Проект театральной деятельности для детей с ОВЗ старшего возраста «Театр марионеток »
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рудомётова Надежда Анатольевна

Театрализованная деятельность позволяет детям проявлять  творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные  способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 9 комбинированного вида»

Проект

театральной деятельности для детей  старшего

возраста с ОВЗ

«ТЕАТР МАРИОНЕТОК»

                                                                                  Авторы и составители:

Учитель-дефектолог в.к.к        Рудометова Н.А.,

Воспитатель Iк.к                                                                   Князева Л.В.

Новосибирск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Стр.

I. Краткая аннотация проекта

  1. Участники проекта

  1. Актуальность проекта

  1. Тема проекта

  1. Цель

  1. Основные задачи

  1. Результаты

  1. Этапы реализации проекта

  1. Ресурсное обеспечение

II. Описание образовательного пространства МКДОУ  д/с № 9

III. Актуальность проекта

IV. Цель и задачи проекта

V. Методы реализации проекта

VI. Этапы реализации проекта

VII. План-график

VIII. Результатыпроекта

IX. Оценка качества реализации проекта

X. Ресурсы проекта

XI. Бюджет проекта

XII. Практическая значимость проекта

XⅠⅠⅠ. Перечень литературы

XIⅤ. Приложение

I. Краткая аннотация проекта

Участники проекта: дети группы №3 компенсирующей направленности,

педагоги и родители

Актуальность проекта.

В рамках реализации долгосрочного проекта МКДОУ д/с № 9 по театрализованной деятельности дало возможность принять в нем активное участие и детям с ОВЗ. 

На данный период времени, в нашей группе 15 детей с ОВЗ. Из низ: 5 детей с ЗПР, 3 с РАС, 4 с разной степени умственной отсталостью, 1 с нарушением зрения, 1 с синдромом Дауна, 1 с ДЦП.

Театрализованная деятельность позволяет детям проявлять  творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные  способности.

В процессе наблюдения мы выявили, что у детей нашей группы:

- поверхностные знания детей о разных видах театра.

- несформированные умения детей в «актерском мастерстве».

- недостаточное внимание родителей и детей к театру.

Тема: «ТЕАТР МАРИОНЕТОК»

Цель: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ОВЗ.

Основные задачи:

1. Познакомить и расширить представление о театре, приобщить  к театральной культуре.

2.Развивать у детей навыки правильной речи, дикции.

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

3. Воспитывать в детях потребность к постоянному совершенствованию своего голосового и речевого аппарата .

Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.

Формировать дружеские взаимоотношения.

Ожидаемые результаты:

Раскрывается творческий потенциал ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность (театр марионеток) помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает развиваться всесторонне:

1.развитие ребенка по всем направлениям образовательных областей;

2.значительное расширение представлений детей о театральной культуре;

3.создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Этапы реализации проекта:

Первый этап (диагностико-организационный этап) – сентябрь, 2018 год .

Второй этап (деятельностный этап) – октябрь, 2018 год – апрель, 2019 год.

Третий этап (аналитико-презентационный) –май, 2019 год

Ресурсное обеспечение

Проект обеспечен ресурсами: нормативно-правовым, информационно-технологическим, кадровым, материально-техническим.

ⅠⅠ II. Описание образовательного пространства МКДОУ  д/с № 9

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.

Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации

Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.

Для старшей группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
  • куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов);
  • ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
  • тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

III. Актуальность проекта

Театрализованная деятельность позволяет детям с ОВЗ  проявлять  творческую активность, реализовывать свой потенциал, развивать речь, познавательные и коммуникативные  способности.

В процессе наблюдения мы выявили, что у детей нашей группы:

- поверхностные знания детей о разных видах театра.

- несформированные умения детей в «актерском мастерстве».

- недостаточное внимание родителей и детей к театру.

IV. Цель и задачи проекта

Целью данного проекта является:

создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка с ОВЗ.

Данная цель может быть достигнута в процессе реализации следующих задач:

 Образовательные:

Приобщить к театральной культуре.

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

Формировать умения вступать в  диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми;

Развивающие:

 Развивать память, выразительную грамотную речь, пополнять словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, умение импровизировать

Расширять и углублять знания об окружающем мире;

Воспитательные:

 Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении кукол-марионеток.

Расширить взаимодействие с родителями, путем создания творческой мастерской.

V. Методы реализации проекта

Словесные методы:

Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики и ведение диалога);

 -ознакомительная беседа «Что такое театр?»; чтение и разыгрывание сказок; посещение кукольных представлений, их обсуждение; беседа по  содержанию произведения для инсценировки. 

