Конспект ООД по развитию эмоциональной сферы на тему "В стране Эмоции"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

ООД для детей 5-6 лет с использованием ИКТ, игр, упражнений, этюдов на снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_na_konkurs_bazovye_emotsii.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №41 муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности по развитию эмоционально сферы с детьми старшей группы с использованием ИКТ, игр, упражнений, этюдов на снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Подготовила:

Педагог - психолог МБДОУ №41

Острая Светлана Владимировна

г.Усть – Лабинск

2019 год

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми старшей группы с использованием ИКТ, игр, упражнений, этюдов на снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Тема: «В стране Эмоций»

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

образовательные: закрепить умение узнавать и выражать эмоции (радости, печали, злости, страха), эмоциональные состояния в мимике;

развивающие: развивать саморегуляцию воспитанников (саморегуляция - сознательное управление своими переживаниями, и их изменением);

воспитательные: создать комфортный психологический климат в группе, бодрый и радостный настрой.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое», «Социально - коммуникативное», «Физическое».

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин с различными эмоциональными состояниями, чтение (сочинение) сказочного эпизода по заданной картине, проигрывание этюдов на выражение различных эмоций с помощью мимики, жестов, взглядов, улыбок, поз, интонаций голоса, рисование различных эмоций, проигрывание придуманных или знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.), знакомство с куклами – гномиками изображающими разные эмоциональные состояния: гномик Радость, Злость, Страх и т.д.; дидактические игры «Эмоции», «Театр настроений».

Методы : наглядный, наглядно – практический, словесный. 

Технологии: моделирование (работа с картой), социально – психологического благополучия ребёнка (психологический этюд «Кто как радуется», упражнения на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива)

Приёмы:

практические:

  • прослушивание аудиозаписей: весёлая музыка, муз. Э. Грига «В пещере горного короля»;
  • психологический этюд «Кто как радуется»,
  • упражнение «Грустный – весёлый»
  • упражнение «Необычное приветствие»,
  • упражнение «Я страшилок не боюсь»,
  • упражнение «У страха глаза велики»
  • упражнение «Мамы злятся, когда …»,
  •  упражнение «Ромашка настроения».

наглядные:

  • рассматривание иллюстраций (кукол) с изображением различных эмоциональных состояний,
  • рассматривание карты;

словесные:

  • беседа – диалог,
  • решение проблемной ситуации,

здоровьесберегающие:

  • динамическая пауза «Озорная неделя»

Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозаписи и колонка (муз. Э. Грига «В пещере горного короля»; весёлая музыка, песня «Паровоз Букашка»), иллюстрации с изображением полянки с яркими цветами (или на паласе небольшой участок с плоскостными цветами), пещеры, горы (или небольшие настольные макеты), куклы – гномики, Пьеро (или иллюстрации гномик радостный, грустный Пьеро, грустные клоуны, испуганный гномик, злой гномик), ромашки на каждого ребёнка по 5 штук, цветные карандаши или фломастеры, сундучок с сюрпризом для детей (в сундучке мыльные пузыри или конфеты), ткань для озера, карта страны Эмоций, листы А4 с изображением грустных клоунов (по одному на каждого ребёнка), улыбки для клоунов, клей – карандаш (на каждого ребёнка).

Используемая литература:

  1. Л. А. Никифорова «Вкус и запах радости».
  2. О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина «Тропинка к своему Я».
  3. М. И. Чистякова «Психогимнастика».
  4. Г.Г.Колос «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 – 7 лет».
  5. Ю.Е.Веприцкая «Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет».
  6. Т.В.Ананьева «Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий».
  7. Интернет – ресурсы.

Ход занятия

Организационный этап

Педагог – психолог: Доброе утро, ребята. Сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычным способом. А каким вы сейчас придумаете сами. Как вы обычно здороваетесь друг с другом?

Дети: Говорим привет и т.д.

Педагог – психолог: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Пожать руку и т.д.

Упражнение «Необычное приветствие»

Цель: снять напряжение, создать эмоциональный комфорт.

Дети предлагают различные варианты приветствия: различными частями тела (ладошками, локтями, коленками, спинками) и выполняют приветствие.

Педагог - психолог: Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо с пометкой «Совершенно секретно. Для детей старшей группы». Хотите узнать от кого оно?

Дети: Да.

Педагог – психолог (зачитывает письмо): «Дорогие друзья. Я знаю, что вы на занятиях учитесь узнавать и передавать различные эмоции. Также я знаю и вижу, что это у вас очень хорошо получается! Для меня это так приятно, потому что это самое необходимое знание в нашей стране - стране эмоций! Я хочу пригласить вас всех в путешествие в нашу страну! Я подготовила для вас некоторые задания, если вам удастся справиться с ними, в конце путешествия вас ждет приятный сюрприз. Если вы согласны, то, желаю вам прекрасного путешествия! А чтобы вы не заблудились, дарю вам карту страны Эмоций». Подпись: Фея Эмоций

        Педагог – психолог: Хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да, конечно.

Педагог – психолог: А для начала, давайте вспомним: что такое эмоции?

Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»

Педагог – психолог: Расскажите, пожалуйста, какое бывает настроение?

Дети: Веселое, радостное, грустное, злое ...

Педагог – психолог: Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?

Дети: По выражению лица.

Педагог – психолог: Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения! А как можно назвать проявления разного настроения?

Дети: Эмоции.

Педагог – психолог: Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете?

Дети: Радость, грусть, злость …

Педагог – психолог: Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела. Ну, что же пора отправляться в путешествие. Тогда внимательно смотрим на карту. Кружочком отмечено место, где мы сейчас находимся, а крестиком – места, которые нам нужно посетить. Рассмотрите карту и скажите, куда нам сначала нужно пойти?

Дети: К домику весёлого гнома.

Двигаются под детскую песню «Паровоз-Букашка»

Основной этап

Педагог - психолог разворачивает карту (лист формата А4), на которой изображена дорога, идущая по стране Эмоций. По ходу дороги есть пункты с остановками. Дорога отмечена пунктиром и стрелочками – указателями.  На этих остановках детям необходимо выполнить задание от одного из жителей страны. За каждое правильно выполненное задание, дети получают цветок. Групповое помещение (или музыкальный зал) разделено на несколько секторов. На каждом из секторов есть условный знак (табличка с изображением одного из жителей или небольшой настольный макет). Рядом с табличкой лежат листы формата А5 с изображением ромашки, который дети смогут забрать лишь в том случае, если выполнят задание.

Остановка «Поляна Радости»

Звучит веселая музыка.

Педагог – психолог: Кого вы видите на этой поляне?

Дети: Радостный гномик.

Педагог – психолог: А что такое радость?

Дети: Радость - это когда всем весело, все радуются. Радость - это когда у всех праздник. Радость - это когда никто не плачет. Радость - это когда все здоровы.

Педагог – психолог: Что вы делаете, когда вам весело?

Дети: поём, танцуем, улыбаемся…

Педагог – психолог: Гномик приготовил небольшое задание. Он просит вас показать, как вы умеете радоваться.

Задание от гномика: психологический этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются: при встрече с мамой; когда встречают гостей в свой день рождения; когда прогуливаются в парке с родителями; когда идут в цирк; когда получают подарок; когда вас кто-то насмешит; когда играют в веселую игру. (Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы)

        Педагог – психолог: Гномик дарит вам ромашки. Они нам пригодятся. Берегите их.

Остановка  «Озеро печали»

        Педагог – психолог: Ребята. Посмотрите, кто это нас встречает?

Дети: Это Пьеро и его друзья

Педагог – психолог: как вы думаете, откуда здесь такое большое озеро?

Дети: Наверное, это Пьеро плакал, и оно появилось.

Педагог – психолог: Ребята, а у вас бывает грустное настроение?

Дети: Да, иногда

Педагог – психолог: А  как можно поднять настроение?

Дети: Рассказать смешную историю, подарить подарок, улыбнуться и обнять друга.

Педагог – психолог: Давайте поможем Пьеро и его друзьям превратить печальное лицо в веселое?

Задание от Пьеро «Грустный - весёлый»

На столе разложены листы А4 с грустными клоунами, отдельно лежат улыбки, клей – карандаш. Дети наклеивают улыбки на лица грустных клоунов.

Задание от грустных клоунов динамическая пауза «Озорная неделя»

В понедельник я купался,

Изображаем плавание

А во вторник — рисовал.

Изображаем рисование

В среду долго умывался,

Умываемся

А в четверг в футбол играл.

Бег на месте

В пятницу я прыгал, бегал,

Прыгаем

Очень долго танцевал.

Кружимся на месте

А в субботу, воскресенье

Хлопки в ладоши

Целый день я отдыхал

Дети становятся на носочки и потягиваются вверх.

Педагог – психолог: Молодцы! Теперь клоуны знают, как поднять себе настроение. И за то, что вы научили их поднимать себе настроение, они тоже дарят вам ромашки. А нам пора ехать дальше ...

Остановка  «Пещера страха»

звучит муз. Э. Грига «В пещере горного короля»

Педагог – психолог: Отгадайте, какие звуки мы слышим?

Дети: Грустные, страшные, громкие, пугающие …

Педагог – психолог: Наверное, здесь кто – то живет, давайте посмотрим?

Дети: Там живёт гномик Страх.

Педагог – психолог: Как вы догадались?

Дети: По его мимике, у него испуганное лицо …

Педагог – психолог (читает записку гномика): Научите меня преодолевать страх!

 

Задание от гномика «Я страшилок не боюсь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют все вместе эти слова. Когда ведущий называет какого-либо страшного персонажа: кощея, льва, волка, детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится ведущим и продолжает игру.

Упражнение «У страха глаза велики»

Педагог – психолог: Теперь, давайте поиграем со страхом.

Представьте, что у вас большой, большой страх

Дети широко разводят руки в стороны

У всех, кто боится, от страха глаза велики

Показывают большие круглые глаза с помощью рук

А теперь страх уменьшается

Дети сдвигают руки

А теперь совсем исчезает

Пожимают плечами и в недоумении разводят руками

Педагог – психолог: Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу. Как вы думаете, гномик научился преодолевать свой страх?

Дети: Да.

Педагог – психолог: Гномик дарит вам ещё одну ромашку. Ну что же, теперь мы можем ехать дальше.

Остановка «Гора Злости»

Педагог – психолог: Давайте посмотрим, кто живет на этой горе?

Дети: Гномик Злость

Педагог – психолог: Как вы догадались?

Дети: Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.

Задание от гномика «Мамы злятся, когда ...»

Психолог задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе.

Педагог – психолог: Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю. Если вы согласны, то топаете ногами, если не согласны – ножки стоят вместе.

- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

- Мамы злятся, когда едят мороженое.

- Мамы злятся, когда на них кричат.

- Мамы злятся, когда им дарят подарки.

- Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад.

- Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая».

- Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения.

- Мамы злятся, когда их любят.

        Педагог – психолог: Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость! За то, что вы справились со всеми заданиями и не испугались трудностей, гномик дарит вам по две ромашки.

Итог занятия.

Упражнение «Ромашка настроения»

Цель: развивать умение выражать свои чувства.

Педагог – психолог: Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, покой - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий. Предлагаю вам выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению и раскрасить ромашки. Из этих ромашек мы соберём букет и подарим фее станы эмоций за увлекательное путешествие.

Затем каждому ребенку предлагается выбрать тот цвет, который соответствует его настроению. После этого дети разрисовывают каждый свой лепесток. Обращается внимание на «лепестки», имеющие темный цвет, спросить у детей, почему у них такое настроение.

Рефлексия

Педагог – психолог: Где мы сегодня побывали? Какие (чьи) задания вам показались сложными? А какие простыми? Мне тоже было с вами интересно путешествовать. Вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные, смелые. Фея страны Эмоций, как и обещала, дарит вам подарки. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Ритуал прощания.

Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»

Цели:·        Осознание ребенком эмоциональных состояний других;·        Умение понимать и принимать других людей;·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы для старших дошкольников по теме «Морское путешествие в мир эмоций»

Цель: Развитие эмоционально - личностной сферы дошкольников. Задачи:1. Образовательные:- обучение    элементам    техники    выразительных    движений: ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...

Конспект занятия в старшей группе по развитию эмоциональной сферы "Путешествие в страну эмоций"

Субъект: старшая/подготовительная группа (дети 5-7 лет).Цель: развитие эмоциональной сферы детей.Задачи:Образовательные задачи:·       Закреплять знания детей о пяти основны...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Страна эмоций»

laquo;Страна эмоций»Цель: Осознание ребенком эмоциональных состояний.Задачи:·       Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;·...