Педагогическая практика «Квест – технология в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тихонова Наталья Александровна

Цель практики:  создание условий для развития личности детей дошкольного возраста, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физиологических особенностей через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tihonova_n.a._obrazovatelnaya_praktika.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Территория: Красноярский край ЗАТО г.Зеленогорск

2.1. Полное наименование образовательной организации (согласно устава): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко».

2.2. Краткое наименование образовательной организации (согласно устава): МБДОУ д/с № 23.

2.3. Почтовый адрес:

- почтовый индекс: 663690

- населенный пункт: г. Зеленогорск

- улица: Набережная

- № дома: 24

3. ссылка

4. Ф.И.О. должность лица курирующего образовательную практику:

- Голуб Оксана Дмитриевна, методист

5. Контактные данные лица  курирующего образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом: 8(39169)24890

- е-почта: mbdou23zgr@yandex.ru 

- мобильный телефон: 89029213995

6. Ф.И.О. авторов/реализаторов практики:

- Тихонова Наталья Александровна

7. Тип образовательной практики: педагогическая  практика

8. Направление представленной практики:

- построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.

9. Название практики:

 «Квест – технология в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста».

10. ключевые слова: квест-технология, коррекция, идея, условия.

11. На каком уровне реализуется ваша практика:

- дошкольное образование.

12. На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика:

- воспитанники, воспитатели, узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи), родители.

13. Масштаб изменений:

- уровень образовательной организации.

Педагогическая практика

«Квест – технология в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста».

Вам не удастся никогда создать мудрецов,

 если вы будете убивать в детях шалунов

Жан-Жак Руссо

1.  В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дошкольников с ограниченными возможностями здоровья характеризует достаточно низкий уровень физического развития, недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижен уровень работоспособности и самостоятельности. Есть трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.  Проблемой является то, что детей достаточно сложно заинтересовать и организовать к активному участию в образовательном процессе.

А так как игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития, изучила различные игровые технологии, и решила применить в своей работе квест -технологию, которая, на мой взгляд, поможет мне комплексно подойти к решению данных проблем у детей.

Разработана данная технология профессором Университета Сан-Диего (США) Доджем Берни в 1995 году.. Квест в переводе с английского языка «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает, какой либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких либо препятствий.

Квест – технология - это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, которая способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, физических качеств, развитию активной позиции ребенка в ходе решения поисковых игровых задач.

Квест - игра проявляет значительную роль в коммуникативном развитии дошкольников с различными патологиями.  Участвуя в игре, дети учатся слушать других, а также привлекать внимание к своим высказываниям. Эффективность этих мероприятий заключается главным образом в том, что воспитанники поставлены в такие ситуации, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями, решать поставленную задачу. Кроме того, несомненным достоинством квест-игры является возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей.

2. Цель практики:  создание условий для развития личности детей дошкольного возраста, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физиологических особенностей через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.

       Задачи:

  • вовлекать каждого ребенка в активный творческий процесс, усваивать новые знания и закреплять имеющиеся;
  • развивать инициативность и самостоятельность;
  • развивать речь, память, внимание, творческие способности;
  • развивать физические качества;
  • формировать исследовательские навыки;
  • формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

3. Основная идея реализации данной игровой практики заключается в создании условий,  при которых  образовательный процесс будет проходить в игровой форме через интеграцию всех образовательных областей.  И осуществляться в чередовании различных видов детской деятельности, что необходимо для детей с ОВЗ.

Суть «Квест – игры» - это перемещение команды по точкам, где дети выполняют различные задания. Принципиально новым и очень важным моментом является способность к развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. В квест-игре происходит перенос акцента с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребенок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).

Перед тем как провести  квест - игру исследую образовательные и воспитательные потребностей детей,  оцениваю ресурсную базу, прорабатываю вопросы: какие задачи наиболее важны для детей, какие темы были бы действительно актуальные, что дети моей группы не знают и не умеют делать, какой результат хотела бы видеть.

В соответствии с этим формулирую цели и задачи.

Разрабатываю сценарий, придумываю интригу, прописываю сюжетную линию игровой программы.

4. Для того чтобы эффективно организовывать детские квесты с детьми ОВЗ,  я придерживаюсь определенных принципов:

- Принцип навигации. Выступаю, как координатор процесса образования, направляю детей, «наталкиваю» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Моя задача: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.

- Принцип доступности заданий.  Придумываю задания, которые соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям моих воспитанников.

- Принцип системности. Придумываю задания логически связанные друг с другом.

- Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи прячу за игровыми приёмами.

-  Принцип интеграции. Использую  разные виды детской деятельности и интегрирую образовательные области.

- Принцип добровольности образовательных действий ребёнка. Выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок был замотивирован настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять мои просьбы (задания) добровольно, без принуждения. Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме.

- Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которую я соблюдаю при проведении данных игр. (Мотивационно-организационный, содержательный, заключительный).

Первый этап мотивационно - организационный.

