Конспекты занятий по развитию эмоционального словаря старших дошкольников
план-конспект занятия на тему

Карабанова Наталья Николаевна

Помогать различать (дифференцировать) понятия, обозначающие такие состояния, как радость — счастье, печаль — горе, страх — ужас; способствовать более точному и осмысленному пониманию значения слов, обозначающих эмоции. Познакомить с новыми понятиями: «презрение», «высокомерие»; вспомнить сказки, в которых встречаются доброжелательные персонажи и высокомерные. Всё это и многое другое Вы найдёте в этих конспектах. Вашему вниманию предлагается 16 конспектов занятий по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_emotsionalnogo_slovarya.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ

занятий по развитию

  эмоционального

     словаря 

Группа: старшая-подготовительная к  школе


                   Занятие 1

 Знакомить с эмоциональными состояниями радости, грусти, злости; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния.

  • Пиктограммы.
  • Вы знаете, что люди испытывают разные эмоции — радость, грусть и др. Мы называем их эмоциональным состоянием. Какие еще эмоции (чувства) вы знаете?

Дети называют знакомые эмоции — страх, грусть, злость.

  • Посмотрите на эти рисунки (воспитатель предлагает пиктограммы — радость, грусть, злость).
  • Кто из этих людей испытывает радость? Кто-нибудь из вас может изобразить ее? Опишите состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (Светящиеся, веселые.) Какие у него губы, зубы, рот? («Рот до ушей».) Скажите, когда вы испытываете радость?
  • А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции. Посмотрите на лицо.

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован грустный человек.

  • Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Вам жалко этого человека? Да, и мне тоже жалко. Как его можно развеселить?
  • А какое лицо у этого человека? (Показывает пиктограмму злости.) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?

Воспитатель дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние грусти, радости, страха. Затем одни дети изображают разные эмоциональные состояния, а остальные угадывают их.

После этого детям предлагается этюд «Сердитый дедушка»: «Пришел дедушка в комнату, а очков на столе нет. Он рассердился и говорит внучке...» Дети начинают импровизировать. Один ребенок показывает, как дедушка ищет очки, не находит их и начинает сердиться... Они придумывают диалог между дедушкой и внучкой. Когда очки находят (они лежали под книжкой на телевизоре... ), дедушка радуется (ребенок изображает состояние радости).

—        Как вы думаете, а девочка могла рассердиться? Почему она рассердилась?

Дети высказывают свое мнение и по желанию разыгрывают этюд «Сердитая внучка».

В конце занятия воспитатель дает задание: вместе с родителями придумать историю про мальчика или девочку, которым было грустно, но затем они развеселились. На следующий день воспитатель беседует с детьми и записывает рассказы, придуманные детьми и родителями.

Занятие 2

 Научить различать эмоциональные состояния страха, стеснительности и стыда; называть, описывать их в различных ситуациях; изобразить («показать» названные выше состояния); проанализировать придуманные детьми рассказы.

  • Пиктограммы страха, стеснительности, стыда.
  • Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «страх», «стеснительность», «стыд».
  • Найдите на пиктограммах эти состояния. Как мы узнаем, что человек испытывает страх? (Рот открыт, человек кричит: «А! Боюсь! Боюсь!» Глаза у него становятся большими.) Есть такая русская поговорка: «У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими. Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?
  • Составьте короткий рассказ о том, как мальчик (или девочка) сначала испугался, а затем смог преодолеть страх.
  • Как выглядит человек, когда он боится? (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые.)

Воспитатель обобщает высказывания детей и вводит дополнительные признаки: «Да, у человека, который чего-то испугался, глаза становятся большими, зубы стучат, и он дрожит от страха. Лицо у него бледнеет от испуга, он говорит шепотом или дрожащим голосом, выглядит беззащитным, а в глазах ужас и страх».

  • Если человек ничего не боится, как о нем можно сказать, какой он? (Смелый, храбрый, отважный.)
  • А как сказать по-другому о человеке, который боится? (Он трусит, пугается, испуган.) Он трусливый, а может быть, и робкий. Среди вас есть трусишки?

Скажите, когда человек стесняется? Как мы поймем, что человек стесняется? Посмотрите на эту картину, на которой изображена девочка. Какое чувство она испытывает? Что нужно сделать, чтобы девочка не смущалась?

Воспитатель обобщает высказывания детей.

—        Да, девочка раскраснелась от смущения, опустила ресницы. Она пришла к незнакомым людям в гости, ей стало неуютно, тревожно, даже немножко страшно. С ней рядом небыло мамы. Девочке сказали, что ее здесь все любят, что она может ничего не бояться, пригласили ее в игру. Девочка со всеми познакомилась. Все оказались добрыми людьми. Девочка подружилась с другими детьми, перестала стесняться, стала веселой и счастливой.

Скажите, чем отличаются стеснительность и стыд? Воспитатель обобщает высказывания детей.

—        Да, человеку стыдно, когда он совершил неблаговидный поступок, плохой поступок (есть такое выражение «сгореть со стыда»), за который его могут даже и наказать, а стесняется человек, когда ему неуютно в новой компании, в гостях.
А сейчас мы попробуем эти состояния изобразить.

Воспитатель предлагает детям показать этюд «Провинившийся»: мальчик съел сладости, приготовленные для гостей. Голова втянута в плечи, плечи приподняты, руки висят вдоль тела, брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены. Затем дети показывают этюд «Девочка (мальчик) застеснялась»: девочка с родителями пришла в гости, и ее оставили одну с незнакомыми детьми. Девочка сидит на кончике стула, колени сдвинуты, локти прижаты к телу, ладони сжаты, лежат на коленях, голова опущена, глаза потуплены.

Занятие 3

 Учить определять эмоциональные состояния по изображенным движениям; знакомить с новыми эмоциональными состояниями; учить изображать («показывать») их.

  • Пиктограммы движений, цветные карандаши.
  • Сначала детям раздаются условные фигурки, изображающие различные позы, соответствующие эмоциональным состояниям. Им предлагается определить и назвать эти состояния (удивление, печаль, радость, злость). Затем воспитатель предлагает детям «одеть фигурки в одежду». Они подбирают «подходящий», по их мнению, цвет для нее. Для передачи состояния радости дети чаще используют желтый цвет, удивления — зеленый и красный, грусти — синий, злости — черный и коричневый. Воспитатель проводит беседу, в которой каждый ребенок обосновывает, почему он выбрал тот или иной цвет.

В конце занятия проводится игра «Волшебные острова». Дети разбиваются на группы по своему выбору или предложению взрослого и изображают жителей островов: на одном острове люди были всегда веселые, на другом — жили плаксы, на третьем — всегда дрожали от страха и т.д. Выбранный ведущий должен сказать, как называется остров: «Грустный остров», «Остров Слез», «Остров Невезения», а остальные дети показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию острова.

Воспитатель предлагает детям придумать короткие рассказы на темы: «Клоун удивился», «Круглые глаза» (удивление, страх), «Разъяренный медведь» (гнев, злость), «Старый жук» (печаль, грусть). Воспитатель записывает их. Часть заданий может быть выполнена ребенком вместе с родителями как домашняя работа.        

Занятие 4

        Учить определять эмоциональные состояния по изображенным движениям и передавать эти состояния разным цветом в рисунке путем дорисовывания пиктограмм.

  • Пиктограммы движений, незаконченные пиктограммы, цветные карандаши, альбомы.
  • Воспитатель показывает детям незаконченные мимические пиктограммы, разрезанные на две части, предлагает собрать их и дорисовать. Для воссоздания всего эмоционального образа детям предлагается найти подходящие друг к другу пиктограмму-лицо и пиктограмму-фигуру и соединить их. Для этого детям раздаются условные фигурки, изображающие различные позы, соответствующие эмоциональным состояниям. Дети подбирают мимические пиктограммы к пиктограммам-фигуркам. В тех случаях, когда ребенок испытывает затруднение, воспитатель предлагает вспомнить этюд на данное эмоциональное состояние и изобразить его. Затем воспитатель раздает детям незаконченные (в некоторой степени неопределенные) пиктограммы и предлагает, используя соответствующий цвет,  дорисовать их.

В конце занятия дети рисуют в своих альбомах случай (по выбору ребенка) из своей жизни, когда им было грустно, весело и т.д.

Занятие 5

        Знакомить с новым эмоциональным состоянием «отвращение»; учить соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица; учить изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу.

  • Изображение (пиктограмма) отвращения, пиктограммы мимики и пантомимики других эмоциональных состояний.
  • Сегодня мы поговорим о таком эмоциональном состоянии, как отвращение. Кто из вас знает, что это такое? Найдите его, покажите.

Если дети перебирают пиктограммы различных эмоциональных состояний неуверенно, то воспитатель сам показывает пиктограмму.

  • Вот оно! Посмотрите на него. Скажите, вам знакомо такое эмоциональное состояние? (Когда что-то не нравится. Тебе что-то дают, а ты не хочешь.)
  • Да, вы правильно говорите. Но чтобы было ещё понятнее, я расскажу историю. Она называется «Соленый чай»: «Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара соль. Внук захотел выпить чаю. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки «сахарного песка», помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!»

Воспитатель читает рассказ, пытается мимикой продемонстрировать состояние отвращения. Дети могут подражать и демонстрировать это эмоциональное состояние. Воспитатель предлагает детям вспомнить, когда они тоже испытывали отвращение. («Я гуляла в лесу, там была паутина, и я... в паутину попала, как муха! Мне на лицо паутина попала! Фу! Фу!»)

—        Сейчас я вам раздам фигурки. Попробуйте найти, фигурку и лицо, которые подходят друг другу. Внимательно посмотрите на движения фигурки и на выражения лица, назовите эти эмоциональные состояния. Как по-другому можно назвать их?

Затем воспитатель зачитывает самые интересные истории, придуманные детьми вместе с родителями (см. домашние задания занятий 1, 3). Дети по желанию разыгрывают предложенные этюды. При этом воспитатель обращает внимание на выразительные движения, мимику эмоциональных состояний, а также соотносит их с пиктограммами, предложенными ранее.

Примечания. Выразительные движения гнева (злости): сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, усиленная жестикуляция, рычание.

Выразительные движения печали: плечи опущены, руки висят вдоль тела, поникшая голова, замедленная походка; приподнятые и сведенные брови, опущенные уголки губ.

Выразительные движения страха: голова запрокинута и втянута в плечи, ладони отгораживают от страшного зрелища; брови идут вверх, глаза расширены, рот открыт.

Выразительные движения удивления: круглые глаза, брови и верхние веки приподняты.

Выразительные движения радости: голова откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.

Занятие 6

 Уточнить представления об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний — радости, грусти, страха, удивления, отвращения); обратить внимание на разнообразие выразительных движений одного и того же эмоционального состояния; ввести методику написания «письма».

  • Серии вариаций выразительных движений.
  • Дети, я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте внимательно и дайте ему название:

Рады, рады, рады        Рады, рады, рады

Светлые березы.        Темные осины

И на них от радости        И на них от радости

Вырастают розы.        Растут апельсины.

Как бы вы назвали это стихотворение? (Веселье, хорошее настроение.) Можно назвать и так. К.И. Чуковский, автор этого стихотворения, назвал его «Радость».

— Какими словами можно передать состояние радости? (Веселый, радостный; смеяться, хохотать, танцевать, хлопать в ладоши.) А как другими словами можно сказать про радостного человека? (Счастливый, летящий, парящий, на «седьмом небе» от счастья.)

— Когда про человека говорят, что он «повесил нос», «повесил голову», «как в воду опущенный», что это означает? (Огорченный, печальный, грустный, переживает, печалится.) Найдите другие слова для передачи этого состояния. Может быть, вы их слышали в сказках? (Кручинится, горюет, закручинился, залился слезами.)

Аналогично предлагается подобрать близкие по смыслу слова к другим эмоциональным состояниям (страху, удивлению, отвращению).

Затем воспитатель читает стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок».

Жил на свете старичок        Динь-динь-динь

Маленького роста,        Да трюх-трюх!»

И смеялся старичок        Раз, увидя паучка,

Чрезычайно просто:        Страшно испугался,

«Ха-ха-ха        Но, схватившись за бока,

Да хе-хе-хе.        Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи                «Хи-хи-Хи»

Да бух-бух!               Да ха-ха-ха,

Бу-бу-бу                    Хо-хо-хо

Да бе-бе-бе,         Да гуль-гуль!

Ги-ги-ги                    Гы-гы-гы

Да га-га-га,                 Да гу-гу-гу.

Го-го-го                  Го-го-го

Да буль-буль!         Да бах-бах!

А увидя стрекозу,        Ой, ребята!

Страшно рассердился,        Не могу!

Но от смеха на траву        Ой, ребята!

Так и повалился:        Ах, ах!»

  • Действительно, как заразительно смеялся старичок. Он не просто смеялся, а ... (хохотал; громко смеялся, схватившись за бока; от смеха на траву так и повалился). А когда вам очень весело, вы еще что делаете? (Танцуем, прыгаем, хлопаем в ладоши.)
  • Да, как уже поняли, состояние радости сопровождается различными выразительными движениями: мы прыгаем, хлопаем в ладоши, держимся за бока, от смеха падаем на траву. Сейчас посмотрим их на картинках.

Затем детям раздаются несколько серий мимических и пантомимических пиктограмм. Одна серия соответствует одному эмоциональному состоянию и содержит вариации выразительных движений, характерных для этого эмоционального состояния. Воспитатель предлагает для мимических картинок подобрать наиболее подходя1цие пиктограммы, изображающие движения, а затем словесно описать их (назвать эмоциональное состояние, описать характерные движения, мимику, чем было вызвано это состояние). Воспитатель говорит, что можно написать «письма» маме, другу, еще кому-либо по желанию ребенка. Для этого дети выбирают одну или несколько пиктограмм и, раскладывая их по порядку, соединяют в один рассказ («письмо»).

Занятие 7

 Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания, обобщающие средства (мимики, пантомимики), используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; импровизировать в создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального состояния с помощью игры «Море волнуется раз...»; учить понимать настроение персонажей в сюжетной картине В.М. Васнецова «Аленушка».

  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Аленушка», альбом, карандаши или акварельные краски.
  • На прошлом занятии вы узнали, что эмоциональное состояние, например радость или злость, можно выражать с помощью движений по-разному.

—        Давайте попробуем позлиться: как два барана на мосту; как ребенок, у которого не получается рисунок; как медведь, который хочет прогнать со своего участка незваного гостя.

— Покажите, как испугается мыгпка, увидевшая кошку, как испугается ежик (сворачивается в клубок). Иногда про человека, который чего-то сильно боится, говорят, что он «дрожит как осиновый лист». Это как? Покажите.

  • Теперь попробуем поулыбаться: как кот, который греется на солнце; как хитрая лиса; как доброе солнышко; как злой Карабас-Барабас; как озорной Буратино.
  • Как вы понимаете, что обозначают слова: радость, злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд? Вы можете различить, когда человек радуется, а когда грустит или злится? А как узнать, что человеку стыдно? Если человек испытывает отвращение, как мы узнаем об этом? (Воспитатель записывает ответы детей.)

В середине занятия проводится игра, в которой ведущий-взрослый предлагает детям изобразить определенную фигуру: «Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Веселая (робкая, безразличная, злая, враждебная, разъяренная, восторженная, унылая, хмурая, довольная, счастливая, спокойная) фигура, замри!» Затем дети самостоятельно выбирают по желанию эмоциональное состояние и изображают его, а ведущий-ребенок определяет это состояние.

После этого на стенде выставляется репродукция картины В.М- Васнецова «Аленушка». Дети молча рассматривают ее.

—        Скажите, что случилось с Аленушкой? (Она грустит.) Какое у нее лицо? (Печальное.) Почему она так сидит? (Плачет, ждет братика.) Какое чувство вы испытываете к этой девочке? (Жалость.) Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась? («Не печалься, Аленушка».) Какую сказку вы вспоминаете? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) Давайте напишем «письмо» Аленушке, чтобы она не кручинилась.

Дети диктуют, а воспитатель записывает за ними. Если предложение составлено неправильно, взрослый обсуждает его с другими детьми и предлагает сказать точнее и правильнее. В конце занятия воспитатель читает письмо, составленное детьми, и предлагает им нарисовать рисунки, чтобы Аленушка не грустила.

Занятие 8

Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения эмоциональных состояний; учить на материале сказки выделять эмоциональные состояния.

  • Альбом, цветные карандаши или акварельные краски.
  • Воспитатель читает сказку «Царевна-лягушка».
  • Мы видим, что все герои в разных ситуациях испытывают различные чувства. Скажите, какие чувства испытал Иван-царевич, когда нашел свою стрелу рядом с лягушкой? (Страх, удивление, грусть.)
  • А когда лягушка превратилась в девицу-красавицу, каким он стал? (Радостным. Он обрадовался, стал танцевать, веселиться.) Кто в сказке еще радовался чему-нибудь? (Сама Царевна-лягушка.).
  • А радовались Баба Яга, Кощей Бессмертный? (Они злые, всегда злятся.)
  • Да, эти персонажи жестокие, коварные, бездушные. Когда Василиса Премудрая попала к ним в плен, они обрадовались этому? (Они веселились не по-доброму, прыгали около костра.)
  • Что в этой сказке самое удивительное?
  • Наверное, удивительным было то, что лягушка превратилась в Василису Премудрую. Никто не ожидал этого. Все думали, что придется Ивану-царевичу взять в жены лягушку, а она вдруг превратилась в красную (значит, красивую) девицу. Это ли не удивительно? Вот сколько эмоций пришлось пережить нашим героям в одной сказке!

В конце занятия воспитатель предлагает детям нарисовать по выбору главных героев: злого Кощея, печального Ивана-царевича, страшную пещеру, сердитых невесток, приветливую Василису Премудрую, веселую Бабу Ягу, используя только один, наиболее подходящий цвет. Затем дети объясняют, почему они выбрали тот или иной цвет для передачи эмоционального состояния героя сказки.

Свой выбор цвета для характеристики персонажей дети, например, объясняли так: «Кощей — злой, коварный, у него черное сердце», «Василиса Премудрая — добрая, хорошая, красивая. Ей больше красный цвет подходит».

Занятие 9        

 Познакомить с явлением изменчивости эмоционального состояния.

  • Листы бумаги, гуашь.
  • Вы знаете, что окружающий нас мир меняется: летом трава бывает зеленой, затем она желтеет или краснеет, становится коричневой, а потом все покрывается белым снегом. Проходит время, и снова мир становится зеленым. Все эти явления природы происходят независимо от нас. Но кое-что мы все-таки можем изменить! Сейчас возьмем одну краску желтую, добавим к ней другую — красную и получим третью краску. Какую? Да, получим оранжевую краску, не похожую на предыдущие.

Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно получить зеленый цвет (смешение желтого и синего цветов), коричневый (желтый, синий и красный; зеленый и красный), фиолетовый (красный и синий), сиреневый (красный, синий и белый; фиолетовый и белый), розовый (красный и белый), голубой (синий и белый). Затем предлагает детям попробовать изобрести «новые» цвета.

  • Помните, как у Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка» менялось настроение. Когда он нашел свою стрелу рядом с лягушкой, то ... (загрустил), когда Царевна-лягушка превратилась в девицу-красавицу, то ... (обрадовался, удивился), а когда злые невестки сожгли лягушачью кожу, то ... (опечалился, рассердился), а потом, найдя свою невесту, снова ... (обрадовался). Вот как менялось настроение у Ивана-царевича в одной сказке.
  • Сейчас с помощью красок попробуем изменить одно эмоциональное состояние в другое.

Детям предлагается выполнить следующее упражнение. Дается лист бумаги двойного формата, который они складывают пополам. На одной стороне ребенок рисует то эмоциональное состояние, которое он выбрал, затем накладывает рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается на другой стороне. Далее он добавляет к отпечатанному рисунку новые краски и получает другое эмоциональное состояние. При этом ребенку рекомендуется дать название полученным состояниям. Воспитатель спрашивает: «Одинаковые эмоциональные состояния или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Что изменилось в рисунке? Трудно или легко было изменить рисунок? Какие краски добавились? Почему они «подходят» к новому эмоциональному состоянию?» Например, ребенок сначала рисует «страх», используя черный цвет, а затем красная или желтая краска помогает ему изменить это состояние.

При выполнении этого упражнения некоторые дети могут задумать конечный результат и целенаправленно подбирать краски, а других может захватывать сам процесс смешивания цветовой палитры, и уже в конце они могут определить, что у них получилось.

Занятие 10

 Помочь детям более точно понять свое эмоциональное состояние и чужое, отразить его в рисунке; активизировать эмоциональный словарь путем передачи эмоциональных состояний в речи.

  • Листы двойного формата, гуашь.
  • Это задание дети выполняют в подгруппе по два человека. Ребенку предлагается нарисовать какое-либо эмоциональное состояние с использованием различных цветов. По ходу занятия воспитатель интересуется у ребенка, почему он выбрал данное эмоциональное состояние, использовал именно эти краски и т.п. Затем он предлагает ребенку составить рассказ (историю) по своему рисунку, а другому, выслушавшему этот рассказ, зарисовать его. Далее воспитатель помогает детям сравнить эти рисунки, найти обш;ее и различие в них, уточняет у каждого ребенка, почему, по его мнению, выбранные цвета больше подходят для передачи данного эмоционального состояния, легко ли было выполнить задание, что вызывало трудности, интересуется у первого ребенка — подходит ли рисунок второго ребенка к составленному им рассказу (истории). Затем дети меняются ролями.

Занятие 11

 Закрепить умение осознавать и передавать свое эмоциональное состояние посредством рисунка; соотносить содержание эмоционального состояния с музыкой и настроением, которое она производит.

  • Ватман, гуашь.  

Предлагается упражнение «Джунгли», фоном для которого может быть отрывок из какого-либо музыкального произведения. Тема «Джунгли» довольно неопределенна по своему содержанию, что также важно для задания: джунгли как трудно проходимые дикие леса несут и опасность, и страх, и удивление, и радость от увиденного и др. На эту тему также проводится беседа с детьми. Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что такое лес, роща, дубрава, бор, уточняет эти понятия.

  • Каким бывает лес? (Сказочным, дремучим, страшным, веселым.)
  • А вы знаете, что такое джунгли? Где вы их видели? (В кино, на картинках.)

Воспитатель уточняет это понятие.        

—        Представьте себе, что вы попали в джунгли. Вам поможет в этом музыка. Что вы чувствуете? Какие эмоции испытываете? Попытайтесь зарисовать ваше настроение.

Дети рисуют на полу, на больнюм листе ватмана гуашевыми красками. Это упражнение можно выполнять подгруппами по четыре человека в большом помещении.

В конце занятия с каждым ребенком обсуждается как содержание рисунка, так и чувства, которые ребенок испытывал при его создании. Можно также поинтересоваться, как ему помогла музыка понять свое состояние.

Занятие 12

 Учить понимать содержание отрывков из музыкальных произведений и соотносить их с эмоциональным словарем; развивать точность употребления антонимов.

  • Наборы цветных карточек.
  • Детям дается прослушать музыкальный отрывок (В. Гер-чик «Песня Стрекозы», В. Шаинский «Чунга-Чанга» или др.) и предлагается ответить на вопрос: «Какая эта мелодия?»

После ответов детей воспитатель предлагает еще раз прослушать мелодию и сказать, какая она: медленная или быстрая, веселая или грустная, безразличная или взволнованная, озорная или серьезная, спокойная или тревожная, унылая или ликующая, теплая или холодная, ясная или мрачная, задушевная или отчужденная, усталая или бодрая, довольная или сердитая.

Затем воспитатель раздает два набора цветных карточек (темно-синий — синий — голубой; бордовый — красный — розовый; темно-зеленый — зеленый — салатовый; оранжевый — ярко-желтый — светло-желтый; черный — серый — белый), которые располагаются на противоположных концах стола, и предлагает подобрать к звучащей музыке подходящие цветные карточки. Затем дети прослушивают две мелодии — «Тревожную колыбельную» Н. Мясковского и русскую народную колыбельную песню. По ходу звучания музыки дети, выбирая подходящие цветные карточки, составляют «рисунок» двух колыбельных. Воспитатель интересуется у детей, какие «рисунки» мелодий получились, чем они похожи между собой, чем отличаются, какая мелодия больше понравилась, почему другая понравилась меньше, что чувствовал ребенок, когда звучала первая колыбельная, изменилось ли его настроение, когда звучала вторая мелодия. Воспитатель помогает ребенку обосновать свой ответ.

Занятие 13

 Познакомить с типами смысловых отношений слов (контраста, сходства); учить использовать слова, близкие или противоположные по смыслу (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребенка, под-1ЮДЯ его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.

  • Альбом, цветные карандаши (или акварельные краски).
  • Воспитатель читает отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». После чтения проводится беседа.
  • Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино. (Веселым, непослушным.) Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный.)
  • А Пьеро такой же или он был другим — полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным.)
  • Да, Буратино был веселым. Как вы это определили? Что он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил.) А Пьеро был грустным. Что он делал? (Плакал, грустил, печалился.)
  • Как вы представляете себе Карабаса-Барабаса? Какой он? (Злой, недобрый, страшный.)
  • А папа Карло у всех тоже вызывал страх? (Нет, он был добрый.)
  • Какие чувства испытывал папа Карло к Буратино? (Любовь, доброту, жалость.) А к Карабасу-Барабасу? (Противоположные чувства.)
  • Когда Буратино потерялся, какие чувства испытал папа Карло? Что произошло с ним? (Он загрустил, заплакал.) А когда Буратино нашелся? Что чувствовал папа Карло? (Он обрадовался.)
  • Когда Буратино из полена превратился в человечка, какие чувства испытал папа Карло?

— Да, папе Карло было тоскливо одному, а когда Буратино превратился в человечка, папа Карло обрадовался. А еп1;е какие чувства он испытал? Может быть, он удивился? Почему он удивился? (Буратино из полена превратился в человечка и заговорил человеческим голосом.)

—        Это превращение было неожиданным для папы Карло, он и не думал, что кукла может превратиться в живого человечка. Это было необыкновенным, необычным. Вспомните случай из своей жизни, когда вы сначала загрустили, а затем обрадовались.

Дети рассказывают свои истории. Воспитатель их записывает, а затем предлагает детям веселые истории поместить в один альбом, а грустные — в другой. В свободное время дети могут проиллюстрировать свои рассказы или понравившиеся им рассказы других детей.

Занятие 14

 Развивать умение подбирать синонимический ряд, т.е. слова, близкие по смыслу; учить описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта.

  • Воспитатель читает детям отрывки из сказки Астрид Линд-грен «Малыш и Карлсон».
  • Вы хотели бы иметь такого друга, как Карлсон? Почему? (Он веселый, нескучный, всегда веселится.)
  • Давайте вспомним, каким был Буратино в сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино»? Они с Карлсоном похожи? Чем? (Веселые, непослушные; всегда смеются.)
  • А как другими словами можно сказать про них? (Они оба веселые.) Подберите к слову «веселые» слова, близкие по смыслу. Какие Карлсон и Буратино? (Радостные, счастливые, озорные, смешливые.) Как еще называют таких людей? (Весельчак, шутник, озорник.)

—        Когда человек грустит, как можно сказать о нем по-другому? Как в сказках описывается эмоциональное состояние героев? (Печалится, расстраивается, горюет, кручинится, головушку повесил.)

— Скажите, Карлсон когда-нибудь злился? (Нет, он добрый, веселый.) Вспомните, когда Малыша наказали, какие чувства испытал Карлсон? (Он стал Малыша защищать, ему жалко стало Малыша.) Он, наверное, еще и разгневался, ведь обидели его друга.

  • Какими другими словами можно сказать, что человек испытывает гнев? (Злость, негодование, враждебность.)
  • Кто из вас когда-нибудь испытывал злость? Почему? Придумайте короткий рассказ о том, как вас кто-то разозлил, что БЫ чувствовали и как справились с этим состоянием.

В конце занятия детям предлагается вспомнить веселую песенку про Карлсона («Смешной человечек на крыше живет») и спеть ее.

      Занятие 15

 Помогать различать (дифференцировать) понятия, обозначающие такие состояния, как радость — счастье, печаль — горе, страх — ужас; способствовать более точному и осмысленному пониманию значения слов, обозначающих эмоции.

  • Как по-другому сказать, что человек радостный? Подбери к этому слову слова, близкие по смыслу (веселый, обрадованный, счастливый, нескучный).

Затем детям предлагается подумать, отличаются ли эмоциональные состояния, которые обозначаются словами «радостный» и «счастливый». После ответов воспитатель говорит, что счастливый — это такое состояние души, когда человеку хочется летать, парить в небе. Он все видит в солнечном свете. Можно сказать, что счастливый человек — это очень радостный человек.

—        А сейчас подберите к слову «радость» противоположные слова (печаль, горе, кручина, грусть). Чем отличаются печаль и горе? (Печалится человек, ему грустно, его обидели; горе —больше, чем печаль.)

Воспитатель уточняет, что эмоциональные состояния «горе» и «печаль» похожи, но горе — это более сильное эмоциональное состояние. Когда человек горюет, он не просто плачет, а плачет горькими слезами, рыдает. Далее воспитатель спрашивает, знают ли дети поговорки и пословицы о горе и печали. Если дети затрудняются ответить, воспитатель напоминает им пословицы или фразеологизмы: «Как в воду опущенный», «Молодец невесел, голову повесил», «Слезами горю не поможешь».

  • Давайте подумаем, чем можно помочь чьему-нибудь горю? (Утешить, по головке погладить, ободрить.)
  • Скажите, чем отличаются страх и ужас? (Страх — это когда человек боится, а ужас — когда ужасается.)
  • Когда человек испытывает страх, он боится чего-то неизвестного, например темноты, когда находится в темной комнате. Ужасается человек, когда он испугался чего-то конкретного, испугался так сильно, что у него волосы «могут встать дыбом». Слышали такое выражение? Ужас — это очень сильный страх.
  • Вспомните пословицы и поговорки о страхе и о том, как его преодолеть. («У страха глаза велики», «Волков бояться — в лес не ходить», «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона», «Не ходи в лес, коли зайцев боишься

Занятие 16

 Познакомить с новыми понятиями: «презрение», «высокомерие»; вспомнить сказки, в которых встречаются доброжелательные персонажи и высокомерные.

  • Детям читают сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». (Желательно, чтобы сказка прозвучала в грамзаписи.)
  • О чем говорится в этой сказке? Кто вам запомнился или понравился? Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе, какие чувства? Какие чувства к «гадкому утенку» испытываете вы? Почему? С какой интонацией передает исполнитель эти чувства? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему?
  • Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»

А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой.

—        Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение.) Высокомерие — это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали ногой, говорили: «Глаза бы на тебя не смотрели».

— Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он несносный урод, потому что утенок был ... (не похож на всех остальных). И такое отношение мы называем «презрительным».

Слово «высокомерие» можно сопоставить с значением таких выражений, как «леденящий холод», «холодный тон», а затем сравнить их с такими выражениями, как «доброжелательность», «ласковый тон».

  • Трудно было утенку жить на птичьем дворе или ему было все равно, как к нему относились? Почему? Если бы вы вдруг оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку?
  • Это грустная сказка? Чем она закончилась? Какой у нее конец? Какие чувства испытал «гадкий утенок», когда прекрасные птицы-лебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование.) Почему? Как изменилась интонация исполнителя сказки? Какой она стала? (Радостной, восторженной, ликующей.)

В конце занятия воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть доброжелательные и высокомерные персонажи («Дюймовочка» и др.).

Говоря о враждебности, надо объяснить детям значение таких слов, как «вражда», «ненависть», обратить внимание на выражения, характеризующие мимику, — «сдвинутые брови», «плотно сжатые губы», на словосочетания «глаза сверкали», «глаза полыхали огнем».

Говоря об удивлении, надо направить внимание детей на понимание значения таких слов, как «удивительный», «неожиданный», «необыкновенный», «чудо», «чудесный», «восхитительный», на выражения типа «застыть с открытым ртом», «остолбенеть», междометия «Ах/ Ох!».

В свободное время детям можно читать отрывки из книги Л.П. Стрелковой «Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание  чувства взаимоподдер...

Конспект комплексного занятия по развитию эмоционального словаря

Тема: В гостях у сказки «Царевна - лягушка» Программное содержание Учить на материале сказки выделять эмоциональные состояния и деффиренцировать их. Учить сочувствовать и сопереживать, т.е. способ...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»

Цель:·        Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;·        Дифференцировка слухового восприятия;·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы для старших дошкольников по теме «Морское путешествие в мир эмоций»

Цель: Развитие эмоционально - личностной сферы дошкольников. Задачи:1. Образовательные:- обучение    элементам    техники    выразительных    движений: ...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников:  «Весёлый праздник»....

Конспект занятия по развитию речи у старших дошкольников с элементами виртуальной экскурсии по теме : «все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект занятия по развитию речи у старших дошкольников с элементами виртуальной экскурсии по теме : «все профессии нужны, все профессии важны»Цель: Систематизировать знания детей о разно...