Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дундукова Анна Валерьевна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_femp.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект

итоговой непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

«Морское путешествие на остров Знаний»

в подготовительной к школе группе

 № 4 «Почемучки»

Дундукова А.В., воспитатель

Апрель 2021 г.

Цель: выявление уровня освоения программных задач по речевому развитию (развитие речи, подготовка к обучению грамоте), познавательному развитию (ознакомление с миром природы, ознакомление с предметным окружением, формирование элементарных математических представлений).

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить умение составлять предложения, связно, последовательно и логично передавать текст придуманного рассказа;

  2. Совершенствовать умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием;

  3. Активизировать в употреблении в речи антонимов;

  4. Упражнять в определении первого и последнего звука в словах;

  5. Упражнять в умении правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей;

  6. Совершенствовать умения детей подбирать однокоренные, родственные слова;                    

  7. Закрепить знания детей о водном транспорте;

  8. Закрепить знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, уметь классифицировать их по группам;

  9. Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о месяцах, временах года, дней недели.

Развивающие:

  1. Развивать связную выразительную речь, фонематический слух;
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие

Виды детской деятельности

Приемы работы

Игровая

  • Дидактическая игра «Волшебная цепочка»
  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»
  • Дидактическая игра «Назови родственные слова»
  • Дидактическая игра «Назови одним словом»

Коммуникативная

  • Ситуативная беседа «Определим день путешествия», «Водный транспорт»;
  • Звуковой анализ слова «Туман»;
  • Составление творческого рассказа;

Познавательно-исследовательская

  • Рассматривание картинок, иллюстрации, вопросы поискового характера;
  • Упражнение «Допиши буквы и прочти слово»

Двигательная

  • Игра малой подвижности «Кораблик»

Место проведения: группа

Количество детей: подгруппа 10 человек

Материал и оборудование:

Оборудование: мольберты, указка, магниты, магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук, столы, стулья, обручи.

Демонстрационный материал: презентация к НОД «Морское путешествие на остров Знаний», атрибуты к НОД (сундук с книгой «Азбука», барометр, бинокль), набор картинок с последовательно развивающимся действием; картинки (белка, апельсин, носорог, арбуз, ножницы), буквы, картинка-ребус.

Раздаточный материал: предметные картинки для игры «Волшебная цепочка», листочки с недописанными буквами, простые карандаши, схема пятизвукового слова, цветные фишки (красные, зеленые, синие); картинки с изображением разных животных (земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие).

Ход

1 этап: Организация детей, создание мотива

Приветствие «Дружно за руки возьмемся»

Дети заходят в группу, встают в круг,

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы оказаться на острове? А хотели бы найти сокровища?

Ответы детей

В: Тогда я вас приглашаю в путешествие по морю к острову Знаний за сундуком с сокровищами. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете проявить свои знания, умения, сообразительность.

В: Необходимо определить день путешествия. Путешествие состоится сегодня. Какой сегодня число, месяц, день недели?

Д: 28 апреля, среда.

В: Какой по счету этот день в неделе?

Д: Третий.

В: Какой день недели перед средой

Д: Вторник.

В: Какой день после среды?

Д: Четверг

В: Сколько дней всего в неделе?

Д: Семь.

В: Молодцы, день мы определили. Мы начинаем наше путешествие в среду.

В: На чем же можно отправиться в морское путешествие?

Ответы детей

В: Какой это вид транспорта?

Д: Водный транспорт!

2 этап: Совместная деятельность воспитателя и детей

В: Вы готовы к путешествию?  Путешествовать будем на корабле. Давайте закроем глаза и представим, что наша группа превратилась в большой корабль. Пока будем плыть на корабле, мы будем преодолевать трудности, которые повстречаются нам на пути! Для того чтобы занять места на корабле вам нужно выполнить первое задание.

Игра «Волшебная цепочка»

(дети делятся на 2 команды - мальчики и девочки)

В: Вам нужно поделиться на 2 команды. Перед вами картинки с изображением разных предметов. Возьмите по одной картинке.

Дети берут картинки

В: Начинает выкладывать цепочку тот, у кого картинка помечена звездочкой. Следующую картинку прикладывает тот, у кого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается название первого предмета.

Дети выстраивают цепочку

В: Даниил назови вашу цепочку начиная с первой картинки, а теперь Лиза назовет цепочку своей команды.

Дети называют последовательность выложенных картинок

В: Молодцы! Занимайте свои места на корабле.

Дети садятся на стульчики

В: Ребята перед нами морские рифы, их нам нужно пройти. Вы готовы пройти испытание?

Д: Да!

В: А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот», я назову слово, а вы назовете противоположное по смыслу. Диана, «радостный», а ты скажи наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

Радостный – грустный, печальный

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Храбрый – трусливый

Умный - глупый

Жадный - щедрый

Вязать – распускать

Крупная – мелкая

В: Молодцы! Продолжаем наше путешествие! Барометр показывает бурю, на нас надвигается шторм, всем нужно быть внимательными.

Музыка «Шум бури», звучит голос царя Нептуна

Ц.Н: Я владыка морей и океанов – царь Нептун, кто посмел бороздить мои моря без моего согласия, кто вы такие и откуда вы?

Ответы детей

Ц.Н: Хорошо, но, чтобы вам продолжить путешествие и попасть на остров Знаний, вы должны выполнить мое задание! 

Игра «Назови родственные слова»

В: Ребята, царь Нептун предлагает вам назвать родственные слова к слову вода

 (подводный, водоросль, водоем, водичка, водный, водохранилище, водица, подводник, водяной, водолаз, водопровод), а теперь назовите к слову море (морской, моря, заморский, мореплаватель, мореход, морепродукты)

Ответы детей

В: Буря стихла, значит мы с вами правильно выполнили задание. Отправляемся дальше. Наш корабль, получил радиосигнал с другого корабля, который столкнулся об скалу. И от удара приборы стали показывать странные «сломанные» буквы. Давайте, починим буквы и узнаем, что стало причиной столкновения. У вас на столах лежат листочки с буквами, угадайте, что это за буквы и допишите их. Проходите за столы, сядьте прямо, ноги поставьте ровно.

Дети проходят за столы и выполняют задание

В: Какое слово получилось?

Д: Туман!

В: А теперь проведите звуковой анализ слова «ТУМАН». Для начала давайте вспомним из чего состоят слова.

Д: Слова состоят из звуков и букв.

В: Какие звуки вы знаете?

Д: Гласные и согласные.

В: А какие бывают согласные звуки?

Д: Твёрдые и мягкие

 (ЗАС «Туман» дети работают за столами)

В: Сколько звуков в слове ТУМАН?

Д: В слове «Туман» 5 звуков

В: Назовите все гласные звуки в этом слове?

Д: В слове «Туман» два гласных звука «У» и «А», обозначаем красной фишкой.

В: Назовите сколько согласных звуков?

Д: В слове «Туман» три согласных звука «Т», «М», «Н»

В: Назовите Третий звук в этом слове?

Д: В слове «Туман», 3-ий звук «М» -, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой

В: Молодцы! Значит из-за тумана корабль столкнулся об скалу. А теперь пришло время поиграть. Прошу всех выйти на ковер и встать в круг.

(Воспитатель зовёт всех детей встать в круг) 

Игра малой подвижности «Корабль»

В: Мне кажется, за бортом начинается шторм! Для того, чтобы наш корабль не пошел ко дну, нам нужно удержать равновесие на волнах. Давайте определимся, где будет нос нашего корабля? Где корма? Где правый борт? Где левый борт? (дети определяют ориентиры в группе). Когда капитан даст команду: «Все на нос!», что вы сделаете? (всем надо перебежать на «нос»), а когда капитан даст команду «правый борт»? и т.д.

В: Ой, ребята, посмотрите, что это там в море показалось? 

(воспитатель смотрит в бинокль)

Д: Корабль пиратов.

В: Пираты захватили наш корабль, они прислали нам сообщение, давайте его прочитаем.

Воспитатель читает сообщение от пиратов

В: Ребята, нам нужно постараться выполнить все задания пиратов, а иначе мы не попадем на остров Знаний и не найдем заветный сундук с сокровищами. Давайте посмотрим, что они приготовили для нас.

Игра «Назови одним словом»

В: Ребята посмотрите, пираты перепутали все картинки, возьмите по одной картинке, перед вами три обруча, здесь живут земноводные, млекопитающие, пресмыкающиеся. Расселите их.

(На столе лежат картинки вперемешку, дети их классифицируют)

В: Даниил, у тебя кто был на картинке, куда ты заселил, назови одним словом этих животных, а почему их называют земноводными, пресмыкающимися, млекопитающими.

Ответы детей

В: Молодцы!

На экране появляются картинки

В: А сейчас посмотрите они отправили нам картинки. Картинки снова перепутались. В какой последовательности происходили события? Расставьте картинки в том порядке, как они должны стоять. Кира, что нарисовано на первой картинке?

(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, воспитатель показывает 2-ю и 3-ю, 4-ю картинку)

В: А теперь, составьте рассказ по этим картинкам и дайте название этому рассказу. Мы вас послушаем и сравним, у кого интересней получится рассказ.

(Дети составляют рассказ по картинкам, прослушать 2-3 ребёнка)

В: Чей рассказ больше всего понравился?

Ответы детей

В: Рассказ Риты был интересным, ты сумела рассказать о самом главном. Использовала интересные слова. Все дети слушали тебя очень внимательно, так как речь была четкая, громкая, правильная.

В: Молодцы! Ребята, пираты нас отпустили, двигаемся дальше.

Дети садятся на свои места

В: Вот и остров. Вперед за сундуком, за сокровищами. Где же нам искать сокровище? Ведь остров такой большой. В этом нам поможет ребус, вы должны по картинкам прочитать слово.

(Дети составляют слово по картинкам - Белка, апельсин, носорог, арбуз, ножницы)

3 этап: Рефлексия, подведение итогов

В: И получили какое слово? Кто прочитает? Молодцы. Значит наш сундук сокровищами под банановым деревом. А вот и сундук с сокровищами.

Дети открывают сундук, в нем лежит «Азбука»

В: Ну, вот ребята - это и есть ваше сокровище. Это самая первая книга, которая нужна будет в школе, скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику, узнаете много нового. Берегите его.  Наше путешествие подошло к концу. Какое задание вам больше всего запомнилось? А какое было лёгким? Теперь я уверена, что вы готовы к школе, вы будете учиться хорошо.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Волшебников»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеЦель: Обобщение и закрепление навыков по разделу «Развитие связной речи» с использованием наглядного моделированияпрезентация по адре...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров дружбы".

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной школе группе "Путешествие на остров дружбы"....

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Остров знаний».

развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации. Листы распечатываются на формате А3...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие к Дереву Мудрости"

Программное содержание Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи Задачи: Образовательные • Упражнять в умении определять первый и последний звук в слов...