«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в познавательном развитии детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Познавательное развитие один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому целью нашей работы с детьми с задержкой психического развития по данной теме  является использование игрового пособия Фридриха Фрёбеля «Дары Фрёбеля».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование игрового набора

«ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

в познавательном развитии детей с ЗПР»

Учитель-дефектолог:

Познавательное развитие один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, поэтому целью нашей работы с детьми с задержкой психического развития по данной теме  является использование игрового пособия Фридриха Фрёбеля «Дары Фрёбеля».

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру и ручной труд, как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Ф. Фрёбель предложил и ввёл пальчиковые игры (в 1844 году). Кроме того, именно он изобрёл первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла и дерева.

Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».

      Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации, как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательной деятельности детей. Комплект методических пособий к игровому набору «Дары Фрёбеля» состоит из 6 частей (общие методические рекомендации и методические рекомендации по 5 образовательным областям) полностью соответствует с ФГОС ДО. В них представлен основной набор игр с полным описанием и картинным материалом.

Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ЗПР, как учитель-дефектолог, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

Набор Фрёбеля  в коррекционно-развивающей работе с детьми ЗПР можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе малыми подгруппами, Данный набор многофункционален. В своей работе его могут использовать воспитатели и специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя – дефектологи.

Игровой набор Фрёбеля состоит из 14 модулей. Каждый модуль имеет свое название и решает свои цели и задачи. В коррекциооно-развивающей работе можно сразу использовать одновременно несколько модулей.

Материалы Фрёбеля помогают детям с ЗПР воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами, способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).    

       Используя «Дары Фрёбеля»в работе с детьми с ЗПР, мы учитываем не только индивидуальные особенности, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

      В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», пришли к выводу о необходимости создания игр с целью познавательного развития детей с ЗПР:

«Сложи по образцу», «Дорожки для сказочных героев», «Собери бусы», «Подчиним коврик», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости» и т.д.

      Данный игровой набор используем при знакомстве с лексическими темами.

Например: «Осень», «Откуда хлеб пришел», «Части тела», «Мебель», «Мой город», «Откуда хлеб пришел» и т.д.

      С родителями детей группы проведены  консультации, мастер-класс для родителей, совместные занятия с родителями и детьми.

Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля», дети знакомятся с различными понятиями, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что  игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией в работе с детьми с ЗПР для развития познавательных  способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля"

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности дл...

Развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе познавательной деятельности с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля" (Тема: "Посуда")

Учебно-наглядное пособие адресовано педагогам и специалистам дошкольных учреждений для образовательной работы с воспитанниками ОВЗ (от 4 до 6 лет).Данный материал может быть использован для развития с...

Развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе познавательной деятельности с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля" (Тема: "Весна")

При работе с данным игровым набором нами были разработаны дополнения, которые используются как при индивидуальной работе с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Организация воспит...

Деловая игра с педагогами "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии   детей дошкольного возраста....

Презентация "Использование игрового набора " Дары Ф.Фрёбеля в работе с детьми".

quot;Дары Ф.Фрёбеля" - самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор....