Особенности мышления детей с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Назарова Ирина Алексеевна

Обобщенный теоретический материал об особенностях мышления детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_ras.pptx71.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития мышления у детей с РАС Баженова Ирина Алексеевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида»

Слайд 2

В развитии мышления таких детей отмечаются: трудности произвольного обучения целенаправленного разрешения реально возникающих задач сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую трудности обобщения ограниченность в осознании подтекста происходящего одноплановость мышления сложно понять развитие ситуации во времени не улавливается последовательность событий причины и следствия проблемы с пониманием логики другого человека, учетом его представлений, намерений узость понимания механичность в восприятии взаимосвязей между событиями буквальность мышления затрудненность символизации

Слайд 3

В случае детского аутизма не следует вести речь об отсутствии отдельных способностей , например способности к обобщению, к пониманию причинно-следственных отношений или к планированию. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои способности, с тем чтобы приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру , непостоянству намерений другого человека.

Слайд 4

Для аутичного ребенка основные трудности представляются в: отрыве символа от привычной игры: это разрушает требующееся ему постоянство в окружающем мире необходимости постоянной гибкой корректировки собственной программы действий наличие у партнера собственной логики, которая меняет перспективу взаимодействия В ситуации полного контроля над происходящим у таких детей может развиваться стереотипная игра отдельными мыслительными операциями: разворачивание одних и тех же схем воспроизведение каких-то счетных действий, шахматных композиций и т. п.

Слайд 5

Мышление у детей с РАС визуальное - они думают «в картинках». Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Дети думают картинками и образами, а не словами и суждениями. И это не зависит от того, высок или низок их интеллектуальный уровень. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Слайд 6

Этапы коррекционной работы: Если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление. До начала работы над мыслительными процессами необходимы и важны особые предварительные этапы коррекционной работы. Первый этап работы . Установление эмоционально-личностного контакта Основная цель данного этапа - адаптация ребенка к условиям группы. Второй этап. Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом.

Слайд 7

Третий этап. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков. Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатываем фиксацию взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка,. Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций. Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Пятый этап . Развитие наглядно-действенного мышления. Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Слайд 8

Игры для детей I группы . Важно выстраивать взаимодействие подстраиваясь под полевое поведение ребенка. Игры со звуковыми ковриками: коврики выстилаются в определенном направлении, тем самым задавая направление движению ребенка. Педагог может считать шаги ребенка или количество звуков. Разнофактурные коврики. Педагог проговаривает свойства фактуры: мягкий, колючий, пушистый, твердый и др. Яркие разноцветные игрушки, которые привлекают безусловное внимание ребенка, во время обращения внимания на игрушку определенного цвета, педагог называет цвет. Правильная организация пространства в комнате помогает предсказывать перемещения ребенка, и таким образом наполнять ее сенсорной информацией.

Слайд 9

Игры для детей II группы . Деревянная доска с прорезями различной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Поместить фигуры в «домики», назвать их. П ирамидка с разными по величине разноцветными кольцами (до5 штук). Надеть и посчитать. Б ольшие кубики основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Построить башню определенного цвета для любимой игрушки. Угадать знакомую геометрическую фигуру, игрушку под водой ощупывая ее руками.

Слайд 10

Игры для детей III группы . Рисование пальчиковыми красками объектов по описанию: круглый и красный. Что ты нарисовал? Дорисовывание из простых геометрических форм. Парные картинки: на столе разложены картинки, в комнате есть такие же, найди и положи рядом. Прочитай слово (послушай) и найди такой предмет в комнате. Узнать музыкальный инструмент, повторить разное количество звуков, сосчитать.

Слайд 11

Игры для детей IV группы . Третий лишний с игрушками, ребенок говорит что лишнее, находит подходящую игрушку. Разложи по группам: распределение предметов под обобщающие понятия. Рисование по инструкции: нарисуй 1 солнце, 2 цветка, 3 облака. Живое-неживое : педагог говорит названия предметов или животных, на живое ребенок хлопает, на неживое – топает. Собери пазл (разрезные картинки). Расскажи что нарисовано?

Слайд 12

Литература Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой ; под науч . ред. Л.М. Шипицыной ; Д.Н. Исаева. — М. : Гуманитар , изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 с. - (Коррекционная педагогика). Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф , 1997 Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоционольным развитием. Младший дошкольный возраст.-М .: Институт учебника « Пандея », 1999. - 88 с. http://uchitelya.com/pedagogika/6826-statya-dlya-uchiteley-defektologov-razvitie-myslitelnyh-operaciy-u-rebenka-s-detskim-autizmom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

В связи с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования наиболее актуальным стал вопрос о гендерном подходе к воспитанию дошкольников....

Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР

Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающего мира....

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Особенности мышления детей дошкольного возраста...

Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"

Особенности мышления детей дошкольного возраста....

Особенности мышления детей с нарушениями зрения

quot;Частичная или полная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывае...

Памятка для родителей "Особенности мышления детей с ОВЗ"

памятка для родителей про особенности мышления ребенка с овз, играх, способствующих развитию мыслительных процессов...

" Нелепые ситуации" в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта

Рассматривается вопрос развития образного мышления , наглядно - образного и словесно - логического на примере сравнительной характеристики нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с УО....