КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тоскина Юлия Валерьевна

 

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:
  1. Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, злости, страха.
  2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
  1. Развивающие задачи:
  1. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам,  и  отрывкам литературных произведений;
  2. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
  3. Развивать произвольное внимание;
  4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
  5. Развивать речь и коммуникативные навыки:

- активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);

- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

  1.       Социально-коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоционального интеллекта.

2.       Познавательное развитие:

- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

3.       Речевое развитие:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной речи;

- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

4.      Художественно-эстетическое развитие:

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Используемые методы и приемы:

  1. Приемы пространственной организации:

- сидя полукругом;

- физкультминутки.

  1. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)

- использование познавательных игр;

- релаксация;

- поощрение, похвала.

3.        Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

Оборудование:

 

- Пиктограммы  эмоций : радость, грусть, страх, злость;

- Ватман с нарисованным деревом, вырезанные цветы, листочки, трава;

- «Волшебные» колпачки;

- Письмо от злого волшебника;

          - Волшебный мешочек;

           - Волшебная карта;

          - Мяч;

          - Клубочек пряжи;

          - Камни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulitsa_emotsiy.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Новоспасский детский сад № 5

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ

ТЕМА

«Улица эмоций»

                                                                                                                Выполнила:

Педагог-психолог

Тоскина Ю.В.

Новоспасское, 2018

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:
  1. Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, злости, страха.
  2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
  1. Развивающие задачи:
  1. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам,  и  отрывкам литературных произведений;
  2. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
  3. Развивать произвольное внимание;
  4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
  5. Развивать речь и коммуникативные навыки:

- активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);

- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

  1.       Социально-коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоционального интеллекта.

2.       Познавательное развитие:

- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

3.       Речевое развитие:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной речи;

- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

4.      Художественно-эстетическое развитие:

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Используемые методы и приемы:

  1. Приемы пространственной организации:

- сидя полукругом;

- физкультминутки.

  1. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)

- использование познавательных игр;

- релаксация;

- поощрение, похвала.

3.        Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

Оборудование:

- Пиктограммы  эмоций : радость, грусть, страх, злость;

- Ватман с нарисованным деревом, вырезанные цветы, листочки, трава;

- «Волшебные» колпачки;

- Письмо от злого волшебника;

          - Волшебный мешочек;

           - Волшебная карта;

          - Мяч;

          - Клубочек пряжи;

          - Камни.

Вводная часть «Пришла весна…»

Эмоциональный настрой.

- Давайте с вами поздороваемся с нашими гостями, они будут присутствовать на занятии.

- Я приготовила для вас камни. Возьмите себе по одному камню, посмотрите на них.

- Какие они? Опишите словами (Ответы детей).

- Правильно, холодные, грустные, неживые.

-А как можно их согреть?(Ответы детей).

-Давайте крепко зажмём их в ладони, погреем их нашим дыханием и посмотрим что с ними будет.

- Они стали теплыми о наших прикосновений. Также и с людьми, животными, со всем живым, что нас окружает. Если мы дарим тепло и нежность, то и взамен получаем добро.

Основная часть

«Путешествие на улицу Эмоций»

- Ребята, я приготовила для вас игру «Волшебный мешочек», вспомним правила игры, мы засовываем туда руку и по ощущениям определяем, что там находится. Итак…

- Ой, ребята, а это не игра, здесь письмо лежит. Давайте его прочтём

Психолог читает письмо:

«Доброе утро, дорогие детишки – девчонки и мальчишки! Мы жители улицы эмоций и хотим пригласить вас к себе в гости. Злой волшебник заколдовал наше дерево, оно теперь не цветет и на нем нет листьев, сколько мы его не поливали, не ухаживали за ним, ничего не получается. Помогите нам, расколдуйте наши дерево и верните нам радость на нашу улицу! А в помощь мы кладем вам волшебные колпачки, чтобы вы смогли попасть на нашу улицу и карту, по которой вы должны выполнить все задания и помочь нам!»

- Ну что, ребята, отправляемся на эту улицу? (Да)

- Тогда закрывайте глазки. Надевайте волшебные колпачки. Путешествие начинается.

- Вот мы и попали на эту улицу. Давайте, посмотрим на карту и найдем по ней первую эмоцию.

(На карте нарисована первая эмоция- Грусть)

Эмоция Грусть. А вот и домик эмоции «Грусть». Покажите эту эмоцию у себя на лице? Эмоция «Грусть» приготовила для нас испытание.

Упражнение «Клубок»

Садитесь в круг… Сейчас  мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что то не получается» (Передаю клубок по кругу).  А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек и она исчезнет.

 А как вы думаете, как избавиться от грусти?

1. постараться улыбнуться.

2. вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.

3. поиграй с друзьями.

4. возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.

 

Вот мы с вами освободились от грусти, замотали ее в клубочек. Теперь мы не грустим. У нас хорошее настроение. Давайте с вами обратимся к нашей волшебной карте. (Смотрим на карту, следующая эмоция «Страх).

Эмоция Страх.

 Эмоция Страха приготовила для нас тоже задание.

 Упражнение «У страха глаза велики»

- Давайте поиграем со страхом.

- Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны)

   У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук)

Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки)

А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами  и в недоумении разводят руками)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Вот мы с вами побывали в гостях у эмоции «Страха». Задам вопрос детям. А когда человек злится, какую эмоцию он проявляет? (Злость). Давайте посмотрим на нашу карту и посмотрим, где же живет эмоция «Злость»?

Эмоция Злости.

- Покажите эту эмоцию у себя на лице? И эта эмоция приготовила для нас задание.

Игра «Да - нет»

Я сейчас буду задавать вопрос, если хотите ответить «да» - топаете ногами, если «нет» - то ноги стоят на месте. Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете правильно ли я говорю.

- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

- Мамы злятся, когда кушают мороженое.

- Мамы злятся, когда на них кричат.

- Мамы злятся, когда им дарят подарки.

- Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.

- Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

- Мамы злятся, когда их любят.

- Молодцы, ребята! Вы отгадали, какие события любит человечек – Злость.

Путешествие продолжается дальше. (Смотрим на карту – эмоция «Радость»)

   

Эмоция Радости. А вот и домик «Радости». Покажите, как вы радуетесь. Когда радуетесь, при каких обстоятельствах?

- Как можно обрадовать друга, близкого человека? (ответы детей)

- Эмоция радости приготовила нам задание: Упражнение «Закончи предложение»

- Вспомните пожалуйста какие моменты были у вас в жизни, когда вы радовались. Их у вас, наверное, очень много. Поделитесь друг с другом. Давайте начну я:

- Я радуюсь, когда вы хорошо себя ведете (ответы детей).

 - Молодцы ребята! Да действительно, радость – это когда все радуются, всем весело.

- Радость – это когда у всех праздник.

- Радость – это когда все здоровы.

«Поговорим о сказках»

- Ну, что ребята, вы не видите заколдованное дерево? Я тоже не вижу, может мы не все задания выполнили?

- Смотрим на карту. И правда, вот еще одно задание.

- Эмоции  предлагают нам с вами поиграть в игру со сказками. Поиграем?(Да)

- Сейчас я буду читать вам отрывок из сказки, а вы внимательно послушаете и постараетесь ответить, какой это отрывок: радостный, грустный, злой, или испуганный.

- Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок и плачет… (Грустная)

- Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…  (Грустная)

- Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать, и баловаться, Лимпопо!... (Радостная, веселая)

- Плачет серый воробей:

- Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!  (грустная, испуганная)

- И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?...   (грустная)

- Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко! (Радостная)

- И прибежала зайчиха

И закричала «Ай-ай!

Мой зайчик попал под трамвай!...

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!» (Грустная)

- И доктор пришил ему ножки,

 И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха – мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!» (Радостная).

- Ребята, какие же вы молодцы, какие внимательные и старательные.

Совместная деятельность «Оживляем дерево»

- Ребята, а на столике ещё одно задание осталось. Давайте, посмотрим, какое? (Давайте!)

- Вот и наше дерево, мы нашли его!

- А как же мы его оживим, ребята?

-Мы подарим ему красивые зеленые листики, разноцветные цветочки, посадим травку и посмотрим, что получится…

- Ах, какое красивое дерево у нас получилось! (Да, красивое дерево получилось)

Заключительная часть.

- Ну что девчонки и мальчишки, вот и подходит наше с вами путешествие к концу. Ребята,  скажите у каких эмоций мы сегодня побывали в гостях? (ответы детей). Вам понравилось занятие? (ответы детей).

 Сегодня вы очень хорошо потрудились, смогли выполнить все задания наших волшебных эмоций.

А чтобы у вас всегда было хорошее, радостное, веселое настроение, я дарю вам весеннее солнце, чтобы оно всегда грело вас.

- До свидания.

«Прогулка по улице»

А давайте с вами пойдем и найдем в каком же домике живет эмоция «Радость»

- Эмоция Радости. Вот её домик . Покажите , как вы радуетесь. Когда радуетесь, при каких обстоятельствах?

- Как можно обрадовать друга, близкого человека? (ответы детей)

- Эмоция радости приготовила нам задание: Упражнение «Закончи предложение»

- Вспомните пожалуйста какие моменты были у вас в жизни, когда вы радовались. Их у вас, наверное, очень много. Поделитесь друг с другом. Давайте начну я:

- Я радуюсь, когда вы хорошо себя ведете. (ответы детей)

 - Молодцы ребята! Да действительно, радость – это когда все радуются, всем весело.

- Радость – это когда у всех праздник.

- Радость – это когда все здоровы.

Эмоция Злости.

- Какая эта эмоция? Зачем она нам нужна? Покажите эту эмоцию у себя на лице? И эта эмоция приготовила для нас задание.

Игра «Да - нет»

Я сейчас буду задавать вопрос, если хотите ответить «да» - топаете ногами, если «нет» - то ноги стоят на месте. Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете правильно ли я говорю.

- Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

- Мамы злятся, когда кушают мороженое.

- Мамы злятся, когда на них кричат.

- Мамы злятся, когда им дарят подарки.

- Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.

- Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

- Мамы злятся, когда их любят.

- Молодцы, ребята! Вы отгадали, какие события любит человечек – Злость.

   

Эмоция Грусти.

Упражнение «Клубок»

Садитесь в круг… Сейчас  мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что то не получается» ( Передаю клубок по кругу).  А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек и она исчезнет.

 А как вы думаете, как избавиться от грусти?

1. постараться улыбнуться.

2. вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.

3. поиграй с друзьями.

4. возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.

 

Вот мы с вами освободились от грусти, замотали ее в клубочек. Теперь мы не грустим. У нас хорошее, радостное настроение.

Эмоция Страх.

 Эмоция Страха приготовила для нас тоже задание.

 Упражнение «У страха глаза велики»

- Давайте поиграем со страхом.

- Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны)

   У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук)

Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки)

А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами  и в недоумении разводят руками)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Поговорим о сказках»

(Вопрос

Чтение художественной литературы)

- Ну, что ребята, вы не видите заколдованное дерево? Я тоже не вижу, может мы не все задания выполнили?

- Смотрим на карту. И правда, вот еще одно задание.

- Эмоции  предлагают нам с вами поиграть в игру со сказками. Поиграем?

- Сейчас я буду читать вам отрывок из сказки, а вы внимательно послушаете и постараетесь ответить, какой это отрывок: радостный, грустный, злой, испуганный или удивленный.

- Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок и плачет… (Грустная)

- Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…  (Грустная)

- Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать, и баловаться, Лимпопо!... (Радостная, веселая)

- Плачет серый воробей:

- Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!  (грустная, испуганная)

- И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?...   (грустная)

- И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?...  (Грустная)

- Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко! (Радостная)

- Ребята, какие же вы молодцы, какие внимательные и старательные.

Совместная деятельность «Оживляем дерево»

- Ребята, а на столике ещё одно задание осталось. Давайте, посмотрим, какое? (Давайте!)

- Вот и наше дерево, мы нашли его!

- А как же мы его оживим, ребята?

-Мы подарим ему красивые зеленые листики, разноцветные цветочки, посадим травку и посмотрим, что получится…

- Ах, какое красивое дерево у нас получилось! (Да, красивое дерево получилось)

Заключительная часть ( Похвала)

- Ну что девчонки и мальчишки, вот и подходит наше с вами путешествие к концу. Сегодня вы очень хорошо потрудились, смогли выполнить все задания наших волшебных эмоций.

А чтобы у вас всегда было хорошее, радостное, веселое настроение, я дарю вам весеннее солнце, чтобы оно всегда грело вас.

- До свидания.