Для того чтобы привлечь детей к предстоящей деятельности стараюсь их максимально завлечь, через интересные сюжеты. На первом этапе происходит деление детей на команды и знакомство с правилами. Так же дети получают карты-маршруты, буклеты-путеводители.

Второй этап содержательный.

На втором этапе задача детей состоит в выполнении заданий игрового маршрута. Игровые маршруты могут быть сделаны в виде карт – изображение маршрута в схематичной форме, в виде следов, в виде секретных писем и т.д. «волшебный клубок», «следы», «тайник» и др. Задания, разрабатываются в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей., так как выполнять однотипные задания дети данной группы, согласно психолого-возрастным особенностям не могут.

На одном этапе детям предлагается поиграть в дидактические игры, найти выход из сложившейся проблемной ситуации, в другой точке маршрута дети могут провести научный эксперимент, сделать вывод. Так же детям предлагаются задания, в которых они могут проявить свое творчество построить необычную постройку, что-то нарисовать или слепить. В квесты включаю задания, которые направлены на развитие фонематического слуха, развитие навыков звукового анализа, уточнение, расширение и обогащение лексического словаря, развитие связной речи.

3 этап заключительный:

 После того как дети справились со всеми заданиями и достигли заданной цели, подвожу итоги, награждаю призами игроков команды, одержавшей победу, провожу итоговую рефлексию.

Более подробно  хочу описать математический квест в образовательной деятельности «Детективное агентство «Солнышко» который проходил в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с НОДА с учетом особенностей речевого развития. Квест – игра направлена на систематизацию математических знаний и умений детей.

1. Организационно-мотивационный этап. Дети прослушали голосовое сообщение от мальчика с просьбой о помощи найти его друга. Перед детьми поставлена проблема: связь плохая и мальчик не успел рассказать, что делать. Вместе с детьми решили стать детективами.

2. Содержательный этап.

Ребята пришли к единому мнению, что необходимо составить план действий: собрать информацию, сделать выводы, принять решение, найти пути решения проблемы. А для этого нужно сделать «гимнастику для ума». Следуя по карте, дети находили письма с информацией о потерянном друге. Содержательная часть проходила в помещении группы, приемной комнаты и спальной комнаты.  С помощью математических примеров дети высчитывали номер дома, номер и расположение квартиры. Чтобы узнать в какой день была совершена  пропажа, вспоминали названия дней недели. Устанавливали время по часам, чтобы узнать в какое время это произошло. По словам очевидца во дворе стоял автомобиль. Опираясь на схему, детективы, сложили машину из геометрических фигур, составили описательный рассказ о машине, и выяснили, что похитители были на большом грузовике. Таким образом, ребятишки подвели итоги своей работы. Пропажа была в доме № 9, из квартиры № 1, в четверг, в 3 часа 45 минут, возможно, к пропаже причастен грузовик.  Затем составили фоторобот по показаниям свидетелей. Ребятишки в тетрадях выполнили графический диктант и к своему удивлению обнаружили, что пропавшим другом оказалась собака.

Коррекционная работа заключалась в обогащении словаря, через закрепление названий геометрических фигур, дней недели;  в развитии устной монологической речи, через ответы фразой, составление описательного рассказа.

В игру была включена здоровьесберегающая технология. Для профилактики плоскостопия дети записывали детективные заметки необычным способом (ногами).  Благодаря этому у ребят не проявлялось признаков утомляемости и усталости.

3. На заключительном этапе была проведена рефлексия.

Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным и так далее.

С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

 На всех этапах игры активизировалась двигательная, речевая, познавательная деятельность детей.

На начальном этапе реализации образовательной практики  проводила квесты в помещении своей группы. При проведении квест-игры «По дороге к здоровью» решила расширить игровое  пространство, задействовала помещение детского сада: мягкая комната, муз зал, физкультурный зал, легоцентр, кабинет ЛФК. В квесте «В поисках праздничной открытки» принимали участие родители. В летний период проводила квест-игру по закреплению правил дорожного движения «Путешествие Незнайки», используя территорию детского сада. Так же в нашем дошкольном учреждении был проведен городской квест экологической направленности  «В поисках клада»,  Квест-игра направленная на формирование активного и здорового образа жизни «Выходи играть». В них участвовали дети из разных дошкольных учреждений.

В ходе реализации данной практики у детей с ОВЗ прослеживаются следующие результаты:

- повысилась образовательная мотивация, каждый ребенок включается  в активный творческий процесс,  усваивает новые знания и закрепляет имеющиеся;

 - развилась  инициативность и самостоятельность. Дети научились доводить начатое дело до конца, быстро и качественно выполнять задания, находить правильные варианты решения поставленных задач, осуществлять самоанализ и самоконтроль своих действий;

- научились договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараются разрешать конфликты мирным путем.

Способы измерения результатов практики: анализ, наблюдение, изучение, анкетирование, обследование, собеседование, просмотр деятельности.

В результате данной практики мне пришлось столкнуться,  с определенными трудностями: организация и оснащение дополнительных помещений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...

Применение игр головоломок в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок....