Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Лещева Светлана Васильевна
Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образовательные: - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам; - способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. - дать представление о том, что ветер – это движение воздуха и познакомить с новыми свойствами воздуха ( нет формы, легче воды); - обобщить, закрепить ранее полученные знания о воздухе и его свойствах; Развивающие: - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения, а также память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие. - совершенствовать умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли, отвечая на вопросы. Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vozdushnogo_shaika.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» - детский сад №3 «Радуга»

Конспект

совместной  интегрированной образовательной деятельности

педагога и детей старшего дошкольного возраста

на тему «Секреты воздушного шарика»

( познавательно-исследовательская деятельность)

                                                                                           Составила и провела

                                                                                           Воспитатель МДОУ «ЦРР»-д/с №3 «Радуга»

                                                                                           Лещева Светлана Васильевна

г. Тихвин

2014 г.

 Тема:  «Секреты воздушного шарика»

Цель:

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую  деятельность.

Задачи: 

Образовательные:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

-  дать представление о том, что ветер – это движение воздуха и познакомить с новыми свойствами воздуха ( нет формы, легче воды);

- обобщить, закрепить ранее полученные знания о воздухе и его свойствах;

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения, а также память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

- совершенствовать умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли, отвечая на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

.

Оборудование и материалы:

Для воспитателя: демонстрационный материал – сундучок, шарик, проектор и экран, карточки-схемы к играм и опытам, рассказ «Про воздушный шарик»

Для детей: фартуки, шарики разных цветов,  карточки-схемы, оборудование к опытам: тазы с водой, перчатка, стакан, салфетки, веера, трубочки и др.

Ход занятия:

-Дети, отгадайте загадку, тогда узнаете, что у меня в сундучке.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.  (ответы детей)

-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.  Молодцы!  Правильно. Это воздушный  шарик.

-А шарик что-то хочет нам рассказать.  Как вы думаете, о чём он может рассказать? Саша, как ты думаешь? А ты, Оля? А ты, Катя?  Оказывается, у шарика  есть свои секреты и он хочет с ними поделиться.

-Мы эти секреты попробуем узнать, а поможет нам в этом сказка и волшебный экран. Располагайтесь  поудобнее и  внимательно слушайте. (рассказ сопровождается слайдами на экране)

«Шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик он был совсем не похож. Простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком, тесно прижимаясь к своим друзьям-соседям, и ждал, когда в его жизни произойдёт что-нибудь интересное. Больше всего ему хотелось подарить радость какому-нибудь мальчику или девочке. А ещё ему очень хотелось…. »

-Как вы думаете, что ? (ответы детей)

- Ему хотелось долететь до самого неба и покружиться среди облаков. Как вы думаете, мы можем помочь шарику осуществить его мечту? Как это сделать? (ответы детей)

«И вот шарик надули, а снизу привязали белую ленточку. Так он стал тем, кем он должен был стать - настоящим воздушным шариком. С этого дня он стал жить в детском саду»

-Ребята, а почему шарик называют воздушным?

-Чем заполнили шарик?

- Правильно воздухом.

- А что такое воздух? (ответы детей)

- Правильно - это то, чем мы с вами дышим.

Опыт №1

-Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит? ( потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух) А теперь закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что вы почувствовали? ( не хватает воздуха) Какой вывод можно сделать? (воздух необходим для дыхания)

-Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления если они дышат, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?

Воспитатель : (перечисляет: дерево, окно, люди, животные …)

-Молодцы! Справились с заданием.

-Посмотрите на картинку, что мы ещё можем рассказать о воздухе? (дети рассказывают по модели)

- Ребята! А вот если попасть в научную лабораторию, то можно при помощи опытов обнаружить воздух.

- 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?                                                              

- Сегодня мы будем играть в исследователей воздуха и будем работать в научных лабораториях.

-Вы откроете секреты, только надо знать при этом! Что нельзя (дети продолжают с помощью моделей называть правила поведения): драться, кусаться, злиться, лениться, громко кричать и друг другу мешать!                                                 

А надо (дети продолжают с помощью моделей называть правила поведения): внимательно слушать, на вопросы отвечать и друг другу помогать!

Перед нами три лаборатории, нам нужно будет для работы объединиться в три группы. Я вам раздам карточки, и они вам подскажут к какому столу подойти каждому из вас!

(Дети берут карточки с изображением символов – «Увидеть» - изображение глаза, «Услышать» - изображение уха, «Почувствовать» - изображение руки.  На столах такие же изображения. Дети, ориентируясь на карточки, подходят к столам, за которыми будут работать в группах) .

- Молодцы! Вы быстро объединились в группы. Вместе и дело спорится быстрей. Посмотрите, внимательно, на столах лежат схемы, на них показано, как можно при помощи предметов обнаружить воздух. Выберите себе одну из карточек и при помощи предметов покажите и расскажите  о том, как можно воздух обнаружить.

1. Дети за первым столом рассказывают  о том, как при помощи вертушки, полиэтиленового пакета и стакана воды и трубочки можно увидеть воздух.

2. Дети за вторым столом рассказывают  о том, как при помощи резиновой груши, дудочки и пластмассовой бутылки можно услышать воздух.

3. Дети за третьим столом рассказывают о том, как при помощи веера, шарика, листа бумаги можно почувствовать воздух.

- Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму? (предположения детей) Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей).

