Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
рабочая программа

Александрова Инна Вячеславовна

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»

Утверждаю Заведующий

МБДОУ «Детский сад№ 85"

_________

«____»_____________20__г.

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

5 группа

1. Цели и задачи

Цель:

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

1.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2.Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания  в образовательном учреждении.

3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.

4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.

5.Обеспечение актуального включения  в окружающую социальную среду  ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями  и учетом зон ближайшего и перспективного развития.

6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида..

7. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.

8. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование  адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.

10. Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.

11. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.

2. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида

1) диагностико-прогностический;

2) коррекционно-формирующий;

3) оценочно-проективный.

        Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:

- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;

- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;

- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в  воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.

        Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей  адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и  направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.

        Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;

- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.

        Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями.  Реализация  коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.

2.1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных  направлений:

- анализ социальной ситуации  развития  ребенка-инвалида;

- реализацию индивидуальной образовательной траектории  развития ребенка-инвалида,  создание  предметно-развивающей среды  и  адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;

- показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;

- организацию действенной консультативной  работы для родителей( законных представителей) ребенка - инвалида  всеми педагогами ДОУ;

- предоставление практической  и  методической помощи родителям  через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;

- анкетирование родителей о результативности  взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;

- участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида  в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуальногокомплексного динамического сопровождения развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с состоянием его здоровья.

 3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        Основной документ, который содержит гигиенические  требования к организации работы с ребенком-инвалидом- "Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа - 30.07.2013 года), в котором говорится :" Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении..."

        Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.

        Немаловажным фактором реализации индивидуальной  программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.

        Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей,  создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены "уголки уединения" и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

3.1.  Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида

С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалидаДОУ созданы оптимальные  материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:

- санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;

- санитарно-бытовые и социально-бытовые  условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
- пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;

- обеспечение психологического комфорта воспитанника;

- гармоничное развитие ребенка -инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;

- постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.

План мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка

Основные задачи

Задействованные педагоги 

Направления работы

1 этап – подготовительный

 1

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

Заведующий

педагог

Встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей.

 2

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ

Воспитатели, специалисты

Обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида.

 3

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

Зам. зав по УВР, воспитатели, специалисты

Проведение методических мероприятий для задействованных педагогов.

 4

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Воспитатели, специалисты, члены ПМПк

  • Составление индивидуального образовательного маршрута и

реализация индивидуальной образовательной программы.

 5

Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

Воспитатели, специалисты

  • Комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи.

 6

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

Воспитатели

Работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков.

Создание предметно – развивающей среды.

 7

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

Медицинская сестра,

педагог

Медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида.

Медицинское сопровождение.

2 этап – основной

1

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

Воспитатели, специалисты

Корректировкаиндивидуального образовательного маршрута специалистами.

 2

Координация работы с семьей ребенка-инвалида. Участие родителей в коллективных мероприятиях в соответствии с планом ДОУ

Воспитатели, специалисты

Медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану.

Создание условий для полноценного социально-эмоционального развития и воспитания ребёнка в семье

3

Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, педагог, специалисты, члены ПМПк

Использование игровых технологий социализации.

4

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида  в макросреде)

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, педагог, специалисты, члены ПМПк

Установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида  в социум.

6

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

Медицинская сестра.

Медицинское сопровождение.

План мероприятий

Мероприятия

Цели

Участники

Ответственные

Сроки

Совместная деятельность родитель – ребенок - педагог

«Осенний кросс»

Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание любви к спорту, чувство товарищества и спортивный характер.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Сентябрь

Консультация для родителей

«Готовимся к школе»

Укреплять взаимодействие педагогов детского сада с семьей. Совершенствовать работу  с родителями по подготовке ребенка с ОВЗ к обучению в школе.

Родители

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Сентябрь

Консультация для родителей

«Организация индивидуальной работы по коррекции речевых недостатков»

Довести до сведения родителей итоги мониторинга и проинформировать их об организации коррекционной работы в условиях группы компенсирующей направленности

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Сентябрь

Выставка творческих работ «Цветочная лавка»

Учить детей видеть красоту, сохранять, создавать ее своими руками.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатель ИЗО,

Воспитатели

Сентябрь

Утренняя зарядка совместно с родителями

Формирование здорового образа жизни

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ФИЗО

Октябрь

Выставка детских рисунков «Осень бывает разная: зеленая, желтая, красная»

Создавать условия для развития познавательных способностей детей, обогащать представления о причинах природных явлений. Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ИЗО

Октябрь

Праздник «Краски осени»

Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, умение общаться, быть честными, доброжелательными, отзывчивыми, свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками

Дети

Педагоги

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Октябрь

Спортивное развлечение  «День народного единства»

Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

Дети

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Ноябрь

Праздник День матери «Все начинается с нее»

Воспитывать чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме.

Дети

Родители

Педагоги

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Ноябрь

Консультация «Как правильно учить ребенка читать»

Познакомить родителей с приемами работы по обучению грамоте.

Дети

Родители

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Ноябрь

Родительский клуб

Детско-родительский тренинг «Общаться с первоклассником, как?»

Подготовка родителей к предстоящему обучению в школе.

Родители

Дети

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Конкурс творческих работ «Дефиле в карнавальных масках»

Привлечение родителей к активному участию в культурной жизни детского сада в рамках  Новогодних и Рождественских праздников

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ИЗО,

Музыкальный руководитель,

Декабрь

Новогодний праздник

Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздников, украшении помещений группы, музыкального зала, участка детского сада

Дети

Педагоги

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Декабрь

Спортивное развлечение «Народные забавы»

Воспитание интерес к русским народным играм.

Дети

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Январь

Консультация «Рука развивает мозг»

Рассказать родителям о связи между развитием мелкой моторики и речи, мыслительных процессов.

Родители

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Январь

«Мастерская морозко»

Развитие сотрудничества педагогов и родителей в создании развивающей среды на участках.

Родители

Педагоги

Воспитатели,

Февраль

Квест – игра «Школа молодого бойца»

Воспитание патриотического отношения к Российской Армии. Пропаганда здорового образа жизни.

Дети

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Февраль

Консультация для родителей

«Автоматизация звуков»

Познакомить родителей с играми по автоматизации звуков в домашних условиях.

Родители

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Февраль

Праздник «8 марта – женский день»

Формировать представление о будничных и праздничных днях. Знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям.

Дети

Педагоги

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Март

«Пасхальный сувенир»

Привлечение к совместной  деятельности детей и родителей к культурной жизни детского сада и сохранению традиций русского народа.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ИЗО

Апрель

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

Формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Развитие взаимоотношений между родителями и детьми.  

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Апрель

Родительский клуб

Детско-родительский тренинг «Давайте делать все вместе»

Подготовка родителей к предстоящему обучению в школе.

Родители

Дети

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»

Речевое развитие дошкольников и формирование интереса к художественному слову.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели

Май

Парад. Военная – спортивная игра «Зарница»

Воспитание чувства патриотизма, формирование знаний о войне, о защитниках Родины.

Дети

Педагоги

Воспитатель ФИЗО,

Воспитатели

Май

Консультация «Диагностика речевой готовности детей к школе»

Познакомить родителей с итогами диагностики и дать рекомендации.

Родители

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Май

Фотовыставка «Бессмертный полк»

Воспитание чувства патриотизма, формирование знаний о войне, о защитниках Родины.

Дети

Родители

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ИЗО

Май

Консультация для родителей «Адаптация ребенка с ОВЗ к начальной школе»

Профилактика школьной дезадаптации.

Дети

Педагоги

Воспитатели, Воспитатель ИЗО

Май

Индивидуальное психологическое консультирование родителей по запросам

Психологическая помощь родителям ребёнка-инвалида, контроль за ходом психического развития ребёнка, поддержка в трудных ситуациях

Родители

Педагог-психолог

Педагог-психолог

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...

«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»

В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  Алгоритмреализации индивид...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки  ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....