Методическое пособие по логоритмике "Праздник красивой речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ефимченко Ольга Ивановна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическое пособие22.54 КБ

Предварительный просмотр:


         Методическое пособие по логоритмике

                               « Праздник красивой речи»

Данное методическое пособие   предназначено для логопедов и  музыкальных руководителей  дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста. Вашему вниманию предлагается текст  логоритмических упражнений без музыкального сопровождения и под музыку. Данные упражнения можно использовать на занятиях в качестве разминки и для развития координации движений у обучающихся.

На занятиях используются музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Большая часть упражнений предлагается к разучиванию через игру. Задания содействуют развитию воображения, необходимого для создания выразительных образов. Существенно, что каждое из заданий очень естественно, интересно и рассчитано именно на возможности детства. Вся система заданий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет в занимательной, игровой форме многому научиться. Ребёнок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

 Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;         2.Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;

3. Развитие чувства ритма;

4.Логопедическая (артикуляционная) гимнастика;

5.Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

6.Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

7.Упражнения на развитие мимических мышц;

8.Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления;

                 ТЕКСТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В ГОСТИ К КОШКЕ

Разминка на полу, ноги вместе, носочки вытянуты.

Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки),

И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).

Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)

Чики – бирики, (2 хлопка над головой)

Чики – брик (достать руками до носочков).

Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)

Видим озеро глубокое (ноги складываем в “бабочку”).

Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)

Никому их не дают (садимся на колени).

Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)

А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – “выглядываем в “окошко”)

Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)

и кошка (другая нога вверх)

Мы немножко погостим (принимаем и.п.)

И обратно побежим (стучим носочками по полу).

Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

ЧЁРНЫЙ КОТ

Вот идёт чёрный кот (марш на месте).

Притаился, мышку ждёт (присесть, поднести пальчик ко рту).

Мышка норку обойдёт (поворот на полупальцах),

И к коту не подойдёт (ноги во второй позиции, руки раскрыты в стороны, повороты головы вправо-влево).

ПЕТУХ

Шёл по берегу петух (марш),

Поскользнулся, в речку – бух! (присесть)

Будет знать теперь он впредь (грозим пальцем):

Надо под ноги смотреть (наклоны вперёд)!

ХОМЯЧОК

Раз, два, три! Хомячок (хлопаем в ладоши 3р., прыжки 3р.) –

Симпатичный толстячок (наклоны в сторону)

Спрятал зёрна за щекой (наклон вперёд),

И скорей к себе домой! (бег)

ЕНОТЫ

Два енота у реки (плие, наклоны головы)

Полоскали кушаки (наклон вперёд, махи руками),

Чистили манишки (выпрямление корпуса),

Гладили штанишки (плие по второй позиции, наклоны головы),

Мыли лапки (наклон), тёрли нос (выпрямление),

Опускали в речку хвост (гран плие по шестой позиции,

наклон вперёд),

Снова чистили манишки,

Снова гладили штанишки…

И такой круговорот (бег с высоким подниманием бедра)

У енотов круглый год (гран плие, круг руками)!

ЗАЙКА

Прыг, скок, прыг, скок (прыгаем по 6 позиции),

Скачет зайка у ворот (показываем заячьи ушки).

Я (руки к сердцу) его к себе возьму (руки в стороны),

И морковкой угощу (гладим живот по кругу).

УТОЧКА

Маленькая уточка (поднимаем руки вверх по очереди)

Хвостиком виляет (приседаем и виляем «хвостиком»),

Крылышки распустит вдруг (релеве с подниманием рук через стороны)

И в небо улетает (прыжки, руками изображаем взмах крыльями).

МЫШКИ

Вышли мышки как-то раз (марш)

Посмотреть, который час (наклон вперёд).

Раз, два, три, четыре (изображаем стрелки),

Мышки дёрнули за гири (гран плие) –

Раздался ужасный звон (наклоны в стороны) –

Разбежались мышки вон (бег на месте)!

После этого, дети разбегаются под музыку по залу, исполняя танцевальный бег. С остановкой музыкального сопровождения, дети должны занять свои места в линиях. (Аналогичное задание в упражнении «У медведя» и «Рёвушка-коровушка»).

У МЕДВЕДЯ

У медведя во бору (марш)

Грибы, ягоды беру (приседаем и собираем).

А медведь не спит (повороты головы),

Всё на нас глядит (наклоны в стороны),

А потом как зарычит (поднимаем руки, через стороны)

И за нами побежит (топаем на месте).

РЁВУШКА - КОРОВУШКА

Что за вой, что за рёв? (Наклоны в стороны)

То ни стадо ли коров? (поднять плечи, руки развести в стороны

Это не коровушка (отрицаем)

Это наша Рёвушка (изображаем плачь)

Плачет, заливается (носки свернуть в завёрнутую I позицию),

Руками утирается (вытираем слёзы).

Положили Рёву спать (сложить руки под правое ухо),

Плачет Рёвушка опять (топаем ногами):

«Ой, не буду спать я (топ правой ногой),

Лучше буду бегать я!» (топ левой ногой).

                                                ВОДИЧКА

Водичка, водичка,(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,(тереть щечки)

Улыбался роток(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

                                                   

                                                КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,(распрямить кисть)

Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх)

                                                      ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук.(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!(три хлопка в ладоши)

                                                           ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги

                                                      СНЕГ

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег .(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь ! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

                                               СТРЕКОЗА

Я летала, я летала,

Устали не знала

Села, посидела, опять полетела.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

                                         

                            ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает (Руки поочерёдно выбрасываем наверх)       

Лучик, лучик, лучик.      

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. (махи на верху)       

Летом нежно согревает ( гладят щечки поочерёдно)

Щечки, щечки, щечки.        

А весной на носик ставит (Руки поочерёдно разводим в стороны)

Точки-точки-точки.  (хлопки)       

Золотят веснушки деток. (качаем головой руки «полочка»)       

Очень нравится им это! (хлопки)

                                     МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ

Топ-топ-топ —        

Медленно топают ножки.        

Топ-топ-топ-топ —        

Чуть быстрее идут по дорожке.

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ —      

Очень быстро идут.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-        

топ-топ-топ.    

А теперь они бегут.

Ох-ох-ох. Устали ножки

Быстро бегать по дорожке.

                                                         Лес

Перед нами лес широкий(разводим руки в стороны)

А над нами лес высокий( поднимаем руки наверх)

А над нами сосны ,ели

Головами зашумели(качаем руки над головой)

Грянул гром! (хлопок)

Сосна упала (руки упали вниз)

Только ветка закачалась (качаем руками внизу)

                                                         

                                                      Ёжик

Жа-жа ,жа жа (сжимаем и разжимаем руки в замок)

 Мы нашли в лесу ежа(руки наверх ,пальцы растопырить)

Ж ужу ж ужу (сжимаем и разжимаем пальцы)

Молочка дадим ежу (руки складываем в ладони,в право в лево)

Жо жо жо жо  (разводим руки,собираем в букву «о»)

Кушай ёжик хорошо (гразим пальцем)

Жа жа жа жа

Накормили мы ежа (хлопаем)

                                                             

                                                 

                                                   Массаж

Дети соят друг за другом по кругу,делают друг другу массаж

.Дождь дождь тра та та (ударяют ладошками впереди стоящего по спине)

Расходитесь по домам

Гром гром как из пушек (ударяют кулачками)

Нынче праздник у лягушек

Град град сыпать рад (ударяют пальчиками)

Все под крышами сидят

Только мой братишка Южин (гладят спину)

Ловит рыбку нам на ужин

                                              До свидания

Вместе хлопнули в ладоши (хлопаем )

Дружно топнули ногой(топаем ногой0

Руки крепко всем пожали (жмут друг другу руки)

И соседа все обняли (обнимают друг друга)

Всё о чем мы здесь узнали (грозим пальцем)

Мы запомнили с тобой (обняли себя)

До свидания всем сказали(машем рукой0

И отправились домой (шагаем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по раннему развитию речи детей «Порычим и поворчим»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле - гораздо раньше. Этому дню предшествую...

Методическое пособие по лексическому развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка( наглядный материал )  формированию у детей смысловой стороны слова...

Учебно - методическое пособие на тему: "Развитие речи детей в дошкольном возрасте"

Этот материал поможет Вам узнать особенности развития речи детей на всех этапах возраста....

методическое пособие «Играем пальчиками – развиваем речь»

Методическая разработка содержит конспекты занятий и развлечений, перспективный план работы по проведению пальчиковой гимнастики. Так же представлены игры и упражнения, которые можно использовать в ра...

Методическое пособие на тему "Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром"

Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаромМетодическое пособие для педагогов дошкольного образования....

Учебно-методическое пособие по коррекции письменной речи у младших школьников.

Учебно-методическое пособие по коррекции письменной речи у младших школьников....

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...