Консультация для воспитателей по речевому развитию детей с ОНР в разных режимных моментах
консультация по развитию речи

Набережных Татьяна Александровна

В  консультации приведены рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОНР по речевому развитию в разных режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОНР В РАЗНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

        Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя);

- глаголов, выражающих утончённость действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё выражается словом «ест»);

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.д.);

- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.д.);

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, сливовый и т.п.).

        В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов В, К, НАД, С(СО), ЗА, МЕЖДУ, ИЗ –ЗА, ИЗ-ПОД ( «Мальчик спрятался под дерево», «Мама взяла книгу от полки.», « Кошка вылезла под кровати.» и т.п.);

- согласовании различных частей речи ( «В коробке много карандашов.», « На стулике сидит котёнки.» «Наблюдали за обезьяны.»);

- построении предложений ( «Шёл Петя грибы лес собирать», « Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет.»);

        В фонетическом плане дети:

- неверно произносят звуки;

- не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, звонкие – глухие; а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Р-Л, РЬ-ЛЬ, ЛЬ-Й и т.д.

- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик, фотографироваться, магнитофон, инструментальщик, регулировщик и т.д.);

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания ( па-ба-па, та-кта, фта-кта, кот-кит-ток, бак-бок-бык и т.д.).

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Общее недоразвитие речи требует логопедической помощи.

 Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных с ним.

Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

  • Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
  • Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда);
  • Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

 Дети играют:

 В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Различные голосовые разминки.

Используются:

  • Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища)

 

НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

  • Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;
  • Физкультминутки с пальчиковыми играми;
  • Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

  • Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
  • Логоритмические игры;
  • Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);

Подвижные речевые игры.

  • Игра: «Дуем, дуем на листочек».
  • Игра:«Ты лети, мой лепесток, через запад на восток…»

Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

  • Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).
  • Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем
  • Самомассаж кистей и пальцев рук мылом

Во время подготовки ко сну целесообразно развивать фонематическое

восприятие, используя аудиозаписи сказок, стишков в разных литературных формах.

После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

  • Пальчиковые игры;
  • Игры с «Весёлым язычком».

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Перед каждым занятием следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик».

Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, например: «Птичек стайка», «Апельсин», «Маленький мизинчик», «Утята», «Машина каша» и др. Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрическим компонентом).

Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех педагогов и сотрудников ДОУ, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей подготовительной группы

Рекомендации воспитателям для развития речи у детей 6-7 лет...

«Использование потешек в повседневной жизни детей раннего возраста в разные режимные моменты»

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.  Народные песенки, по...

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...

Памятка для воспитателей "Организация речевой среды в детском саду. Коррекционные возможности режимных моментов"

Памятка для воспитателей детских садов "Организация речевой среды в детском саду. Коррекционные возможности режимных моментов". Советы логопеда....

Консультация для воспитателей "Показатели речевого развития детей 6-7 лет"

Развитие речи  в 6-7 лет. Что должны уметь дети в 6-7 лет....

Консультации для воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста

Данные консультации позволят педагогам более детально разобраться в методах и формах работы с детьми по развитию речи, а так же в обучении грамоте....