциплинарного подхода . • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания . • Принцип партнерского взаимодействия с семьей . • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Слайд 12

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) - - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Реабилитация – это восстановление утраченных функций. Абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел.

Слайд 13

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации выдается инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" Разработка ИПРА ребенка-инвалида осуществляется специалистами бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданина. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.

Слайд 14

Реализация ИПРА

Слайд 15

Рекомендации ПМПК Создание специальных условий 1. Материально-техническая база 2. Организационное обеспечение 3. Организационно-педагогическое обеспечение : 4. Психолого-педагогическое сопровождение 5. Кадровое обеспечение :

Слайд 16

Организация и осуществление образовательной деятельности «Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности». (Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)

Слайд 17

«…содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)

Слайд 18

Примерная структура адаптированной образовательной программы

Слайд 19

Этапы создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) Первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого и интеллектуального развития. Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая ООП ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Слайд 20

Структура индивидуального образовательного маршрута. Целевой, Информационный, Содержательный, Диагностическо - результативный.

Слайд 21

О сновные группы условий : 1. Материально-техническая база : оснащение специальным оборудованием; соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам образовательного учреждения, выполнение норм пожарной и электробезопасности, и др. 2. Организационное обеспечение образовательного процесса: Включает в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение. Специальные условия для получения детьми с ОВЗ инклюзивного образования

Слайд 22

Специальные условия для получения инклюзивного образования 3. Организационно-педагогическое обеспечение: Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение , Организация коррекционной работы. 5. Кадровое обеспечение: Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики.

Слайд 23

Социализация детей с ОВЗ «Социализация» - способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Слайд 24

Работа по социализации Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской Деятельности: игровой; опытно-экспериментальной; проектной.

Слайд 25

Опытно-экспериментальная деятельность Под руководством педагога ребенок: учится формулировать проблему, задавать вопросы, высказывать предположения, делать выводы, исправлять ошибки. Опытно-экспериментальная деятельность развивает: - коммуникативные навыки, - наблюдательность и пытливость ума, - стремление к познанию мира, - формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку. Наличие таких качеств у детей с ОВЗ говорит об их успешной социализации.

Слайд 26

Проектный метод Позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. В процессе применения метода проектов происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений. Развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность. Накапливается опыт коммуникации.

Слайд 27

Работа с семьями детей Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества .

Слайд 28

Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Гиперопека часто является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Не принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест». Отсутствие знаний и навыков , необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные условия для ребёнка дома.

Слайд 29

Цель психолого-педагогической работы с родителями : Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; сформировать адекватную самооценку.

Слайд 30

Формы работы с родителями детей с ОВЗ. Беседы : коллективные и индивидуальные. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей . Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений .

Слайд 31

Проблемы и трудности инклюзивного образования психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения лиц с ОВЗ и инвалидов. отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.

Слайд 32

«Инклюзивное образование — это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, — с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье». Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации

Слайд 33

Заключение «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных…». Мы должны сделать все необходимое для того, чтобы дети с ОВЗ могли расти и развиваться вместе с другими ребятами, получить качественное и доступное образование и реализовать себя в дальнейшем…

Слайд 34

«Не в ажно, какой у человека диагноз. Важно относиться к нему с уважением, и дать возможность достойно жить»

Слайд 35

Благодарим за внимание! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование математических представлений

Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, сто заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей....

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  Алгоритмреализации индивид...

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...