Применение игр головоломок в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Писарева Марина Юрьевна

Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

        

«Применение игр головоломок в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста»

                                                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                                                             

                                                          Писарева Марина Юрьевна

Новый Уренгой 2024 г.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, предусмотрительными и сообразительными.

Современное общество предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Главной задачей современной дошкольной педагогики ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новых методик и технологий.

  Одной из таких технологий является смарт-тренинг для дошкольников - это метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, логико-математического мышления, воображения, способности к моделированию.  А использование занимательного игрового материала позволяет сделать этот процесс по-настоящему интересным и захватывающим. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. (слайд)  

Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать (слайд) метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом нам поможет игровой набор МИР ГОЛОВОЛОМОК

 Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».

Игры – головоломки привлекают внимание дошкольников, не вызывают пресыщения, повышают познавательную мотивацию, что очень важно в обучении и воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Это занимательный материал, который обеспечивает дошкольнику ситуацию успешности, воспитывает чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Важным моментом в выборе головоломок для развития дошкольников с задержкой психического развития является то, что игры- головоломки помогают создать ситуацию успеха даже после одного хода в игре. Нужно сравнить свой результат с образцом, чтобы увидеть положительный результат. В конце каждой игры ребенок и взрослый обсуждают успехи и неудачи, что дает возможность самостоятельно найти ошибки у себя и у товарищей. Это поддерживает у дошкольников уверенность в своих силах, обеспечивает переживание своего успеха при определенных усилиях, способствует формированию адекватной самооценки, учит анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда.

В играх - головоломках сложное задание разбивается на более простые и предъявляются ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. При этом дошкольник видит цель, которую необходимо достичь.

Во время игр – головоломок активизируется работа всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). А также они способствуют развитию у дошкольника активизации речи. Дошкольники сопровождают речью свои действия, подводят итог – дают словесный отчет.

Материал головоломок, разработанный с учетом различной степени трудности и с различным объемом помощи взрослого, - идеальный вариант для формирования навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Технология смарт – тренинга для дошкольников в методических рекомендациях будет представлена вам в следующем варианте.

Правила работы с методическими рекомендациями:

- Прежде всего, нужно ознакомится с содержанием методического пособия.

- Выбрать одно из направлений и руководствоваться следующим принципам 

• Чётко формулировать цель

• Создать мотивирующую среду

• Учитывать уровень сложности

• Не бояться корректировать цель

• При оценке результата продумать систему поощрения

Задачи:

• Познакомить детей с разными видами головоломок

• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок

• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм

• Создать условия для развития психических процессов

• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

Цель:

 Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок.

Практическая часть

От логических упражнений к головоломкам:

• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»

• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»

• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

Логические головоломки Красноухова В.И

  1. «НЕЛЕГКИЕ МАНЕВРЫ» (слайд)

Игра - головоломка представляет собой набор из прямоугольной коробочки 5х6 см; 8 деревянных фишек 1х4 (2шт) с двумя круглыми отверстиями , 1х2 (3 шт.) и 2х2 (3 шт.) с одним круглым отверстием. Карточки к игре.

Суть игры – перемещая по одной фишке, надо перейти от стартовой позиции А к позиции В. Фишки можно перемещать влево, вправо, вверх и вниз, но нельзя переносить друг над другом.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\головоломка\4Aj8E9QpNOo.jpg

  1. « ПИФАГОР» (слайд)

Игра - головоломка представляет собой: квадрат размером 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разным по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 – больших ( в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник ( параллелограмм). Дети называют эту фигуру четырехугольник.

Карточки к игре:

- схема – образец

- конкурсное изображение

- технологические карты

- алгоритм

Силуэт «Весы», «Горы», «Диван», «Кенгуру», «Колба», «Кораблик», «Птица», «Ракета», «Фигура», «Башня», «Бумеранг», «Ваза», «Дом с трубой», «Домик», «Стрела».

Суть игры – составить из 7 геометрических фигур – частей игры плоские изображения: силуэты строений, предметов, животных.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\головоломка\L6-3YXsrnDw.jpg

  1. «ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА» (слайд)

Игра – головоломка представляет собой набор их 8 треугольников и 1 квадрата, находящихся в деревянной рамке 140х140х13 мм.

Карточки к игре:

- Грибок

- Ёлочки

- Домик

- Куколка

- Кораблик

Суть игры – уложить 9 элементов в рамку так, чтобы элементы одного цвета не соприкасались сторонами и даже углами.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\головоломка\0HNWoNfLOYA.jpg

В заключение своего доклада хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок) 

«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!» (слайд)

 Включая смарт - тренинг в образовательную деятельность, можно получить хорошие результаты. Игры увлекают детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляет активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей способность к творческому поиску, желание и умение учиться.  

И в заключении я хотела бы вам предложить маленький мастер класс игры  «Четыре цвета».  

  1. «Составить фигуру по образцу»

Рассмотрите кораблик, сосчитайте количество фигур, назовите их цвет и соберите такой же кораблик.

  1. «Составить фигуру по речевой инструкции»

 Соберите кораблик из трех треугольников так, чтобы парус был синего цвета.

Соберите кораблик из четырех треугольников так, чтобы парус был зеленого цвета.

Соберите кораблик из четырех треугольников и одного квадрата так, чтобы парус был желтого цвета.

  1. «Переделай фигуру»

Исходная фигура кораблик из четырех треугольников. Переставь две фигуры так, чтобы получился грибок.

Исходная фигура кораблик из четырех треугольников и одного квадрата. Переставь два треугольника так, чтобы получилась елочка.

Исходная фигура кораблик из четырех треугольников и одного квадрата. Переставь четыре треугольника так, чтобы получился грибок.

Исходная фигура кораблик из четырех треугольников и одного квадрата. Используя данные детали, придумай и собери любую фигуру.

Вы большие молодцы, спасибо за игру!

Список литературы.

  1. Игровой набор «Мир головоломок». Смарт – тренинг для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья/ под общей редакцией Т,В, Тимофеевой. Москва 2023г

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение игр головоломок в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад «Северная сказка» Писарева Марина Юрьевна

Слайд 2

Игровой набор «Мир головоломок»

Слайд 3

Игра – головоломка «Нелегкие маневры» (автор В.И. Красноухов) Игра представляет собой набор из прямоугольной коробочки 5*6 см; 8 деревянных фишек 1*4 (2 шт.) с двумя круглыми отверстиями, 1*2 (3 шт.) и 2*2 (3 шт.) с одним круглым отверстием. Суть игры – перемещая по одной фишке, надо перейти от стартовой позиции А к позиции В. Фишки можно перемещать влево, вправо, вверх или вниз, но нельзя переносить друг над другом.

Слайд 5

Игра – головоломка «Пифагор» (автор В.И. Красноухов) Игра представляет собой набор: квадрат размером 7*7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших и 1 четырехугольник. Суть игры – составить из 7 геометрических фигур – частей игры плоские изображения: силуэты строений, предметов, животных.

Слайд 8

Игра – головоломка «Четыре цвета» (автор В.И. Красноухов) Игра представляет собой набор из 8 треугольников и 1 квадрата, находящихся в деревянной рамке 140*140*12 мм. Суть игры – уложить 9 элементов в рамку так, чтобы элементы одного цвета не соприкасались сторонами и даже углами.

Слайд 12

В.И.Красноухов «Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!»

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)

Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...

Педагогическая практика «Квест – технология в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста».

Цель практики:  создание условий для развития личности детей дошкольного возраста, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физиологических ос...