Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Замки на песке»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

коррекционно развивающее занятие для старших дошкольников "Замки на песке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ Рыбновская школа-интернат для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Программа  коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста

«Замки на песке»

                                                 Составила: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

                                Жихарева А.В.

   

Актуальность

        Дошкольное детство-это важнейший период в жизни человека, когда формируются психические, физиологические и личностные качества. В этот период ребенок находится в полной зависимости от взрослых и окружающих - родителей, педагогов. Поэтому заниматься с ребенком нужно с рождения, а не ждать когда он подрастет.

        К дошкольному возрасту психика ребенка, находящегося в условиях учреждений интернатного типа, уже несет на себе ярко выраженный отпечаток негативного воздействия специфической ситуации развития. Дети, растущие в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии. Они испытывают значительные трудности в выполнении проб на статическую, динамическую коррекцию и одновременность движений. Тонкие и мимические движения не достаточно дифференцированны, отмечались патологические движения, синкенезии. Так же как и для предыдущих возрастных групп, характерно снижение общей познавательной активности. Дети демонстрируют пассивное освоение материала, они постоянно ориентируются на оценку взрослого. В целом интеллектуальный статус детей снижен относительно нормы, задержки в интеллектуальном развитии связаны с общей социальной ситуацией развития и говорят о депривацион- ном синдроме.

        В характеристике познавательной сферы отмечается отставание в области развития восприятия: дети испытывают затруднения в различении и назывании цвета и формы, они могут соотносить по образцу, указывать по слову. Это свидетельствует о недостаточной сформированности соответствующих сенсорных эталонов, характеризующих восприятие. В це. лом перцептивный статус детей несколько ниже возрастной нормы.

        В области мышления наибольшие затруднения наблюдаются в следующих отношениях: обобщение и классификация у детей носят синкретический характер с выраженным смешением оснований по типу «цепочки или диффузного комплекса», особенно у 4-летних детей. У детей 6 лет классификация осуществляется на уровне зрительного соотношения: они затрудняются вербально обозначить группы предметов. Для них типично отставание в области общей осведомленности, часты затруднения с указанием своего дня и года рождения, времен года и месяцев. Явно выражено отставание в развитии метафорического мышления. В области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете в пределах возрастной нормы, ошибаются при оперировании понятиями «больше-меньше» на числовом материале, не представляют способов использования единиц измерений пространства и времени.

        Нравственные суждения детей, как правило, синкретичны. Нравственное содержание поступка оценивается, исходя их ожидаемого поощрения или наказания со стороны взрослого. У ряда детей младшего дошкольного возраста отмечен ригоризм, проявляющийся в форме демонстрации моральных суждений типа абстрактной проповеди на фоне противоположного типа обыденного поведения.

        В области памяти более всего отставание наблюдается в формировании функции опосредования - одной из основных общеинтеллектуальных характеристик. Следует отметить, что отставание в плане кратковременного механического запоминания встречается значительно реже. В то же время для большинства детей характерны нарушения опосредованного запоминания, что свидетельствует об общем интеллектуальном отставании.

        В отношении воображения необходимо отметить, что более всего наличествует репродуктивная позиция и стереотипная интерпретация проективного материала, что свидетельствует не столько об отставании в развитии собственно воображения, сколько об отставании общей личностной ориентации.

        В целом отставание в гностическом развитии у воспитанников детских домов - характерное явление. С нашей точки зрения, частично оно может быть преодолено педагогическим путем в рамках учебного процесса, в то время как психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произвольной саморегуляции. Отметим при этом, что, по нашим данным, дети обучаемы, это говорит о правомерности благоприятного прогноза.

        В области внимания наблюдается отставание прежде всего в сфере произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психоастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.

        

        Актуальность выбранного метода, обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

        Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

        «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф

        Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Цель: 
1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 
2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности. 

Задачи 
1. релаксация, снятие мышечной  и  эмоциональной напряжённости;
2. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3. развитие  внимания, памяти;
4. развитие логики и речи;
5. стабилизация эмоционального состояния;
6. развитие творческих (креативных) способностей;
7.  формирование позитивной коммуникации.

Песочная терапия имеет свои основные принципы:
 
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке. 

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях; 

Песок и работа с ним требует времени, он обучает ребенка терпеливости. 

В песочнице ребенок любого возраста самостоятельно может:

- рисовать на песке палочкой; 

- возводить на поверхности песка разного рода рельефы  (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.); 

- рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке; 

- расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или сказки. 

На занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-техники, психогимнастические упражнения, рисование песком на песочных столах,  работа с пластилином и соленым тестом. Песочная терапия хорошо сочетается с прослушиванием спокойной музыки – звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

 Участники занятий.

Занятия проводятся для детей с 3х лет, в группе 5 человек, программа состоит из 8 занятий, каждое занятие занятий продолжительностью 30 - 40  минут.

 Оборудование 


1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке. 
2. Центр воды и песка. 
3. Чистый, просеянный песок. 
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок 
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию. 

1. Занятие с песком "Закомство"

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной  техники.
Оборудование:
стол с песком; палочки для рисования на песке

Ход занятия:


Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
Ответы детей: да.
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно-это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком   
1.    Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2.    При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
3.    Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4.    Нельзя  вдыхать песок -   будет трудно дышать!
5.    После игры с песком – помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь? 
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, 
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали 
И в конце пути упали.


Игра «Необыкновенные следы»
«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение  
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы. 
Упражнение «Геометрические фигуры»
Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.

Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Проходите к лейке.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте  в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!


Рефлексия.

- что вам понравилось сегодня?

- что нового узнали о песке?

- хотите еще поиграть с песком?

Ритуал прощания

Детям предлагается взять из тарелочки лепестки соответствующие их настроению (цвета Люшера)

2. Занятие с песком "ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ"

 

 Цель: Ознакомление  с  окружающим   миром,   развитие  мышления, речи, моторики.

Оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

 Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

- Чтение сказки "Репка"

- Педагог-психолог: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается в огород. Детям предлагается посадить огород выбирая из тарелочки подходящие фигурки. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и  по форме, цвету, вкусу.

- Постановка сказки "Репка" с участие детей.

 Рефлексия.

Ритуал прощания

Детям предлагается взять из тарелочки лепестки соответствующие их настроению (цвета Люшера)


3. Занятие с песком «Кваки и зеленый оазис»

Цель : познакомить детей с эмоцией стыда; развивать умение выражать эмоциональное состояние героя через мимику и интонацию голоса; воспитывать групповую сплоченность и эмпатию.

Оорудование: песочница, магнитофон, игрушка – лягушонок Кваки, пульверизаторы, игрушки животных и растений, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек, зеркало.

 Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Рассказ сказки

Воспитатель: Давным-давно в сказочной Песочной стране был зеленый оазис, в нем цвели чудесные цветы, пели сказочные птицы. И в этой стране жил лягушонок. Звали его Кваки.  Его назвали так, потому что он очень любил квакать. Все обитатели оазиса любили лягушонка. Он был очень любопытным и интересовался всем на свете. Однажды Кваки нашел волшебную «Книгу заклинаний». «Какая чудесная книга!» - воскликнул лягушонок. Ему стало очень интересно, и он начал читать книгу, хотя знал, что её могут читать только волшебники.  И тут произошло непоправимое: солнце стало обжигать Песочную страну, вода в оазисе высохла, подул песчаный ветер, все обитатели исчезли. Лягушонок Кваки увидел, что случилось с зеленым оазисом и ему стало стыдно.

Игровой блок

Педагог-психолог: Покажите, как ему стало стыдно (рассматривание пиктограммы, показ педагогом и детьми эмоции перед зеркалом).

Педагог -психолог: Давайте поможем лягушонку исправить ошибку и позовем дождик, который поможет нам все оживить в оазисе (каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок).

Дождик, дождик озорной,

Лей, как ливень проливной!

Дождик, дождик, припусти,

Чтоб пустыне прорасти!

Педагог-психолог: Лягушонок очень хочет восстановить оазис для всех своих друзей, но один он с этим не справится. Давайте ему поможем (совместно с педагогом строят оазис и играют в песочнице).

Релаксация «Танец лягушат»

Под веселую музыку воспитатель с детьми исполняют танец веселых лягушат.

Развязка сказки

Воспитатель закрывает сказочную книгу.

Я в сказке был,

С песком играл.

Лягушонку помогал,

Добра и счастья всем желал.

Педагог-психолог: Мои маленькие друзья, вы настоящие волшебники! Теперь у жителей Песочной страны снова появился маленький оазис, и они благодарны вам за помощь.

 Рефлексия.

-     Кому мы сегодня помогли?

-     Расскажите, какие добрые поступки мы совершили?

-     Что нового вы узнали?

Ритуал прощания

Детям предлагается взять из тарелочки лепестки соответствующие их настроению (цвета Люшера)

4. Занятие с песком «В гостях у песочного человечка»

  Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, склонных к нарушениям в поведении, в межличностному общению.

  

  Оборудование: Песочница; подушки по количеству детей; ширма-замок; кукла – Песочная фея; аромасвеча; кисточки, пульверизаторы; шапочки – цветы; волшебный фотоаппарат – Фотоканапушка; картон, клей; цветной песок; магнитофон.

  Набор игрового материала:

  • коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др;
  • различные здания, постройки;
  • мелкие игрушки – сказочные герои;
  • животные (дикие, морские, домашние).

 

Ход занятия:

   Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в зал и подходят к психологу.

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

  Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочный человек. Он очень  добрый и волшебник, который любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

  А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?...

  Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?...

  Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

«Песочный человек нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Упражнение «Песочные прятки»

  Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.

  Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны  и вызволить наших друзей из темницы.

  Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

  Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в  ответ.

Упражнение «Песочный дождик»

  Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни? Конечно, вода.

  Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные.

  Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

  Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

«Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей. Для лесов, для полей

И для маленьких детей.

И для мам и для пап. Кап – кап! Кап – кап!»

 

  Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

Упражнение «Победитель злости»

  Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)

  Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова:  «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.

  Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?

  Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение «Узоры на песке»

  Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

  Вы любите рисовать?.. Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

  Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Вот мы с вами и побывали в стране Песочного человечка. А теперь пора домой.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

5. Занятие с песком «В гостях у песочного человечка - 2»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы детей, овладение навыками описывать положительные качества своих друзей

Оборудование: песочница, в ней песок (сухой и влажный).

Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг песочницы.
Педагог: Здравствуйте! Ребята, сегодня мы пришли в гости к песку , чтобы он нам поведал свои тайны, рассказал интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.

Дети: Как его увидеть? Как? Где человечек?

Упражнение "Хорошие слова"

Педагог: Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя.

Дети: Я - Ася. Я - Рома. Я – Сережа.

Педагог: А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате. Так мы докажем Песочному Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела.

Дети: А он нас услышит? Как? Где он? Его не видно!

Педагог: Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится!

Дети: Мы хорошие и добрые!

Педагог: Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.

- Милый Песочный Человечек! Я – (имя педагога), я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку.

Благодаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!

Ася: Я расскажу о Роме! Рома хороший, он конфеты всем дает.

Педагог: Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать Я правильно тебя поняла, Ася?

Ася: Правильно!

Упражнение «Песочный круг».
Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого вам

нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Так же можно украсить отпечатки своих ладоней, придумайте историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

- Прежде чем приступить к игре Песочный Человечек нам подсказывает, что песок должен быть влажным. А как это сделать?

- Правильно, его нужно полить. Теперь приступайте!

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. Давайте, попрощаемся с Песочным Человечком!

Дети прощаются.

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, с Песочным Человечком. Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком.

6. Занятие с песком

Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах, развивать мышление, воображение.

Оборудование: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине, набор миниатюрных игрушек

 Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Упражнение "Ковер - самолет для принцессы" 

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

 

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

 

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

 

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

 

Упражнение "Детские секретики"

Педагог показывает детям карту-схему с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

7. Занятие с песком "Волшебные  ладошки"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки.

 Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Упражнение «Песочный дождик»

Психолог: В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочные прятки»

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Психолог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

  Упражнение «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»

Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

8. Занятие с песком "Замки на песке"

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, воображения, творческого мышления.

Ход занятия:

Ритуал приветствия :

Педагог-психолог:  Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.( здравствуй Саша, здравствуй Петя...)

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение "Первый урок волшебства"
Волшебный замок

Психолог:  Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас я наколдую лес, произношу волшебные слова: «крибли крабли бум». Вы должны закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывайте. (Дети закрывают глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами,  замком.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У нас есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и я, и наколдуй другой замок. Кто будет жить в твоем замке? Пригласи их в свой замок.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «постройка замка» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом.

 

 Упражнение «Песчаные замки».

Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

Ритуал прощания

Детям предлагается взять из тарелочки лепестки соответствующие их настроению (цвета Люшера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Свойства песка».

Цель: Закрепить представление детей со свойствах песка и воды....

Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»

Тематическое занятие (итоговое занятие) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Все профессии важны!»...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну песка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы.  Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, ...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...