Рассказывание о людях, работающих в театре, о видах театров

Наглядные методы: 

Прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)

Метод моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.

- ознакомление с разными видами кукольного театра  и    его  атрибутами  (ширма,  реквизит, декорации и т.д.).   Показ сказочных представлений, инсценировок, потешек, показ иллюстраций и видеоматериалов;

Практические методы:

Посещение театрализованных постановок с последующим анализом, рисование иллюстраций к произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, просмотр на видеозаписях своих постановок, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям.

-освоение  основных приемов  кукловождения;  проведение игр и упражнений, направленных на развитие речи и координации движений руки; постановка этюдов,  организация репетиций спектакля, рисование иллюстраций к произведениию, изготовление атрибутов к спектаклю.

Игровые методы:

Применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т.д.)

-разыгрывание этюдов, проведение игр и упражнений направленных на развитие и обучение средствам речевой выразительности, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

VI. Этапы реализации проекта

Первый этап (диагностико-организационный этап) –

сентябрь, 2018 год :

Цель: Мониторинг знаний детей о театре, видах театра. Создание условий для организации театрализованной деятельности.

 Обобщение и анализ полученных данных.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме;  понятий, касающихся темы работы;  

2.Выявить уровни сформированности знаний детей о театре.

3.Выявить уровни сформированности возможностей детей в  использовании средств выразительности речи.

4. Проанализировать условия, формы и методы работы, для развития театрализованной деятельности в рамках проекта.

Второй этап (деятельностный этап) –

октябрь, 2018 год – апрель, 2019 год 

Цель:  Создание условий для реализации театра марионеток «Птичий двор».

Задачи: 

1. Пополнить предметно-развивающую среду в виде кукол-марионеток.

2. Пополнить знания детей о домашних птицах: внешний вид, повадки и т.д.

3.Познакомить детей со средствами выразительности речи, актерского мастерства посредством игровых упражнений.

4.Научить элементам кукловождения.

5.Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

Работа выстраивалась в двух направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

   Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Третий этап (аналитико-презентационный) – май, 2019 год:

Цель: Создание рабочей тетради по проекту «Театр», реализация театрализованной постановки, презентация проекта.

Задачи:

1.Разработать рабочую тетрадь по проекту «Театр».

2.Показать театрализованную постановку «Птичий двор» родителям.

3.Проанализировать результаты проектной деятельности «Театр», презентовать результаты работы.

4.Разработка рекомендаций по развитию речи у дошкольников с ОВЗ

VII. План-график

№ п/п

Тема мероприятия, форма проведения

Содержание деятельности

Дата, место проведения

Ответственный

Диагностико-организационный этап

Определение темы проекта.

Составление плана работы.

МКДОУ д/с № 9

Группа № 3

Педагоги

Группы:

Князева Л.В.,

Рудомётова Н.А.

Выявление предварительных знаний детей по теме проекта

Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль?

Театр - это большое, красивое здание, там показывают спектакли.

В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях.

Спектакли бывают детские и для взрослых.

Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.).

Что мы хотим узнать?

Какие ещё бывают театры, чем они отличаются?

Как артисты готовятся к постановке спектакля?

Кто работает в театре?

Как зрители узнают, какой будет спектакль?

Что такое декорации?

Что сделать, чтобы узнать? Рассмотреть иллюстрации,

поискать в Интернете.

Спросить у взрослых.

Сходить в театр.

Сентябрь-октябрь

Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.

Диагностическое обследование детей  о сформированности знаний о театре.

Подбор средств, методов и форм организации театрализованной деятельности.

Планирование работы по результатам диагностико-организационного этапа

Октябрь 2018

Деятельностный этап

Выбор вида театра для детей

Из видов  кукольного театра был определен театр кукол-марионеток «Птичий двор».

Октябрь 2018

Выбор литературного произведения

Чтение книг о домашних птицах

Октябрь-февраль

Выбор музыкального сопровождения

Взаимосвязь с музыкальным работником

Ноябрь

муз. руководитель Тайгильдина Н.В

Изучение с детьми техники кукловождения

Ознакомление детей правилам и способам кукловождения.

Ноябрь- февраль

Игры-драматизации для определения характеров героев

Беседы с детьми о характерах героев, их поступках. Организация и проведение этюдов, театральных упражнений.

Октябрь-февраль

Упражнения на развитие средств выразительности речи

Игры на развитие речевого дыхания.

Игры на развитие умения владения высотой, темпом и силой голоса.

Октябрь-февраль

Мастер-класс для родителей по изготовлению дом.птиц  для театральной постановке

Изготовление с родителями кукол –марионеток

Ноябрь

Родители

Изготовление афиши

Беседа с детьми, обсуждение и изготовление афиши

Февраль

Театрализованное представление «Птичий двор»

Показ представления  «Птичий двор»

Март

муз. руководитель Тайгильдина Н.В

Аналитико-презентационный этап

Круглый стол

Подведение итогов работы за 2018 -2019 учебный год по программе «Театральная карусель».

Май

Презентация результатов проектной деятельности

Презентация работы над проектом. Театральное представление «Птичий двор»

Май

VIII. Результаты проекта

Результатом работы над проектом являются: созданная и обогащенная предметно-развивающая среда в группе. Дополнены и разноображены виды кукольных театров, атрибуты для самостоятельного творчества детей. Дети владеют представлениями о театре, как базовом понятии, видах театра и профессий людей искусства. Владеют техникой и правилами работы с куклами- марионетками, в достаточной мере владеют средствами выразительности речи. Повысился уровень самостоятельности и коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. Родители воспитанников проявляют интерес к творчеству детей, чаще посещают с детьми театры.

IX. Оценка качества реализации проекта

Внутренняя оценка результатов:

  • выполнение программы «Театральная карусель» в рамках регионального  проекта;
  • с целью изучения уровня развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности был проведен мониторинг развития знаний, умений навыков у старших дошкольников по театрализованной деятельности

Внешняя  оценка результатов:

X. Ресурсы проекта

В ходе реализации проекта использовались следующие ресурсы:

Нормативно-правовой ресурс

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- «Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы».

- Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 14 апреля 2014 года № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Новосибирской области».

- Приказ Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 26 марта 2014 года № 257-у «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Новосибирска, реализующих программу дошкольного образования».

- Приказ № 3256 от 14 декабря 2018 г. "О результатах изучения и оценки деятельности победителей конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть  образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях, в 2018-2019 учебном году"

Кадровый ресурс

Участники проекта: Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети.

Материально-технический       ресурс

Площадкой для реализации проекта с сентября  2018 года является МКДОУ д/с № 9:

группа №  

музыкальный зал, в котором имеется следующее оборудование: компьютер, оргтехника (принтер,), мультимедийный проектор;

методический кабинет, в котором имеется следующее оборудование: компьютер, оргтехника (цветной  принтер (EpsonL312), сканер, копировальный аппарат(Kyocera)цифровой фотоаппарат, мультимедийные презентации.

Информационно-методический

ресурс

Интернет-ресурсы, методическая литература:

XI. Бюджет проекта

Для продолжения реализации проекта необходимо привлечь дополнительно следующие ресурсы:

Оборудование

Стоимость

1 экз.

Количество

Сумма

Бумага для офисной техники

229 руб.

4 пачки по 500 листов

916 руб.

Использование вторичного сырья: ткань, нитки, тесьма, пуговицы

250 руб

Синтепон для наполнения кукол

120 руб.

     240 руб

Нитки для вязания

70 руб

3 шт

210 руб

Ватман для афиши

30 руб

2 шт

60 руб

Цветная бумага

80 руб

2 шт

     160 руб

Всего основных расходов

1836 рублей

XII. Практическая значимость проекта

Театрально-игровая деятельность дала свои результаты.

 Дети овладели навыками театральной культуры: знают некоторые театральные профессии, поведения в театре. Стали более самостоятельны в организации театрализованных игр: самостоятельно выбирают сказку, песню для постановки и готовят необходимые атрибуты. В свободной игровой и театрализованной деятельности дети стали чаще использовать  различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, марионетки и др.) и пользоваться средствами выразительности речи: позы, жесты, мимика, интонации, движения. Более эмоционально раскрылся творческий потенциал детей с ОВЗ, перестали бояться выступать перед публикой.

XIII. Перечень литературы

1.Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.

2. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

3. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

4. Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая

технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной

деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.

5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., 2007.

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.

7. http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

8. http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

9. http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы « Театр и дети »

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для пониман...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста «Театр и мы»

      Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаю...

Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы «Театр и дети»

Проект по театрализованной деятельности для детей подготовительной группы«Театр и дети»...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Театр и мы».

Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность....

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей 3-4года. «Театр и мы».

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы " Театр и мы"

Тип проекта: групповой, творческий, игровой.Продолжительность проекта: 1 месяц.Цель проекта:Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность....

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей средней группы «Театр для всех».

Пояснительная записка.                Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчеств...