Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы для старших дошкольников по теме «Морское путешествие в мир эмоций»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: Развитие эмоционально - личностной сферы дошкольников. 
Задачи:
1. Образовательные:
- обучение    элементам    техники    выразительных    движений:    умению правильно    выражать    эмоции    удивления,    страха,    грусти,    радости посредством мимики.
2. Воспитательные: 
- воспитание культуры поведения, дружеских отношений в коллективе;
- воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в различных ситуациях.
3. Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие эмпатии, умения распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках), умения сопереживать;
- развитие   познавательных   способностей   детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_puteshestvie_v_mir_emotsiy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»   

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы

для старших дошкольников по теме:

«Морское путешествие в мир эмоций»

 

Подготовила

 педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Цель: Развитие эмоционально - личностной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Образовательные:

-  обучение    элементам    техники    выразительных    движений:    умению правильно    выражать    эмоции    удивления,    страха,    грусти,    радости посредством мимики.

2. Воспитательные:

-  воспитание культуры поведения, дружеских отношений в коллективе;

- воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в различных ситуациях.

3. Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие эмпатии, умения распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках), умения сопереживать;

-  развитие   познавательных   способностей   детей:

  • способности  эмоционально  откликаться  на  «нелепость»  рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
  • ориентировки в пространстве;
  • быстроты реакции, координации слова и движений;
  • развитие   внимания, наглядно-образного мышления;
  • развитие пальцевой моторики;
  • развитие творческого воображения.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная презентация непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет «Сказочное путешествие в мир эмоций»;
  • Карточки для творческого задания, карандаши;
  • Разрезная картинка «Солнышко», конверты;
  • Медали «Эмоции», картонная коробка;
  • Аудиозаписи «Звуки моря», «Шум ручья», М. Пляцковский «Улыбка»;
  • персональный компьютер,  мультимедийный проектор, экран.

Основные принципы в работе:

  • Отношение      к      детям,      к      их      потребностям      уважительное, доброжелательное.   Не   допускается   малейшее   пренебрежение   их настроением, самочувствием.
  • Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его

ценность, значимость, уникальность.  

  • Занятия проходят в игровой  форме,  что  вызывает у детей живой интерес.
  •  Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
  • Большое    внимание    на    занятиях    уделяется    развитию    у    детей  способности   к   самостоятельной   оценке   своей   работы,   так   как  самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
  • Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои чувства и эмоции.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день. Нас ждет корабль.  Вы готовы отправиться в путешествие? Мы с вами побываем  на островах,  где  встретимся  с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения.

Психолог: Нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы плыть.

Дети выбирают понравившийся кораблик.

Психолог: Мы с вами поплывем на большом красивом корабле. Занимайте свои места на палубе.  Поплыли! Вперед!

Психолог: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров (на слайде изображение острова с пиктограммой удивления).  Как вы думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму).

Дети: Удивление.

Психолог: Правильно. А вы умеете удивляться? Покажите, как вы удивляетесь?

Дети изображают эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты). Обратить внимание как удивляется конкретно каждый (особенно тревожные дети).

Психолог:  На этом острове живет необычное, удивительное животное. Но кто же это? Странно, голова медвежонка, туловище зайца?! 

Психолог:  Нужно помочь животному разобраться, кто же он на самом деле.

Психолог: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы (на экране появляется небылица).

Психолог:  Давайте по очереди скажем, что неправильно изображено на картинке. 

 это время меняется изображение на экране,  появляется медвежонок).

Психолог:  Молодцы, ребята. Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же произошло с нашим героем?

Дети: Он стал медвежонком!

Психолог:  Медвежонок вас благодарит и дарит вам волшебный конверт.

Психолог: Ребята, возьмем конверт с собой и отправимся на второй остров.

Медвежонок, поплыли с нами. (Дети выполняют физкультминутку «Море»). А теперь мы поплывем  на 2-ой остров, а для этого сделайте, пожалуйста, большой круг.

Физкультминутка «МОРЕ»

По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна:

Волнообразные движения правой и левой рукой по очереди.

Вот большая  волна,  цунами:  

Сцепив руки в  замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу.

По   волнам   плывут   дельфины   -   мама   и   папа:

Синхронные волнообразные движения руками вперед.

Один нырнул,  другой вынырнул:

Попеременные  волнообразные движения руками вперед.

За ними плывут их дельфинятки - сыночек и дочка:

Синхронные волнообразные движения кистями рук.

Один нырнул, другой вынырнул:

Попеременные волнообразные движения кистями рук.

Вот плывут их хвостики:

Руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе.

Вот  один   плавничок,   а  вот  другой:  

Руки в кулаки,  указательные   и   средние пальчики делают круговые движения вместе.

Навстречу им плывут змейки, одна и другая:

Руки в кулачки, мизинчики и безымянные пальцы делают круговые движения вместе.

А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так:

Кулаки сжать - разжать несколько раз.

Показали ножки осьминожки:

Пошевелить пальчиками.

Все они смеются, радуются, и танцуют:

Потрясти руками.

Психолог: Приплыли!  Посмотрите на эмблему этого острова.  Как вы думаете, как он называется?

Дети: Остров Страха.

Психолог: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своем лице.

Дети  изображают  чувство  страха с помощью мимики  (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).

Психолог: Ребята, а кто это там?

Дети: Мальчик.

Мальчик:  Я не слушался маму, убежал от нее и потерялся. Я не могу найти дорогу домой.  Кругом темно. Мне страшно, я боюсь.

Психолог: Ребята, чтобы не потеряться, нужно знать свой домашний адрес.

Психолог: А кто знает свой домашний адрес? (Дети отвечают).

Психолог: Молодцы! А теперь давайте поможем мальчику найти дорогу домой.

Дети в тетрадях выполняют графический диктант.

Графический диктант.

Психолог:  Для этого нарисуйте тропинку, соединив точки. А я вам, ребята, помогу (обратить внимание на застенчивых, показать их работы, какую извилистую дорожку они проложили).

Изображение  мальчика на экран:  Мальчик благодарит вас за помощь и дарит вам волшебный конверт.

Психолог: Поплыли дальше. Дети выполняют плавательные движения.

Смотрите, на горизонте появился третий остров. Это необычный остров - заколдованный. Все его жители все время плачут. Посмотрите на эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?

Дети: Грусть.

Психолог: Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова Грустинка. Давайте изобразим эмоцию грусти на своем лице (дети вместе с Грустинкой изображают эмоцию грусти: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).

Психолог: Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот видите, вы уже поддаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники. Может быть, мы сможем помочь Грустинке.  Но, как же тебе помочь, Грустинка?

Надпись на компьютере: «Меня   может   расколдовать волшебная картинка. Но у меня есть только 4 кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая   наш   остров,   раскидала   остальные   кусочки   на   других островах».

Психолог: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах. Дети открывают конверты, находят остальные кусочки.

Психолог:   Нам   нужно   сложить   эти   кусочки   правильно   и   тогда   мы  расколдуем остров Плакс.

Дети   складывают   картинку,    на   которой   изображено   улыбающееся солнышко.

Психолог:  Давайте улыбнемся друг другу как наше солнышко.

Психолог: А сейчас поплыли дальше (расстилается плед с изображением камушек).

Релаксация «Рыбки»

Звуковое сопровождение упражнения «Журчание воды».

Психолог: Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне (на экране фото аквариума).

Психолог: Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза.

Психолог:  Вот мы с вами и приплыли на остров Радости (на компьютере изображение острова Радости, дети так же сидят на пледе). Изобразите, пожалуйста, эмоцию радости. Так в чем же заключается секрет хорошего настроения? (если дети не скажут, то произнести самой: «Я увидела ответ на ваших лицах, в улыбке). Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение (звучит музыка «От улыбки»).

Заключительная часть

Психолог:  Ребята, наше с вами сказочное путешествие по островам подходит к концу. Давайте вспомним, какие острова мы с вами сегодня посетили? (показать эмблемы с изображением настроения (Дети отвечают: остров Удивления, остров Страха, остров Грусти и остров Радости).

Психолог: (на экране появляется фото корабля). Ой, ребята, смотрите, какие чудесные подарки к нам приплыли от  жителей островов (подарить эмблемы эмоций каждому ребенку на выбор).

 Психолог: Выбирайте себе на память от жителей островов подарок с тем настроением, которое сейчас у вас. Давайте поделимся секретом хорошего настроения и с нашими гостями (дарим гостям эмблемы радости).

Психолог: Я желаю вам, чтобы у вас всегда было веселое настроение и чтобы вы никогда не грустили. Надеюсь, что вам понравилось наше сказочное морское путешествие по эмоциям. Спасибо вам. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия: рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Морское путешествие»

Цель: вызвать интерес к рисованию образов подводного мира, расширять представление об окружающем мире.Задачи: обогатить и разнообразить зрительные художественные впечатления показом репродукций картин...

Конспекты занятий по развитию эмоционального словаря старших дошкольников

Помогать различать (дифференцировать) понятия, обозначающие такие состояния, как радость — счастье, печаль — горе, страх — ужас; способствовать более точному и осмысленному пониманию значения слов, об...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников:  «Весёлый праздник»....

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Морское путешествие»

Цели:образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки,  обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Морское путешествие»

Цели:образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки,  обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество...