Современные методы и приёмы по формированию жизнестойкости воспитанников ДОУ.
статья по коррекционной педагогике

Шетова Любовь Александровна

Счастливый, успешный, весёлый - эти слова всегда стоят рядом, если  им сопутствуют бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, и нет ощущения опасности, тревоги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование жизнестойкости воспитанников ДОУ.

"Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем,

ибо они сами по природе своей - радость и счастье".

Виктор Гюго.

В настоящее время доступность информации о проявлении  агрессии, ненависти на телевидении, в интернете приводит к тому, что  дети становятся свидетелями всего что происходит вокруг нас, впитывают не только хорошее, но и плохое. Особую актуальность приобретает проблема формирования гуманных взаимоотношений между дошкольниками, так как именно этот возрастной период наиболее благоприятен  для получения навыков общения со сверстниками, воспитания нравственных качеств.

Если в детском коллективе устанавливаются дружественные отношения, каждый ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно, он может рассчитывать на поддержку взрослого, сверстников.  Поскольку воспитатель - значимая для ребёнка фигура, именно на него ложится основная ответственность за построение такого типа общения, при котором создаётся наиболее благоприятная психологическая обстановка. Воспитатель организует специальную работу по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Счастливый, успешный, весёлый - эти слова всегда стоят рядом, если  им сопутствуют бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, и нет ощущения опасности, тревоги. Вырастет ли из ребёнка спокойный взрослый человек, способный уверенно преодолевать трудности, зависит от правильного поведения родителей, педагогов. От их умения увидеть проблему, понять страхи, выявить причину неуверенности ребёнка, правильно оценить ситуацию и самое главное подобрать для каждого ребёнка тот приём, который поможет ему преодолеть трудности, обрести уверенность в собственных силах.

В детском саду "Радуга" при проведении педагогического мониторинга педагоги отметили, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно.

Это проявляется у детей во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка) и нарушениях в поведении (конфликтность, агрессивность).

Эти наблюдения привели к необходимости разработки проекта  - , целью которого является формирование жизнестойкости и укрепление психологического здоровья дошкольников, профилактика и коррекция негативных проблем развития, обогащение социального опыта общения со сверстниками и взрослыми, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Задачи проекта:

Способствовать становлению основ положительного самоприятия и самооценки:

-формировать уверенность в себе и собственных силах;

-развивать умение понимать и принимать позицию другого человека;

-развивать дружеские взаимоотношения;

 Обучить рефлексивным умениям:

-понимать своё эмоциональное состояние и состояния других людей; обучить способам адекватного выражения эмоций;

-помочь осознать причины последствий как своего, так и поведения окружающих;

 Развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств.

 Совершенствовать коммуникативные качества личности:

 - воспитывать доверительные отношения друг к другу;

-воспитывать нравственные качества - отрицательное отношение к        жестокости, хитрости, трусости;

- раскрепостить застенчивых и неуверенных;

- воспитывать выносливость, выдержку, стрессоустойчивость., умение уступать друг другу.

На стадии разработки проекта, педагоги определили основные средства: тренинги адаптивного поведения, мультфильмы и сказки тематического содержания, сюжетно-ролевые игры. Каждый специалист определил для себя содержание деятельности, развивающее жизнестойкость дошкольников.

Психолог - проводит тренинги, направленные на коллективообразование, снятия агрессии, развитие доверия к сверстникам и взрослым.

Руководитель физического воспитания использует спортивные игры, экскурсии для формирования выносливости.

Воспитатели организуют центры творческих и сюжетно-ролевых игр, обсуждают проблемные ситуации. Для привлечения к сотрудничеству родителей организовываются родительские собрания, консультации, конкурсы совместных творческих работ.

В течении года в детском саду проводилась систематическая планомерная работа, направленная на развитие умения детей выражать разные эмоциональные состояния, коррекцию агрессии, страхов, формирование уверенности в собственных силах: "Знакомимся с языком эмоций", "Два барана", "Передай другу", "Что делать если ты поссорился". Выпускали коллажи с детскими высказываниями "Какой Я?", "Что такое радость?".

Один из главных действенных методов воспитания жизнестойкости в ДОУ- приобщение  дошкольников к традициям русского народа, знакомство с праздниками Святками, Колядой, Масленицей, Сороками, Пасхой, народными играми и гуляниями, которые являются нашим национальным богатством, глубокими корнями, укрепляющими, питающую детскую душу, как большое здоровое крепкое дерево питают корни. Народная мудрость: "Без большого корня - дерева не бывает". Огромную помощь в проведении традиционных русских народных праздников, знакомством  дошкольников с народными традициями оказывает наш социальный партнёр -  Детская школа искусств, коллектив "Разноцвет".

В декабре в детском саду с дошколятами педагоги проводили беседы о Святках, рассматривали иллюстрации, разучивали стихи и пословицы, знакомили с видами святочных пряников, лепили "козули"  из солёного теста. Затем в Районном Доме Культуры дошколята приняли  участие в конкурсе "Святочный праздник, подари нам пряник".

