Консультация "Фольклор в повседневной жизни детей в разные режимные моменты"
консультация

Гаврилова Любовь Сергеевна

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_povsednevnoy_zhizni_rebenka.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в повседневной жизни ребенка

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. 
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. 
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». 
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! 
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к русской национальной культуре;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в беседах;
• в наблюдениях;
• в народных подвижных играх;
• в играх на развитие мелкой моторики;
• в театрализованной деятельности;

Предлагаю вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома. 
Использование фольклора в режимных моментах:
1) Умывание:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2)Расчёсывание:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
3) "Приятного аппетита"
А у нас есть ложка 
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу – 
Подберет всю кашу! 
4)"Спать пора"
Спать пора.
Наступает ночка. 
Ты устала, дочка. 
Ножки бегали с утра, 
Глазкам спать давно пора. 
Ждет тебя кроватка. 
Спи, дочурка, сладко.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок  правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.

Дети очень любят рифмованную речь, особенно стихи, в которых они сами могут выступать персонажами. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы(пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.)являются важнейшим источником развития. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние,побуждает в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание ребёнка на прогулку,умывание,прём пищи,наблюдения за проиродой и т.д.Все эти моменты непосредственно связаны с каким-то реальным объектом ,по поводу которого можно организовать разговор с детьми, при этом формируется речь.

Стихотворения ,которые вы прочтёте ниже, можно назвать "полезными", потому что с их помощью

можно развивать логику, поведение ребёнка, воображение, речь и т.д.

              Доброе утро

«доброе утро!»-скажи попугай!

Ты нас приветствовать не забывай.

Днём- добрый день

Говори нам при встрече,

Вечером вспомни слова-

Добрый вечер.

Если ещё улыбнешься сердечно,

Будут манеры твои безупречны.

                                                             (М.Дружинина)

Неумеха.

Не умеешь одеваться. не умеешь обуваться.

Эха-эха,неумеха,неумехе скоро пять.

Дед приехал к неумехе.

Неумеху одевать.

(прочитайте это стихотворение ребенку, если он ленится одеваться самостоятель

Тишина.

Тиши, тиши тишина . Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить

Того буду выводить. Выводить наказывать.

Слёзы не показывать!

 

Если ребёнок   плачет.

Послушай,что тебе скажу:!»Давай не будем плакать!»

  А то услышит нас сосед ,Сосед,которому сто лет.

И нам подарит лапоть!

Куда мы в нем с тобой пойдём?

Разок шагнем и упадём!

 

Деревня «Потерялово».

В деревню « Потерялово» УШЛИ ГУЛЯТЬ КОЛГОТКИ.

Ушли и потерялись.АХ!Бедные сиротки.

Сидят они под кустиком не плачут, а ревут!Хозяюшку,хозяюшку зовут!

И вспомнила хозяюшка,где вечером была!

Сходила в Потерялово.,колготочки нашла!

(Это стихотворение приучает ребёнка убирать вещи на место).

 

Зеркало.

Зеркало любит

Чистые лица

Зеркало скажет::

-_Нужно умыться.

Зеркало охнет:

-Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха!

                                                           (А.Кондратьева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в повседневной жизни детей и режимные моменты.

Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок  правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.Дети очень любят ...

"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)

   С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...

"Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»     «Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания  детей младшего ...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

«Использование потешек в повседневной жизни детей раннего возраста в разные режимные моменты»

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.  Народные песенки, по...