чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtob_krasovo_govorit_nuzhno_s_yazychkom_druzhit.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.

(практическая консультация) (2013).

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми- дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами:

Головами покиваем,

Язычок свой покусаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясём

И сначала всё начнём.

 Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова:

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами,

И в конце погладим ласково губами.

Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками:

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы —

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Трубочка»

Мои губы- трубочка—

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

5. «Бублик»

Бублик мы изобразили—

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я.

Видишь—хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка—погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка.

1. «Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

 Язык лопаткой положи.

 И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять.

И под счёт его держать:

 Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

2. «Накажу непослушный язык»

Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку».

На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются… Лопатка получается…

Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…

3. «Чищу зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

4. «Язык-силач»

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Язычок у нас силач—

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых.

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять.

5. «Качели»

Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

6. «Горка»

Цель: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

7. «Пиала»

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

Язык широкий положи,

Его края приподними—

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

8. «Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

9. «Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка—

Шляпка на макушке.

10. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъёма языка.

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

11. «Иголочка»

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»

Язык лопаткой уложи

И спокойно подержи.

А потом—раз,два, три—

Как иголку заостри.

12. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива,

Цок-цок-цок-цок.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

13. «Маляр»

Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Проведём вперёд-назад—

Наш маляр работе рад!

14. «Ступеньки»

Цель: выработать подъём языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

И пошёл язык гулять,

По ступенькам шагать:

РАЗ—широким языком

Обними верхнюю губу,

ДВА—широким языком

Обними верхние зубы,

Три—язычок прыгнул

За зубы к бугорочкам

И весело попрыгал по ним

Четыре раза: д-д-д-д.

15. «Барабанщик»

Цель: укрепить мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-д,

Смотри — с ритма не сбивайся, д-д, д-д-д.

16. «Маятник»

Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой и левой сторон.

Влево—вправо,влево—вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Нет необходимости выполнять все перечисленные упражнения. Они выбираются с учётом затруднений, испытываемых ребёнком. Например, если у ребёнка не выходят шипящие, следует потренироваться делать упражнение «Пиала». Если нет звука Р, нужно обратить внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Ступеньки», «Барабанщик». Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

Семинар-практикум для воспитателей "Чтоб красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Семинар знакомит воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ. В конце семинара воспитатели совмест...

Родительское собрание «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»

Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев.                        В. А. Сухомлинский...

Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...

Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особ...