Уже по традиции в детском саду каждую весну проходит необычный народный праздник "Сороки".  Дети разучивают весенние заклички, приметы, народные игры. Очень ждут дети прихода весны, солнышко тёплое: стали весело играть, песни петь, весну кликать-зазывать, в свистульки-птички свистеть, да хороводные игры водить!

В каждой закличке, весенней попевочке воспевается любовь к земле, солнцу, люди делятся радостью от пробуждающейся жизни. Столько житейской мудрости, жизнестойкости заложено нашим народом в каждом традиционном празднике!

Один из важных компонентов воспитания жизнестойкости, применяемый педагогами детского сада - воспитание сказкой. Сказка помогает усвоить: ищи силы в самом себе, и ты обязательно найдёшь и победишь трудности. Истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только поискать. Ребёнок понимает, что он не одинок, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, и  друзья тоже могут прийти на помощь. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Воспитание целеустремлённости, уверенности в своих силах у детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ,  происходит  в рамках кружка "Логоритмика", организованный музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Логоритмика представляет собой, связанные в единое целое слово, движение и музыку, позволяет в интересной для дошколят форме  регулировать нервно-психические процессы – эмоционально-волевую устойчивость, саморегуляцию, произвольность поведения. Педагоги, работая с детьми с ОВЗ помнят, что состояние тревоги часто сопровождается зажимом различных групп мышц, поэтому использование музыки, плавных движений, дыхательных упражнений способствует снятию напряжения, созданию атмосферы доверия, открытого общения.

Очень важный составляющий компонент жизнестойкости - наличие нравственных качеств: желания прийти другу на помощь, быть решительным, смелым, относиться с уважением к окружающим. Для воспитания всех этих качеств педагоги ДОУ знакомят дошколят с трудом взрослых, проводят встречи с хлеборобами Кулундинского района.

"А пшеница пахнет Родиной..." - сказал наш воспитанник во время такой экскурсии, а дети в подарок комбайнёрам  исполнили песню о родной Кулундинской степи.

Проведение экскурсий в пожарную часть - одно из важных состовляющих в формировании нравственных качеств.  Как горят глаза мальчишек при виде пожарных машин и специальной экипировке пожарных! Вот в такие минуты и происходит становление личности каждого ребёнка, когда он видит перед собой пример твёрдости, целеустремлённости, трудолюбия.

В течении года в ДОУ проводились семинары-практикумы, педагогические советы, на которых педагоги обменивались опытом работы по  применению разнообразных методов формирования жизнестойкости с учётом индивидуальных особенностей дошкольников. Во время открытых показов  игровой деятельности, включающей задачи по воспитанию жизнестойкости, было отмечено профессиональное  умение наших педагогов использовать разные приёмы, для того чтобы сформировать у детей навыки неконфликтного общения, дружелюбия. Совместная работа педагогов и психолога по наблюдению за детьми, отличающимися агрессивным, конфликтным поведением, консультирование, индивидуальные встречи  с родителями позволяет  своевременно корректировать поведение дошкольников, повышать педагогическую грамотность родителей.

В результате реализации мероприятий по воспитанию жизнестойкости дошкольников в течении учебного года отмечено, что дети могут организовать сюжетно- ролевые игры, создать игровое пространство, распределить роли. В большинстве случаев дети доброжелательны, могут уступать в игре друг другу.  

Педагоги занимают позицию "играющего партнёра", поясняют свои игровые действия, владеют умением незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям. Отмечено умение вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу для предотвращения конфликтной ситуации, а так же своевременно изменить игровую развивающую среду для развития игрового сценария.

В детском саду прошёл творческий конкурс чтецов "Идём дорогою добра!", победителей наградили Дипломами и аплодисментами. Дети получили большое удовольствие от встречи с поэзией, старались читать с выражением, с особым чувством донося каждое слово о добре, мире, дружбе.

В результате реализации проекта в конце учебного года педагогами ДОУ было отмечено, что в  игровых ситуациях дошкольников просматривается доброжелательное отношение друг к другу, умение объединяться в группы по интересам.

Методическая  литература:

Пашкевич Т.Д. "Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста "Расти счастливым", Издательство Барнаул АКИПКРО, 2002 г.

-Меремьянина О.Р. "Формирование жизнестойкости у детей дошкольного возраста", Издательство Барнаул АКИПКРО, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных методов и приёмов на занятиях коми разговорной речи (мастер-класс)

Демонстрация методов и приёмов использования  социологических игр , основ безопасности и обозначений при обучение детей коми языку....

Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников....

«Использование мультфильмов в формировании жизнестойкости воспитанников»

 Основными задачами ФГОС являются: формирование общей культуры личности детей (в том числе развитие их социальных, нравственных качеств). Объединение обучения и воспитания в цело...

«Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ....