"Использование малого фольклора в повседневной жизни детей"
статья на тему

Грязнова Татьяна Михайловна

В статье рассказывается о малых фольклорных жанрах, их важности в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование малого устного фольклора в повседневной жизни детей»                  

                                                                                   Выполнила: Грязнова Т.М.  

                                                                                   МАДОУ№113 «Капитошка»

Детский фольклор- обширная область поэтического творчества, дети с живым интересом вглядываются в мир взрослых и с охотно копируют его, заимствуют их опыт. Малый фольклорный жанр – это потешки, песенки, пестушки, колыбельные, считалки. Они помогают при эмоциональном общении с ребёнком. Позже дети узнают свои речевые интонации, и с изумлением вслушиваются,  если взрослый подражает их эмоциональной окраске их же звуков, и поэтому успокаиваются. Г.С Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения».

Пословица- короткая притча, это осуждение, поучение, высказанное и пущенное в оборот. Сборник пословиц-свод народной мудрости, делятся они по разделам, т.к. их собрано большое количество. Для детского восприятия подходят небольшие пословицы, ребёнку надо обязательно разъяснять смысл пословицы, о чем в ней говорится, какой вывод можно сделать.

Поговорки – окольные выражения, переносная речь. Используются поговорки о приметах, поверьях, житейских правилах.

Скороговорки – от сочетания слов «скоро» «говори», говори быстро и четко проговаривай слова. Используются для упражнений в четком проговаривании слов, быстром произношении, потому ч то в скороговорках сталкиваются звуки затрудняющие быстрый говор. Они помогают детям научиться говорить нужный звук. «На горе Арарат растёт крупный виноград»

Молчанки – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание стишков настолько комическое, что ребёнок не сдерживается и начинает смеяться. Молчанку используют в тех случаях, когда дети сильно расшалились и не хотят успокаиваться.

Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределение ролей в игре. Это самый распространённый фольклорный жанр. Сказывание и слушание считалки доставляет детям огромную радость. В основе большинства считалок лежит счёт, многие из них состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность считалок объясняется, что перешли они из взрослого фольклора. В древности люди пользовались «тайным» счётом, вследствии существовавших запретов считать, «Запрещалось считать яйца, убитую дичь, птиц во время перелётов». Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают использовать его в считалках. Считалки помогают детям правильно распределять роли, если возникли спорные ситуации. И если в начале игры все кричат «Я», то после считалки всем становится ясно, что водящий выбран правильно. В повседневной жизни считалки используются в любой спорной ситуации.  Например в семье: если дети спорят кто будет мыть полы, а кто посуду. В детском саду, кто первый встанет на построение. Считалочки входящие в игры составляют игровой фольклор.

Сказки – самый любимый детьми фольклорный жанр. Детям младшего дошкольного возраста рассказывают сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека, которые осуждает сказка (жадность, грубость, невежество, хитрость) и в этом заключается её воспитательное значение. Сказки очень просты по своей композиции. Большую рол в них играет повторяемость одного и того же эпизода, наращивание повторяющихся действий. Это всем известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка». Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребёнком. Сказки играют большую роль в воспитании детей.

Беседуя с ребёнком о его поведении, мы приводим ему примеры из сказок о том, как поступил тот или иной герой и к чему это привело. Обычно после таких бесед ребёнок говорит, что он не будет таким «непослушным», , тем самым ребёнок как бы непроизвольно сравнивает свои действия и поступки с героями сказок, в его голове происходит анализирование, а правильно ли поступил главный герой. Увидеть это можно после прочтения детям выбранного произведения. Дети сразу начинают задавать вопросы, «А почему колобок укатился от бабушки?». «А почему Маша не послушала бабушку с дедушкой?» И так по одному произведению ребёнок может задавать многочисленные вопросы. Сказки развивают речь детей, память, умение фантазировать. Сказки, которые запомнились в младшем возрасте в старшем переходят в игры-импровизации, помогают ребёнку участвовать в играх - драматизациях.

Колыбельные песенки – относятся к материнской поэзии, назначение колыбельных убаюкать, успокоить ребёнка. В основном колыбельные поются или протяжно монотонно проговариваются для того, чтобы ребёнок быстрее заснул. Когда ребёнок становится старше, он поёт колыбельные своим куклам, игрушкам. На протяжении многих веков, все поколения знали, что спокойный и длительный сон – необходим для здорового роста ребёнка. Колыбельные песни приобщают ребёнка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, учат добру. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание хорошего сна, здоровья, хорошей жизни. В колыбельных к ребёнку обращаются с самыми сокровенными словами «милый, хороший, добрый, сладкий». Назначение колыбельных песен обусловило и особую форму их исполнения: пение ведётся монотонно, спокойно и не заканчивается пока ребёнок не уснул. Поэтому чёткого разграничения куплетов нет, в основном они соединяются словами «баю-бай». Песни представляют собой монолог обращённый к животным, другим людям или существам. К ребёнку обращаются с пожеланиями сна или с просьбой «послушания»: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать. К животным или другим существам обращаются с просьбой: не приходить, не заглядывать, не трогать. С ребёнком проводилась беседа, если он не будет слушаться, придёт: волчёк, кот-баюн, рогатый козлик.

Колыбельные передавались из поколения в поколение, и в основном дошли до нас в первозданном виде.

Пестушками ребёнка забавляли, когда он начинал понимать речь и узнавать близких. Их назначение, вызывать радость, весёлые эмоции. Проснувшегося ребёнка поглаживали, приговаривая пожелания расти здоровым, сильным.

Когда женщины пришли к пониманию необходимости массажа, они стали в такт движениям произносить ласковые слова. Для развития координации движений и укрепления мышц, практическая народная педагогика и медицина выработала целый комплекс упражнений., сопровождаемых пестушками. К сожалению, во многом ушёл народный опыт воспитания детей младшего возраста, современные молодые мамы не знают поэзии пестования, между тем в ней содержится веками проверенный и отработанный практический материал.

Потешки – это знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. В них содержится наставление ребёнку, игры с потешками не только забава для малышей, но и важнейшее средство обучения. Голосом, позой, интонацией, нежным прикосновением, взрослый выражает ребёнку свою любовь. Он стремится разделить с малышом многие эмоциональные состояния и избавить своего ребёнка от отрицательных эмоций. Потешки очень быстро успокаивают малыша, и легко переносятся им на игру со сверстниками или игрушками. Потешки сопровождаются небольшими физическими упражнениями, они направлены на действия с определёнными частями тела. Это способствует быстрому запоминанию малышом названий частей тела.

Включая в жизнь малыша разные потешки, вы поможете ему расти весёлым, жизнерадостным и активным.

В небольших, коротеньких произведениях заложен весь богатый, жизненный опыт русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в повседневной жизни детей и режимные моменты.

Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок  правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.Дети очень любят ...

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в повседневной жизни"

Тема: «Использование малых форм фольклора в повседневной жизни детей». Воспитатель:Мачкалян Г.А.      В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор,...

Картотека малых форм фольклора в повседневной жизни детей младшего возрата

В методической разработке рассмотрены варианты различных использований фольклора...

"Использование фольклора в повседневной жизни ребенка"

Что же относится к детскому фольклору? Кокова методика с использованием детского фольклора?...

Консультация для воспитателей "Использование фольклора в повседневной жизни ребенка"

Что же относится к детскому фольклору? Какова методика с использованием детского фольклора?...

Консультация "Фольклор в повседневной жизни детей в разные режимные моменты"

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорны...