Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

 Программа педагога- психолога по развитию и коррекции   пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающая программа  на развитие  пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности  для детей  3-4года.

                                                                                Педагог-психолог

                                                                                Селезнева В.В.

                            Г.  Москва 2019г.

Цель: Коррекция и развитие  пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности.

Пояснительная записка:

 Игры проводятся педагогом- психологом  1 раз в неделю  со всеми детьми  комбинированной группы,  в последствие воспитателем  в любое удобное время в течении для, могут быть использованы как на занятии, так  и на прогулке.

Планирование

недели

Эмоционально- волевые компетенции

Коммуникативные компетенции

пространственно-временные компетенции

Познавательная активность

октябрь

1-2

« Обзывалки»

 « Путанка», «Кенгуру и кенгуренок»,

«Путаница»

«Встань, как я скажу»

«Угадай, что это?

 « Что понравилось- возьми, принеси и назови»

3-4

 «Тренируем эмоции»;

«Зеркало». «Иголочка и ниточка»

 « Животное-птица»

5-1

 

«Шалтай-балтай»

«Держи мяч»

«Поменяйтесь местами»

«Встань, как я скажу»

 «Мама и детки»

ноябрь

2-3

«Тренируем эмоции»;

«Комплименты». «Уши – нос – глаза».

«Путаница»

«Угадай, что это?

4-5

«Насос и надувная кукла»

«Кенгуру и кенгуренок»

 

 « Что понравилось- возьми, принеси и назови»

декабрь

1-2

 

«сосулька»

«Зеркало». «Поменяйтесь местами»

« В впереди- позади»

 « Живое- не живое»

 « Одежда- обувь»

3-4

 «Тренируем эмоции»;

«Иголочка и ниточка»

«Где я сяду»

 «Мама и детки»

январь

3-4

 «Обзывалки»

«Держи мяч» «Комплименты».

«Вверху-внизу»

 « Одежда- обувь»

Игра: « Что бывает мягким?» 

5-1

«Что изменилось?»

«Уши – нос – глаза».

«Путаница»

 « животное-птица»

: « Что понравилось- возьми, принеси и назови»

февраль

2-3

«Зеркало». «Иголочка и ниточка»

«Встань, как я скажу»

« Живое- не живое»

4-5

«Обзывалки»

«Держи мяч» «Поменяйтесь местами»

 «Вверху-внизу»

 «Мама и детки»

март

1-2

«Говори»

«Уши – нос – глаза».

 «Геометрический диктант».

 « Одежда- обувь»

3-4

 

«Что изменилось?»

«Снежный ком».

«Синхронное плавание»

«Угадай, что это?

апрель

   5-2

 «Огонь и лед»

«Комплименты». «Поменяйтесь местами»

«Встань, как я скажу»

 «Вверху-внизу»

« Живое- не живое»

 « Что бывает мягким?» 

3-4

«Насос и надувная кукла»

«Держи мяч»

«Путаница»

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

 « Одежда- обувь»

5-2

 «Обзывалки»

«Говори»

«Иголочка и ниточка»

«Синхронное плавание»

« животное-птица»

май

3-4

 «Насос и надувная кукла»

«Зеркало».

«Комплименты».

«Сосед подними руку»

«Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

 «Мама и детки»

 « Одежда- обувь»

5

«Кенгуру и кенгуренок», «Снежный ком».

« Вратарь» «Синхронное плавание»

 « животное-птица»

 « Что бывает мягким?» 

                               

Приложение

         Игры на  развитие Эмоционально - волевых компетенций:

Игра «Сосулька»

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Игра: Шалтай-болтай ;

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: "Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне". Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

Игра.«Мороженое»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Дети стоят на ковре.

Педагог: « Представьте, что вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваше  тело напряженно.Но вот  прошло время , и мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела. Мороженое  растаяло…»

Игра «Холодно - жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Педагог: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…» (Дети повторяют действия.)

Игра: «Тренируем эмоции»;

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака

Этюд «Насос и надувная кукла»

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре

Игра «Говори»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»

«Огонь-лед»

По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

         Игры на развитие коммуникативных компетенций:

Игра:«Кенгуру и кенгуренок», Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б.

В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

Игра:«Зеркало». 

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

Игра: «Иголочка и ниточка»

Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.

Игра:«Держи мяч»

 Цель: научится подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

Игра:«Поменяйтесь местами»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Игра:«Комплименты».

 Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Игра:«Липучки»

Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей держась за руки,  пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают:  «Я липучка -приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его у своей «липучей» компании.  Затем   они  все   вместе  ловят  других  детей.Когда в группе все дети станут «липучками» они начинают все вместе   напевать.  Мы  липучки-приставучки,  будем вместе мы   плясать.

Игра : «Поменяйся местами»

Дети стоят в кругу ,психолог за кругом. Он  договаривается с детьми, что  те кого он назовет, будут меняться местами. После того как все дети поменяются местами по  1-му разу игру можно повторить 2-3 раза, выбрав ведущего из детей

      Игры на развитие пространственно-временные компетенций:

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь».

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

 Игра «Соберитесь вместе»

Детям показывают  3-и больших изображения  знакомых предметов, затем предлагают взять по одной маленькой  картинки, с  этими же предметами. Затем договариваются с детьми, что они двигаются под музыку, а после ее окончания, должны собраться в круг у большой картинке,  в соответствии с изображением  на своей картинки.

Игра:«Уши – нос – глаза».

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти»  (все показывают локти).  Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра « Друг за другом»

Психолог предлагает детям построиться друг за другом. Предлагает им запомнить . кто стоит перед ним и кто позади него. Договаривается с детьми. Что они будут двигаться под музыку, а после ее окончания- должны занять свои места. Игру повторяют 3-4 раза. Предварительно предложив детям поменяться местами.

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

 Игра: « запомни где ты стоял»

Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать  себе любое место  и запомнить, где он стоял. Затем рвключается музыка, и дети расходятся по группе. После окончания музыки, каждый должен занять свое место. Игру повторяют 3-4 раза, каждый раз дети выбирают  себе новое место.

Игра: «Синхронное плавание»

 Цель:  формировать умение ориентироваться в движении.

 Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево. 

Игры: Где я сяду

Цель:  формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию.

Оборудование: карточки, олицетворяющие каждого ребенка.

Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна.    

Игра:«Кулак – ладонь – ребро»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Игры: Запретное движение ;

 Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Игры на развитие познавательной активности:

Игра» Что бывает…. цвета»

Взрослый уточняет у детей какого цвета у него мяч, и предлагает : передавая мяч другу называть, что бывает этого цвета. Названия недолжны повторяться. Игру можно повторить, поменяв цвет мяча.

Игра» Угадай, что это?

 Педагог  рассматривает с детьми различные мелкие предметы  , затем складывает их в мешочек и предлагает

Игра « Живое- не живое»

Дети стоят полукругом перед  взрослым. Он договаривается с детьми, что будет называть слова – ели это живое, то  они топают на месте, а если нет, то просто стоят.

Игра « животное-птица»

Взрослый рассматривает с детьми фигурки животных и птиц, уточняет их отличия.  Детям  показывают 2-а  домика с условными обозначениями и объясняют их значение. Затем  включают музыку и предлагают подвигаться под нее по группе, после ее окончания « поселить» свои фигурки  в нужный домик. 

Игра: «Мама и детки»

Взрослый рассматривает с детьми картинки животных и их детенышей, уточняет названия. Затем предлагает  взять по одной картинки с детенышем. Под музыку дети двигаются под музыку, а после ее окончания они должны соединить маму и детеныша.

( картинки со взрослыми животными раскладываются по залу).

 Игру повторяют 2-3 раза, поменяв картинки у детей.

Игра: « Пол - потолок»

Взрослый договаривается с детьми, что на слово пол – они присаживаются на корточки и дотрагиваются до пола рукой, а на слово потолок- поднимают руки вверх. В начале психолог называет и показывает правильно, а за тем « путает» детей.

Игра « дикие – домашние»

 Взрослый уточняет у детей еще  каких животных они знают, напоминает о том, что они делятся на домашних и диких, затем предлагает детям достать  из мешка по одному животному, .показывает детям изображение дома и елки ( обозначающее , домашних и диких животных). Предлагает детям подвигаться под музыку, а после ее окончания, собраться у  картинок, изображающие их животных.

Игру повторяют2-3 раза, предварительно меняя  фигурки животных у детей.

Игра: « Домашние животные и птицы»

Педагог рассматривает с детьми домашних животных и птиц.  Показывает детям картинку  с изображением индюка. Уточняет знания детей об отличиях животных от птиц.  Детям показывают картинки  с условными обозначениями и уточняют их  значение. Затем  предлагают выбрать фигурки животных  или птиц, затем дети двигаются по залу под музыку, а после ее окончания дети, относят свои фигурки  к соответствующим картинкам.

Игра: « Одежда- обувь»

Педагог рассматривает с детьми картинки с изображением  одежды и обуви. Уточняет по какому характерному признаку отличаются одежда от обуви. Детям показывают картинки с изображением шкафа и полки,  и договариваются. Что куда надо убирать. Затем предлагают детям подвигаться под музыку, а после ее окончания отнести свои картинки  по назначению.

Игра : « Что понравилось- возьми, принеси и назови»

Педагог поясняет, что кружки, висящие на шее, показывают цвет, который нельзя брать. Другой набор кружков раскладывается по комнате. Каждый  ребенок должен назвать свой запрещенный цвет и повернуть его обратной стороной. Детям предлагается свободно подвигаться по комнате, а по сигналу: «Что понравилось- возьми, принеси и назови», выбрать себе любой кружок, кроме запрещенного и назвать выбранный цвет. Игру повторяют 3-4 раза, предварительно поменяв запрещенные цвета.

Игра: « Что бывает мягким?» 

 Дети передают мяч по кругу и называют  предметы, которые бывают  мягкими, названные предметы не должны повторяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 5-7 года с ОВЗ

Программа направленна на развитие и коррекцию  пространственно- временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности детей  старшего дошкольного возрас...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее»  по развитию коммуникативной и  эмоционально-волевой сферы дошкольников  (средняя группа)...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

   Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­...

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР "Страна эмоций"

Коррекционно-развивающая программа Страна эмоций"  направлениа на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер  у дошкольников с ЗПР, на равзвитие творческого потенциала. Коррек...