Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Воробьева Наталья Леонидовна

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipra.docx81.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  №90 "Айболит"

Принято на заседании ППк

МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №90 "Айболит"

Протокол от ______________ № ___

Согласовано с родителями (законными представителями)

________________  /__________________

УТВЕЖДЕНО:

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит"

_________________

.

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка-инвалида

Фамилия, имя, отчество ребёнка:

Год рождения:

Группа:

Учебный год:

 

                 

г. Нижневартовск, 2021 г.    

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Пояснительная записка

2.

Принципы и подходы к формированию индивидуального образовательного маршрута

3.

Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута

4.

Общие данные

5.

Мероприятия реализации индивидуального образовательного маршрута

6.

Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы

6.1.

Воспитатель

6.2.

Учитель-логопед

6.3.

Педагог-психолог

6.4.

Музыкальный руководитель

6.5.

Инструктор по физической культуре, инструктор по физической культуре (плавание)

7.

Планируемые результаты освоения воспитанником индивидуального образовательного маршрута

8.

Мониторинг  развития ребенка

9.

Результаты реализации индивидуального образовательного маршрута

10.

Выводы, рекомендации

11.

Список литературы

1. Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка-инвалида  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №90  "Айболит"  (далее – ИОМ)  разработана в соответствии  с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Санитарных правил С.П. 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
  • Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 №68-оз "Об образовании в ХМАО-Югре".

ИОМ разработан с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида

2. Цель, задачи реализации ИОМ

Цель: проектирование психолого-педагогической работы и создание условий для развития воспитанника ребенка-инвалида.

Задачи:

  1. Создать условия, способствующих освоению воспитанником Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" и его интеграции в социум;
  2. Осуществлять развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  3. Осуществить индивидуально ориентированную психолого–педагогическую помощь воспитаннику ребенку-инвалиду с учётом индивидуальных возможностей и особенностей в соответствии рекомендациями ИПРА;
  4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным    представителям) воспитанника ребенка-инвалида по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

3. Принципы и подходы к формированию ИОМ

1. Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей.

2. Принцип учета возрастных границ.

3. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуального образовательного маршрута.

4. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуального образовательного маршрута.

5. Принцип системного подхода к проектированию индивидуального образовательного маршрута.

6. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуального образовательного маршрута.

7. Принцип единства диагностики и коррекции.

4. Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Режим пребывания в ДОУ

Полный день, пятидневная неделя

Основной диагноз

Группа здоровья

5 специальная ЛФК

Заключение учителя-логопеда ДОУ: комплексная оценка уровня речевого развития позволяет сделать вывод  о наличие у воспитанника расстройства экспрессивной речи (РЭР). Согласно классификации уровней речевого развития Р.Е. Левиной – ОНР  III уровня речевого развития.

Выявлена потребность в оказании коррекционной помощи  в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Необходимость представления ребенка-инвалида на ТПМПК в целях определения программы обучения на предстоящий 2022-2023 учебный год.

Заключение педагога-психолога ДОУ: эмоционально-личностное, эмоционально-волевое  и познавательное  развитие снижено.

5. Мероприятия реализации ИОМ

Реализация ИОМ на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает проведение обследования ребенка, подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях дошкольной организации;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

6. Содержание образовательной и коррекционно-развивающей работы

6.1. Воспитатель

Цель: создание условий для полноценного развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанника ребенка-инвалида.

Направление работы

Режим

Формы, способы, методы организации работы 

Реализация ИОМ, создание адекватных для данного ребенка условий развития

5 дней в неделю

Групповые

Индивидуальная работа во время организации НОД

Организация различных видов игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр

Проекты различной направленности,

праздники, социальные акции и пр.

Использование образовательного потенциала режимных моментов

Обучение воспитанника осуществляется по Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" (далее – ООП).

При реализации программного содержания образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» особое внимание уделяется работе по:

  • формированию умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • формированию умения принимать и удерживать правила в игровой и учебной ситуации;
  • формированию умения действовать со словесной и зрительной инструкцией.

При реализации программного содержания образовательной области «Речевое развитие» особое внимание уделяется работе по:

  • формированию и развитии лексико-грамматического строя речи;
  • формированию звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • формированию правильного звукопроизношения;
  • формированию фонематического восприятия;
  • формированию слоговой структуры слов.

При реализации программного содержания образовательной области «Познавательное развитие» особое внимание уделяется работе по:

  • формированию временных и пространственных представлений;
  • развитию навыков исключения и обобщения, анализа и синтеза, установлению причинно-следственных связей.

Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия по выполнению заданий профильных специалистов.

6.2. Учитель – логопед

Цель: создание оптимальных условий для преодоления у воспитанника речевых нарушений и формирование речевой коммуникации с учетом индивидуальных особенностей развития в целях обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Задачи:

  • Обеспечить условия для реализации прав ребенка на компенсацию и устранение речевых нарушений.
  • Развивать все компоненты языковой системы посредством реализации различных форм обучения с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
  • Осуществлять подготовку к освоению письменных форм речи (чтения и письма).
  • Формировать у ребенка предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка), умение взаимодействовать друг с другом, произвольно управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами.

Формы организации коррекционно-развивающей работы: проведение пролонгированного консультирования с родителями (законными представителями), проведение индивидуальных занятий  воспитателями возрастной группы на основании рекомендаций  и заданий учителя-логопеда.

Реализация индивидуального маршрута осуществляется на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю по 10-15 минут.

1 период:

Январь-март 2022 г.

Направление

коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Формы и методы

коррекционной работы

моторика

Мелкая

Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики

Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку

Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги

- Удержание пальчиковых поз под счет до 10 «Зайчик», «Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка».

- Обведение по контуру фигур, штриховка

Артикуляционная

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного  переключения с одного  движения к другому).

Уточнение артикуляции свистящих звуков.

- Комплекс артикуляционных упражнений на свистящие звуки (С, Сь, З, Зь, Ц)

«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с.
«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек.

«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

 «Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

«Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох

- Закрепить навык мягкого голосоведения.

- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением

- Д/игра «Дудки»

- Д/игра «Баскетбол»

- Пропевание гласных звуков

- Д/игра «Тише-громче»

- упражнения на силу голоса «Улитка»

- выработка интонационной выразительности

Фонематические процессы

- Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- «Мерсибо» «Бедный дракончик»

- Д/игра «Внимательные ушки» (гласные, согласные звуки)

- Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук)

- дать характеристику звукам: гласным, согласным по заданию логопеда

Звукопроизношение

- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Контроль правильного произношения свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

- Формирование (уточнение) артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений

Связная речь

- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

- Д/игра «Удивление»

- Д/игра «Восхищение»

- Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?»

- Игровые ситуации «Мама и дочка, папа и сын», «Доктор и пациент»

2 период:

Апрель - май 2022 г.

Направление

коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Формы и методы

коррекционной работы

моторика

Мелкая

Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики

Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку

Закреплять умение правильно удерживать карандаш, руку на листе бумаги

- Удержание пальчиковых поз под счет до 10 «Зайчик», «Козочка», «Сова», «Домик», «Птичка», «Человек-паук»

- Обведение по контуру фигур, штриховка

Артикуляционная

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного  переключения с одного  движения к другому).

Уточнение артикуляции шипящих звуков.

- Комплекс артикуляционных упражнений на шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ)

«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).
«Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук.
«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек.

«Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).
«Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.)

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

- Д/игра «Лабиринты»

- Д/игра «Баскетбол»

- Пропевание гласных звуков

- Д/игра «Тише-громче»

- упражнения на силу голоса «Улитка»

- выработка интонационной выразительности

- дуть друг другу граненый карандаш

- отхлопывание ритма по образцу

Фонематические процессы

- Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

- Формировать навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

- «Мерсибо» «Волк и овцы», «Правильный банан», «Свинки-копилки»

- Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук)

- дать характеристику звукам: гласным, согласным по заданию логопеда

- повторение оппозиционных цепочек (почка-бочка, кашка-качка и др.)

Звукопроизношение

- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Контроль  правильного произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч)

- Формирование (уточнение) артикуляции шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков согласно комплексу артикуляционных упражнений

Связная речь

- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

- Разгадывание загадок

- Д/игра «Отгадай по описанию»

- Д/игра «Удивление»

- Д/игра «Восхищение»

- Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?»

- Игровые ситуации «Мама и дочка, папа и сын», «Учитель и ученик»

3 период:

Июнь-август 2022 г.

Направление

коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Формы и методы

коррекционной работы

моторика

Мелкая

Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством проведения пальчиковой гимнастики

Учить ставить и удерживать пальчиковые позы под счет, музыку

- Рисование фигур, узоров на песке

- Удержание пальчиковых поз под счет до 10.

- Обведение по контуру фигур, штриховка, шнуровка

Артикуляционная

Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов

артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость (без подёргивания, дрожания, синкинезий), устойчивости конечного результата, плавного  переключения с одного  движения к другому).

- проведение комплекса артикуляционных упражнений на соноры (Р, Рь, Л, Ль)

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).
«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).

«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).
«Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

- Д/игра «Лабиринты»

- Д/игра «Баскетбол»

- Д\игра «Дыхание летнего леса»

- Упражнения на силу голоса «Улитка»

- выработка интонационной выразительности

- дуть на предметы: одуванчик, цветок и др.

Фонематические процессы

- Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

- Д/игра «Поймай звук» (поймать в ладошки предложенный звук)

- повторение оппозиционных цепочек (почка-бочка, кашка-качка и др.)

Звукопроизношение

- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Контроль произношения свистящих и шипящих звуков. Поправлять в речи.

Связная речь

- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

- Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием

- составление рассказа по теме «Бабочки», «Лето», «Цветы» с опорой на сигналы

- Д/игра «Удивление»

- Д/игра «Восхищение»

- Д/игра «Журналист» (задать вопрос «Как ты провел выходные?»

- Игровые ситуации «Бабушка и внучка, дедушка и внук», «Продавец и покупатель»

6.3. Педагог-психолог

Цель: Психологическое сопровождение развития личности ребенка, сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие полноценному познавательному и личностному развитию.

п/п

Направление

коррекционной работы

Задачи, содержание

коррекционной работы

1.

Развитие общей моторики

Совершенствование статической и динамической координации движений:

«Брось мяч», «Поймай мяч», «Пройди по мостику», «Перешагни через препятствие», «Громче, тише (хлопают в ладоши)», «Перепрыгни через сугроб», упражнения «Расскажи стихи руками»

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса:

(Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением) «Лодочка», «Снеговик», «Дерево».

Упражнения для развития  крупной моторики, формирования ощущения границ  своего тела и его положения в пространстве:

«Бревнышко», «Колобок», «Ползанье на животе», «Ползанье на четвереньках».

2.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

«Белка», «Цап-царап», «Волшебный узор», «Веер», «Волшебная ложечка» (на песке), «Лабиринт» (на песке), «Павлин», «На зарядку становись», «Бабочка», «Обведи предмет», «Колобок», «Графический диктант», «Штриховка».

3.

Развитие познавательных психических процессов

Развитие зрительного восприятия:

«Найди игрушку», «Составь картинку», «Белый лист», «Узнай предмет», «Найди такой же предмет», «Цвета», «Кто наблюдательнее», «Расскажи о животных», «Геометрическое лото»

«Узнай, кто нарисован»,  «Нарисуй по трафарету»,  «Составь целое из частей»,  «Палка, палка, огуречек….»,  «Найди на картинке», «Чудесный мешочек», «Мой весёлый звонкий мяч»,  «Подбери силуэт к предмету»,  «Составь из мозаики предмет»,  «Оденем куклу», «Подбери нитки к платью», «Найди свою одежду среди другой», «Наложи цветное – на контурное изображение», «Разрезные картинки».

Развитие слухового восприятия:

«Продавец и покупатель», «Найди игрушку», ‘'Встречайте гостей!”, “Солнце или дождик”, “Узнай по звуку”   « Мишка идет, мишка бежит»,  «Мы рисуем дождь», «Две собаки», «Мы слушаем музыку».  

 Развитие пространственных ориентировок:

«Незнайка в лесу», «Где мячик?», «Угадай, где звенит колокольчик», «Динамические картинки», «Птичка и кошка», «Путаница», «Запрещенное движение»,  «Встань, как я скажу», «Веселые человечки», «Найди себе пару», «Сравни два плана комнаты», «Карусель», «Самолеты».

Коррекция и развитие процесса внимания:

«Где ошибся Буратино», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Забавный художник», «Дорисуй-ка», «Два круга», «Собираем ягоды», «Правда или нет?», «Чего на свете не бывает?», «Быстро отвечай»,  «Самый внимательный», «Три движения».

Коррекция и развитие процесса памяти :

«Фотоаппарат», «Найди отличия»,  «Сорока-белобока», «Сыщики», «Опиши предмет»,  «Повтори орнамент», «Запомнил - нарисовал»,  «Какая она», «Болото», «Какой игрушки не хватает?», «Снежный ком», «Я положил в мешок..», «Кто больше назовет».

Коррекция и развитие мыслительной деятельности:

«Заполни пустой квадрат», «Найди пару», «Кто, где живет», «Больше чем, меньше чем», «Что лишнее», «4-й Лишний», «Кто быстрей?», «Какое слово не подходит?», «Съедобное, несъедобное», «Раскрась правильно», «Недостающий предмет», «Заколдованные сказки», "Нелепицы", «Что сначала, что потом?», «Какие части подходят предмету?»,  «Подбери шарфик кукле», «Найди по описанию».

4.

Развитие эмоционально-личностной сферы

 Дифференциация эмоциональных состояний:

«Зеркало», «Рисование схемы эмоционального состояния по памяти», «Почемучки», «Нарисуй свое настроение», «Я сегодня самый…», «Почему грустит котенок», мимическое упражнение «Фрукты»

Формирование положительного эмоционального состояния:

«Куклы», «Сороконожка», «Встреча», «Тигр на охоте», «Чудесный сон котенка»

5.

Развитие социально-коммуникативной сферы

Формирование социализации:

«Звери на болоте», «Что мы делаем, покажем», «Два товарища», «Дотронься до…» «Сотворения чуда»

Формирование коммуникативных способностей:

«Два барана», «Подбери слова-признаки», «Здравствуй», «Дай» (на основе рассказа Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Зверинец», «Сороконожка», «Кошачий секрет», «Комплименты».

6.

Коррекция коммуникативной сферы

Развитие навыков конструктивного общения 

«Игры-ситуации», «Лебедь, рак и щука», «Волшебные водоросли»,  "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", «Коврик примирения», «Дружная пара»

Формирование умения слушать и слышать другого человека

«Разговор через стекло», «Пойми меня», «Веселая сороконожка», «Волшебный букет цветов" «Волшебные слова», «Улавливай шепот»

Формирование навыка свободного и доверительного общения

«Слепец и поводырь», «Кинолента» «Изобрази пословицу», «Укрась слово», «Закончи предложение», «Рукавичка», «Какой, какая»

7.

Коррекция социализации

Отработка сотрудничества и взаимодействия:

«Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата», «Репка», функциональное упражнение «Салат», «Эстафета дружбы», игра «Эхо», Коллективная работа «Лес – полон чудес», игра «Маленький конструктор», «Компас», функциональное упражнение «Ласковые лапки», «Тепло ладоней», «Дорога на мельницу».

8.

Коррекция эмоционально –волевой сферы

Этюд «Пробуждение на деревенском лугу», «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Путешествие в страну настроений», «Ровным кругом», «Графический диктант», «Слушай и выполняй», «Волшебный лабиринт» (на песке, бумаге, в подвижной игре), «Скопируй по образцу» (фигуры по клеточкам, движения), «Крестики нолики», «Четыре стихии», «Король Боровик не в духе», «Вместе весело шагать», «Найди пару

9.

Коррекция пространственных представления

Ориентировка в пространстве : Подвижная игра «Лисонька, где ты?», «Найди маршрут», «Где  игрушка», «Выше, ниже», «Что где?», «Теремок», «Холодно и горячо», «Магазин», «Клад»

Ориентировка на листе бумаги

 «Выложи фигуры по образцу», «Графический диктант», «Найди положение фигуры», «Лабиринт», «Повтори графический рисунок», «Поставь фишку», «В гостях у клоуна».

Ориентировка по отношению к собственному телу:

«Вижу справа, вижу слева» , «Солдаты в строю», «Что у меня на лице», «Выполни по сигналу», «Путаница», «Моя правая рука, моя левая рука»

6.4. Музыкальный руководитель

Цель: Создание эффективной музыкально-педагогической системы для коррекции отклонений в деятельности  сердечно–сосудистой системы ребенка средствами музыкального воспитания.

Задачи:

  • Продолжить индивидуализированную коррекцию особенностей воспитанника через мониторинг, совместную деятельность в единстве со всеми специалистами.
  • Организовывать познавательную деятельность   средствами музыкального воспитания.
  • Осуществлять качественное музыкально – педагогическое сопровождение при решении коррекционных задач через непосредственно организованную деятельность.
  • Организовать эффективную преемственность между ребенком инвалидом  воспитателями через проведение совместных игр, развлекательных программ, утренников и т.д.

Содержание работы

Дата

Форма

Ответственные

1.

Проведение диагностики по разделам музыкального воспитания

Октябрь

Январь

Май

НОД

Музыкальный руководитель

2.

Музыкальные игры малой подвижности.

В течение года

НОД

Музыкальный руководитель,

3.

Музыкально-дидактические игры для выполнения дома.

В течение года

Консультации для родителей

Музыкальный руководитель

4.

Обучение, закрепление и автоматизация музыкальных ритмических упражнений.

В течение года

НОД

индивидуальная работа. Совместная деятельность

Музыкальный руководитель, воспитатель

5.

Коррекция нарушений ССД, дыхательная гимнастика, логопедические распевки.

В течение года

НОД

индивидуальная работа.

Музыкальный руководитель.

6.

Музыкально-подвижные, народные игры, сценки, спектакли

В течение года

НОД, индивидуальная работа. Совместная деятельность

Музыкальный руководитель,

7.

Консультативные занятия для родителей на тему  «Влияние классической на оздоровление ребенка»

В течение года

Консультации

Музыкальный руководитель

6.5. Инструктор по физической культуре,

инструктор по физической культуре (плавание)

Цель: способствовать социализации ребенка с заболеваниями ССС в среде ровесников за счёт развития координационных возможностей организма.

Образовательная область "Физическое развитие" реализуется с ребенком в ходе индивидуальной работы  с использованием комплексов  ЛФК (пособие Н.И. Шлык «Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечнососудистой системы») и через НОД, в соответствии с возможностями организма.  Основная цель — формирование двигательных навыков, зрительно- пространственной координации.

Задачи:

  1. Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
  2. Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  3. Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
  4. Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  5. Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм;
  6. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого;
  7. Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
  8. Формировать у детей игровые двигательные действия.

Противопоказаны: упражнения с задержкой дыхания, напряжением, на блочных тренажерах,  также положение вниз головой (стойки на голове и т. п.).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе режимных моментов: ЛФК -  2 раза в неделю 25 минут, оздоровительная ходьба - ежедневно на прогулке.

Основные виды и содержание упражнений,

используемые на физкультурных занятиях:

  1. Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения,
  2. Упражнения для развития развитие ритма и пространственной организации движения,
  3. Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц,
  4. Статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог,
  5. Тренировка ходьбой,
  6. Упражнения для улучшения равновесия и двигательной силы,
  7. Развитие координации и равновесия.

п/п

Направление

коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

1.

Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения

Из положения "лёжа на спине"

  1. Дугами вперёд руки вверх –вдох, руки через стороны –выдох.
  2. Руки скрестно перед грудью- выдох, руки в стороны- вдох.
  3. Поднимание согнутых в коленях, ног- выдох, опускание прямых ног – вдох.
  4. Поочередные круговые движения в тазобедренном суставе поднятой ногой. Дыхание произвольное.
  5. Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное.
  6. Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное.
  7. Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук.

Из положения "стоя"

  1. Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться - вдох, и.п.- выдох.
  2. Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону - вдох, и.п.- выдох.
  3. Руки согнутые перед грудью, пружинистые отведения рук назад.
  4. Руки на пояс, круговые движения туловищем.
  5. Руки в стороны – вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей -выдох.
  6. Выпад вправо (влево), руки в стороны – выдох, и.п. – вдох.
  7. Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное.
  8. Отведение ноги в стороны – выдох, и.п. – вдох.
  9. Присед, руки вперед – выдох, и.п. – вдох.
  10. Ходьба обычная на носках , с высоким подниманием колена.

Методические указания: упражнения можно выполнять гимнастической палкой, гантелями 1-2 кг и другими предметами.

Темп выполнения упражнении средний и медленный, число повторений упражнений 8-12 раз. При щадящем режиме применяется дозированная ходьба до 1-3 км. Используются также подвижные игры умеренной интенсивности.

2.

Упражнения для развития чувствительности мышц

«Мыши в кладовой», Сидячий футбол»,»Ванька-встанька«Лягушка», «Бабочка»» « Сорви яблоко» «Цапля», «Солдатик»,

3.

Статические упражнения напряжения

1.И.п. — ходьба на носках, хлопки руками над головой (30—40 с).

Следить за осанкой, дыхание произвольное.

2.И.п. — ходьба высоко поднимая колени (30—40 с).

Не наклоняться вперед, выше поднимать колени.

3.И.п. — ходьба с глубокими выпадами (6—8 раз).

Выпады выполнять шире, не прыгать, спину держать ровно

4.И.п. — основная стойка (о.с.) — глубокий вдох носом.

«Подуем на пушинку» — долгий выдох через полуоткрытый рот, губы — «трубочкой» (4—5 раз).

Выдох выполнять как можно дольше.

5.И.п. — сидя на полу, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях — выдох, вернуться в И.п. — ноги выпрямить — вдох (5—6 раз).

Носочки оттягивать, не сгибать руки в локтях.

4.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.

5.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

6.

Упражнения для улучшения равновесия и двигательной силы.

Ходьба по прямой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны. Бег. Бег обычный, на носках, с одного края площадки

Комплексы

1. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе. Руки вперед, выпрямить правую ногу, вернуться в и. п. то же с левой ноги.

2. И. п. – сидя, руки к плечам. Встать, руки в стороны – вдох, сесть – выдох.

3. И. п. – сидя. Согнуть правую ногу, обхватить её руками, вернуться в и. п. То же с левой ноги.

4. И. п. – стоя у стола. Наклоны вправо – влево.

5. И. п. – то же. По очереди сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах.

6. И. п. – стоя. Шаг любой ноги на стул, вернуться в и. п. то же другой ноги.

7. И. п. – то же. Руки вверх – вдох, наклон вперед; руки опустить – выдох. Дыхание равномерное.

8. И. п. – то же. Поочередное отведение ног вперед и рук вверх. Руки вверх – вдох; руки вниз – выдох.

9. И. п. – стоя, руки вверху «в замок». Вращение туловища.

10. И. п. – стоя. Ходьба с высоким поднимание колен. 30 с.

11. Ходьба по залу 30-60 с., дыхание равномерное.

2

1. И. п. – стоя над сиденьем стула, руки на поясе. Отвести руки в стороны выдох.

2. И. п. – то же. Руки вверх – вдох; наклон вперед – выдох.

3. И. п. – сидя. Согнуть правую ногу – хлопок; вернуться в и. п. то же с другой ноги.

4. И. п. – стоя у стула. Присесть – выдох; встать – вдох.

5. И. п. – сидя на стуле, ноги выпрямлены, руки впереди. Согнуть ноги в коленях, руки на пояс; вернуться в и. п.

6. И. п. – стоя, руки на пояс. Наклоны влево – вправо.

7. И. п. – стоя. Отвести правую ногу и руки вперед. То же с левой ноги.

8. И. п. – стоя руки перед грудью. Отвести руки в стороны – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

9. И. п. – стоя, руки перед грудью. Повороты влево – вправо с разведением рук.

10. И. п. – стоя, руки к плечам. По очереди выпрямлять руки.

11. Ходьба на месте или по залу 30 с. Дыхание равномерное.

7. Планируемые результаты освоения воспитанником

индивидуального образовательного маршрута

  • Проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
  • Хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах.
  • Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремятся к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
  •  Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира.
  • Проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытаются установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.
  • Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
  • Пересказывает литературные произведения (с опорой на иллюстрации), составляют рассказы, сказки.
  • Умеет рисовать, лепить, выполнять аппликации и конструировать, используя разнообразные материалы и инструменты.
  • Знает музыку разных композиторов. Проявляют себя во всех  видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
  • Знаком с правилами здорового образа жизни; безопасного поведения; понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

8. Организация взаимодействия

1

Взаимодействие с родителями

- Оказание консультативной помощи на индивидуальных консультациях, беседах и др. Проведение групповых информационно- просветительских мероприятий с родительской общественностью;

- Оказание консультационной помощи посредством мессенджеров,  официального сайта ДОУ

2

Взаимодействие со специалистами ДОУ

- Проведение индивидуальные/групповых консультаций, мастер-классов, тренингов для воспитателей и специалистов,  в том числе по запросу,  в соответствии с Журналом взаимодействия с воспитателями/специалистами

Воспитатели

_________________________

/

_________________________

/

Учитель-логопед

_________________________

/

Педагог- психолог

_________________________

/ Н.Л. Воробьева

Музыкальный руководитель

_________________________

/

Инструктор по физической культуре

_________________________

 

9. Мониторинг  развития ребенка

Специалисты

Уровень развития на начало периода  (январь)

Уровень развития на конец периода (май)

Динамика

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре (плавание)

Инструктор по физической культуре

10. Выводы, рекомендации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

                   

Воспитатели

_________________________

_________________________

Учитель-логопед

_________________________

Педагог- психолог

_________________________

/ Н.Л. Воробьева

Музыкальный руководитель

_________________________

Инструктор по физической культуре

_________________________

                                       

11. Список литературы

1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи детей с 3 до 7 лет) [текст] /Н. В. Нищева.- СПБ: изд. 3-е переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. 2014 – 203 с.

2. Куражева, Н. Ю., Вараева, Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – Семицветик» [текст]/,Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева - Спб.: Речь, 2005. – 96 с.

3. Шурыгина, С. Н. Адаптированная образовательная программа  коррекционно-развивающего обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации [текст] /  С. Н.Шурыгина, - Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКРО, 2013. – 43 с.  – интернет – ресурс

4. Трясорукова, Т. П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста [текст]/Т. П. Трясорукова.— Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 93 с.: ил. — (Школа развития).

5. Интерактивные игры образовательного портала «Мерсибо»,

6. Забрамная, С. Д.,  Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.  

7. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Полиграф – Сервис, 1998 г.  

8. Мишина, Г.А.,  Разенкова,  Ю.А., Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие //Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.). -  М: «Просвещение», 2007 г.

9.  Иншакова, О.В. Альбом для логопеда./ О. В. Иншакова. – М.: Гуманитарный издательский  центр ВЛАДОС, 2000 г.

10. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург,«Речь»,2004,146с.

11. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь», 2008,220с.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с

13. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...

Индивидуальная программа реабилитации для ребенка инвалида с ЗПРР

Причины создания программы.По результатам первичного обследования у воспитанника был выявлен ряд особенностей развития, препятствующий успешному усвоению материала в организованной образовательной дея...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка-инвалида...

«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»

В данной презентации представлен материал об образовании детей с ОВЗ и детей-инвалидов, по каким программам они занимаются, этапы создания индивидуального образовательного маршрута,какие специальные у...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации

Алгоритм реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ИПРА по психолого-педагогической реабилитации или абилитации  Алгоритмреализации индивид...