Опыт №2,3

Возьмите резиновую перчатку, шарик надуйте их воздухом. Что вы видите? (перчатка приняла форму руки; взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара)

- А теперь возьмите пустой стакан, переверните  его ровно над поверхностью воды и опустите на дно миски с водой, а потом чуть наклонив, снова отпустите. Что вы видите? (что из стакана выходит воздух в виде пузырьков)  -Проделайте тот же опыт, но на дно стакана предварительно приклейте салфетку. (после погружения в воду, салфетка осталась сухой)

- Что же доказывает этот опыт? Кто догадался? (ответы детей)

-Верно, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может, значит, в стакане есть воздух и он принял форму стакана.

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находиться.

Звучит звуковой сигнал.

На волшебном экране высвечивается первый секрет «Воздушный шарик наполняют воздухом»        

В. Ребята, посмотрите, оказывается, пока мы с вами проводили опыты, первый секрет уже открылся. Как ты думаешь, что это за секрет? А ты, Ира?  (ответы детей)

-Мы сидели, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Шарики-Смешарики приглашают вас на весёлую разминку.

Физминутка со Смешариками (видеосопровождение)

Звуковой сигнал.

На волшебном экране высвечивается второй секрет                                   «С шариками можно играть»

В. Ребята, посмотрите, на волшебном экране ещё один секрет.  Только мы начали играть, а секрет уже раскрыт. Что же это за секрет мы с вами разгадали? (ответы детей) . С шариками можно играть.

-Немножко отдохнули, а сейчас сказка продолжается. Воспитатель продолжает рассказ.

«Шарик висел надутый, глядел на играющих ребят и завидовал облакам, плывущим высоко в небе. Они не были привязаны ленточками и могли лететь, куда им вздумается. Висел он день, другой, третий… И ему уже показалось, что так он и останется никому не нужным, как вдруг, дети взяли его на прогулку. Шарик был счастлив. Шарик так развеселился, что начал немного подпрыгивать. Прыг-прыг, скок-скок, дерг-дерг – и вдруг, сам не почувствовал, как выскользнул из рук мальчика, полетел прямо в небо.» 

-Дети, как вы думаете, почему шарик полетел? (его погнал ветер)                     -А что такое ветер? (ответы детей) Давайте узнаем.

Опыт №4

-Возьмите в руки веера и помашите им перед шариком. Что вы видите? (шарик движется) Почему он движется? Какой вывод можно сделать? Кто догадался первым? (ответы детей)

Вывод: веер движется и приводит в движение воздух. Образуется ветер. Наш опыт показывает, что ветер-это движение воздуха. Чем сильнее ветер, тем быстрее и дальше двигается шарик.

Звуковой сигнал.

На волшебном экране высвечивается ещё один секрет «Шарик может путешествовать при помощи ветра»

В. Ребята, посмотрите, на волшебном экране ещё один секрет.  Как ты думаешь, что это за секрет? Спасибо тебе шарик.  (ответы детей)

-Что же дальше было с шариком? Слушайте.

«А шарик поднимался все выше и выше. От высоты, увиденной красоты, влажных пушистых облаков у него захватило дух. Только теперь, всегда казавшиеся далекими облака, почему-то еще больше отдалились и показались совсем хмурыми. Они не обращали на шарик никакого внимания и спешили куда-то по своим важным делам. Только ласковый ветерок по-доброму  заигрывал с шариком -то толкал его вперёд, то кружил на одном месте. И вот ветерок подхватил его и опустил в большое голубое озеро.»

-Как вы думаете, что произошло с шариком?

Опыт №5

-Попробуйте утопить шарики.  (дети выполняют)

-Почему он не тонет?  (высказывания детей)

-Оказывается, мы с вами выявили ещё одно свойство воздуха – воздух легче воды.

Звуковой сигнал.

На волшебном экране высвечивается ещё один секрет «Воздушный шарик не тонет. С ним можно плавать»

В. Ребята, посмотрите, ещё один секрет открылся.  Как ты думаешь, что это за секрет? А ты? Оказывается, воздух, которым наполнен шарик не даёт ему утонуть.

-А где ещё используют это свойство воздуха? (высказывания детей)  (надувной круг не даёт человеку утонуть, лодка резиновая)

-Что же  было дальше с шариком  давайте послушаем.

«На зеркальной глади озера шарик и ветерок веселились, озорничали и резвились ещё очень долго. Но тут шарик вспомнил про детей, от которых он по неосторожности улетел. И ему сделалось ужасно грустно. Он позвал своего друга-ветерка и попросил помочь  ему отыскать дорогу до нашего города прямо к нам в детский сад. Вот так и вернулся шарик из своего большого путешествия.»

Итог занятия:

В-ль: Дети, вам понравилась сказка? Скажите, что мы сегодня на занятии делали?  Посмотрите сколько секретов мы открыли. Сколько всего? Саша, тебе какой секрет понравился больше всего? А тебе? Какой это секрет  по счёту? Вспомните, о каких свойствах воздуха помог узнать нам шарик?           ( ответы детей)          

Оценка 

-Молодцы! Вы славно потрудились! 

-А сейчас я предлагаю вам создать цветок в подарок гостям из разноцветных шариков . Каждый ребенок выбирает по одному шарику для этой поделки, соотнося свое впечатление от занятия («Что больше всего понравилось на занятии? ») с цветом. Педагог помогает каждому ребенку совершить эту кодировку: «Если тебе больше понравилось на занятии играть – выбери красный шарик. Если больше понравилось быть исследователем в лаборатории – выбери желтый цвет. Если тебе больше всего понравилось слушать сказку – выбери оранжевый шарик». Воспитатель собирает все шарики, соединяя их в один цветок, который дарится гостям.