Главные вкладки

    Методика использования малого фольклора в работе с детьми ЗПР
    статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

    МАМАЕВА РУМИЯ ГАНИЕВНА

    МАЛЫЙ ФОЛЬКЛЕР -ЭТО ПЕРВАЯ СТУПЕЛЬКА К МУЗЫКАЛЬНОМУ И ПЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика использования малого фольклора в работе с          детьми ЗПР

                                                         Музыкальный руководитель Мамаева Румия Ганиевна

    1. Взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнить и, если требуется, ярко выразить то, о чем говорится.

    2. Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему. Дети говорят текст все вместе, поэтому надо сразу учить их выразительности речи: уметь выделять наиболее важные слова, т. е. ставить логические ударения. Ребенок задает вопросы, отвечает на них; учится в зависимости от образа менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз (низко говорит медведь, высоким голосом – птичка и т. д.).

    Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

    Ребенок младшего возраста поначалу не может говорить и самостоятельно выполнять нужные движения. Взрослый сам говорит и своими руками помогает малышу, чем доставляет ему большую радость. Потом ребенок научится делать все, что нужно самостоятельно.

    3. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы, когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот.

    4. Если текст позволяет, можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент. Например, одни дети показывают, как бегут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь щечкой вверх, а щечкой другой ложки ударять по ней. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Иногда дети ритмично проговаривают текст и в такт стучат ложечками. Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма.

    5. Некоторые тексты помогают детям на практике почувствовать напряжение каких-то мышц и их расслабление, релаксацию. Очень важно для логопедов, чтобы ребенок этому научился. Например, дети изображают елочку – стоят прямо, прямые руки слегка отведены от корпуса и напряжены. А у плакучей ивы ветки висят – дети чуть-чуть наклоняются, их руки висят (болтаются).

    6. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток, закличек и пр. Чтобы у детей был стойкий интерес к движению, пока они его не усвоили, надо давать на одну тему разные тексты (например, обращение к солнцу, дождю).

    7. Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например, перед играми с пальчиками загадываем про них загадку; или перед игрой в «Зиму» загадываем не только загадку про нее, но еще и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.

    8. Распределение ролей в играх должно быть справедливым, а не только зависеть от желания ребенка или взрослого- тут пригодятся считалки. У детей должен быть стимул их запоминать и использовать в самостоятельной организации и проведении игр.

    Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений.

    Фольклор детям близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистотой и выразительной речи, ведь для них в пособии собран интересный материал.

    Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Высокое позиционное звучание речи влияет на развитие певческой интонации.

    А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и др. жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребёнка.

    Впервые с данной проблемой я столкнулась при анализе протоколов обследования речевого развития (приложение №1). Было обращено внимание на некоторые критерии, которые, по моему мнению, требуют усиленно...

    Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".

    Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....

    Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"

    Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

    Методика использования малых форм фольклора для развития у дошкольников диалогических умений

    В статье представлена методическая разработка по возможности развития диалогической умений  младших дошкольников в процессе использования малых форм фольклора с учетом индивидуальных особенностей...

    "Использование малого фольклора в повседневной жизни детей"

    В статье рассказывается о малых фольклорных жанрах, их важности в жизни ребёнка....

    Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

    Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...