Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Потапенко Виктория Владимировна

Лэпбук – это интерактивная тематическая папка, где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx477.17 КБ

Предварительный просмотр:

В моей  практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.

На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.

Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.

Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе участие взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Я начала свою работу по внедрению инновационной технологии с педагогической диагностики в начале учебного года по задачам на формирование элементарных математических представлений, экологическому, социально-коммуникативному развитию.

Процент знаний, умений и навыков всей группы составил 48%, после этого я разделила детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную, и стала использовать лэпбук на занятиях, в свободной деятельности, индивидуально с экспериментальной подгруппой детей.

Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Осень», который в течение осенних месяцев проходил у меня в разных режимных моментах. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

В течение недели, включала работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность – строение насекомых, растений, овощи, фрукты, также включала в самостоятельную деятельность детей - дети брали и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игру «Съедобное – несъедобное». Таким образом, у нас прошло знакомство с первым лэпбуком.

Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог тематической недели «Правила дорожного движения». В течение недели мы с ребятами знакомились со знаками дорожного движения, учились переходить дорогу правильно, разгадывали загадки, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.

Еще один вариант в перспективе – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь родителей заранее информируем о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская», где совместными усилиями детей-родителей и педагога будет создаваться тематическая папка или оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.

В своей работе мною и совместно с детьми были изготовлены лэпбуки на такие темы как: «Насекомые», «Перелетные и зимующие птицы», «Осень», «Правила дорожного движения», «Весна», «Моя Родина-Россия», «Транспорт», «Новый год», «Зима», «Дикие и домашние животные», «День Победы», «Народные промыслы», «Космос», лэпбук по сказкам Носова. Это настолько увлекает не только изготовлением, но и эффективностью и вариативностью использования папки.

По результатам внедрения инновационной технологии «Лэпбук» я провела анализ проделанной работы, сделала сравнительный мониторинг знаний детей контрольной и экспериментальной группы, и увидела результат своей работы процент знаний экспериментальной группы стал выше 67% и дети стали более уверенно отвечать на вопросы, называть птиц и насекомых, среду их обитания. У контрольной же группы детей процент знаний был ниже составил 53%.

На основании проделанной работы, я сделала вывод, что использование игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\оля\вика потапенко\IMG_1185.JPGC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\оля\вика потапенко\IMG_1184.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием инновационного метода работы с детьми: « Путешествие по Царству Математики»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1....

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...