Работа с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Федорчук Елена Владимировна

Описание работы и план с разными категориями детей с ОВЗ в детском саду и начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

 

КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЁНКА

Психологическая поддержка- это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.

Поддерживать можно посредством:

- отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;

- прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;

- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.

Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, яуверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».

Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».

Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.

Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой -будь то учебный класс или кружок. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

-  Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.

-  Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в   себе  силы   выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых детей.

План работы с детьми ОВЗ

№ п\п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Составление списка  детей - ОВЗ по ДОУ

Сентябрь, далее

в течение года

Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп

4.

Обследование жилищно-бытовых условий  детей ОВЗ

 1 раз в год

воспитатели возрастных групп

7.

Обследование эмоционально-волевой сферы, проведение диагностических обследований с целью выработки рекомендаций педагогам и родителям

Октябрь, январь, апрель

Педагог-психолог,  учитель-логопед

9.

Составление,  разработка и утверждение планов индивидуально – ориентированных коррекционных  мероприятий и индивидуальных программ развития

Октябрь, ноябрь

воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

10.

Рассмотрение на ПМПк - выполнение индивидуальных программ развития, внесение соответствующих корректив и оказание специальной помощи

Ноябрь

Члены ПМПк ДОУ, специалисты

11.

Рассмотрение на ПМПк   - отчет воспитателей по изучению жилищно – бытовых условий и оказание им помощи с привлечением других служб

Февраль

Воспитатели  возрастных групп, члены ПМПк

12.

Рассмотрение на ПМПк отчет специалистов об оказании образовательных услуг и оказание им помощи (детям ОВЗ)

Март

Узкие специалисты, члены ПМПк ДОУ

13.

Вовлечение детей - ОВЗ в  подготовку и проведение воспитательных мероприятии ДОУ (развлечения, праздники, в кружковую деятельность)

Сентябрь-май

воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

14.

Контроль за уровнем знаний, умений и навыков

Октябрь, январь, май

воспитатели возрастных групп, узкие специалисты

Игры и упражнения для решения задач к коррекционной программе

1Корректировка внимания:

Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Описание.Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Описание.На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Описание.«Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Упражнение «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности.

Упражнение «Исключение лишнего»

Цель: развитие объема внимания.

Описание.Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

 

2. Коррекция агрессии:

Упражнение «Доброжелательность»

Цель: Снятие агрессивных проявлений, обучение доброжелательности.

Описание. Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры».

Беседа о доброте.

Игра «хорошо-плохо» - анализ поступков в данных ситуациях.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

Задуй свечу 
Описание. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”. 
Ленивая кошечка 
Описание. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Упражнение «Два барана»

Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому человеку.

Описание. Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто сдвинулся — проиграл.

 

Упражнение «Игротерапия»

Цель: дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение, понять собственный творческий потенциал: результатом каждого занятия является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

Описание. Необходимы и так называемые «взрослые вещи»: два телефона, фотоаппарат, приемник или плеер с наушниками, украшения и т.п. Детям важно попользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

Игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, «закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и воду - месят тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется им самим.

 

3. Коррекция нарушения моторики рук.

Упражнение пальчиковая гимнастика. «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Описание. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение "Мозаика".

Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.

Описание. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография».

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение с бумагой.

Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

 

4. Коррекция фонетико–фонематического недоразвития речи.

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

- рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

- намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

- поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец).

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

Цель: Различение звуков.

Упражнение «Повтори слоговой ряд».

Упражнение «Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму»

Цель:Различение сходных между собой по звучанию слов.

Разработка индивидуального логопедического маршрута.

Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Особенности речи

Основные направления логопедической работы

Нарушение слуха

Нарушения звукопроизношения

  • замена звуков
  • искаженное произношение звуков

Лексические нарушения

  • ограниченность словарного запаса
  • неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве
  • грубые искажения звуко-слоговой структуры слов

Грамматические нарушения

  • нарушение согласования слов в предложении
  • неправильное употребление падежных окончаний
  • пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены
  • замены глагольных форм
  • затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций

Нарушения письменной речи

  • замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных
  • пропуски и перестановки звуков и частей слов
  • слитное написание слов с предлогами
  • нарушение флексивного согласования
  • отсутствие маркировки границ предложений
  • замены графически близких символов
  • замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)
  • смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)
  • множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)
  • пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов
  • озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях
  • отсутствие мягкости на письме в необходимых случаях

1. Подготовительный

Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений.

2. Дофонемный

Уточнение и расширение словарного запаса. Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различиям. Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.

3. Фонемный

Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков речевых звуков, направленности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка. Коррекция звукопроизношения, интонационно-ритмического контура слов.

Овладение фонематическими процессами. Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематических различий.

4. Интегративный

Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамматического и интонационного оформления собственного высказывания в различных коммуникативных ситуациях.

Нарушение зрения

1 уровень:

Единичные нарушения звукопроизношения.

2 уровень:

Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, в составлении предложений и развернутых рассказов.

Нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.

3 уровень:

Бедность словаря, низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета, недостаточные знания обобщающих понятий.

Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и 1-2 словных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения.

Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне формирование фонематического анализа и синтеза.

4 уровень:

Экспрессивная речь крайне ограничена, значительные нарушения в соотнесении слова-образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечается эхолалия.

Грубые нарушения грамматического строя речи.

Нарушения слуховой дифференциации звуков.

Использование оптических средств коррекции. Механический способ постановки звуков. Сравнение артикуляции звуков с образами предметов. Развитие слухового внимания. Развитие и обогащение словарного запаса, уточнение значений слов. Совершенствование речедвигательных навыков, координации, ориентировки в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий. Формирование обобщающих понятий. Овладение грамматическим строем речи. Формирование навыков связной речи. Формирование правильного звукопроизношения и навыков фонематического анализа и синтеза.

Интеллектуальная недостаточность (у/о)

Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.

Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.

Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.

Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова.

Нарушения просодической стороны речи.

Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

Бедность словарного запаса (незнание названий окружающих предметов, их частей и деталей, преобладание существительных с конкретным значением, отсутствие слов обобщающего характера, глагольная недостаточность, малое количество слов, обозначающих признаки предмета, особенно обозначающих внутренние качества человека).

Неточность употребления слов, парафазии по семантическому сходству.

Трудности актуализации словаря.

Значительное преобладание пассивного словаря над активным.

Несформированность структуры значения слова.

Нарушения процесса организации семантических полей, лексической системности.

Аграмматизмы в речи.

Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования. Искажение структуры предложения.

Замедление темпа развития связной речи.

Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.

Трудности в овладении контекстной формой речи.

Недостаточная сформированность диалогической речи.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.

В монологической речи (пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте.

Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи и связной речи

Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов, овладение сложными по семантике прилагательными, родовидовыми отношениями, усвоение слов обобщающего характера, уточнение слов-синонимов, работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению грамматического значения в словосочетании, предложении.

Развитие функций словоизменения и словообразования, усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания, формирование внутреннего программирования связных высказываний.

Коррекция нарушений письменной речи

Сравнение фонетически сходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Фонетико-фонематические нарушения проявляются в рамках различных форм дизартрии. Трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка. Нарушения грамматического строя речи неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.

1 этап

  • первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними
  • привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций
  • стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов.

2 этап

  • более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,
  • обучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными.

3 этап

  • увеличение набора выделяемых качеств и свойств предметов
  • формирование умения точно подбирать слова различных частей речи.

4 этап

  • формирование видовых и родовых обобщений, понятий.

Задержка психического развития

Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений

Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи

Нарушения импрессивной речи:

  • Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия
  • Неразличение смысла отдельных слов
  • Неразличение тонких оттенков речи

Нарушения экспрессивной речи:

  • Нарушения звукопроизношения
  • Бедность словарного запаса
  • Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма
  • Речевая инактивность

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.

Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова.

Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами.

Формирование морфологической и синтаксической системы языка.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Формирование анализа структуры предложений.

Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.


7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения  дети учатся  выражать свои мысли,  отвечать на вопросы  правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

 Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся  в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по  теме  «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов.  Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия,  выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...