Мастер - класс для родителей
консультация по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_rod.dyh_.i_art.gimnastika.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 209»

Мастер-класс

для родителей воспитанников группы коррекционной направленности «Солнышко»

«Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей

или очумелые ручки мамочки»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог Кангина К.А.

Ярославль 2019

          Уважаемые родители! Рада Вас видеть на мастер-классе «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей или очумелые ручки мамочки ».

  Для начала давайте поговорим о речи. Её развитие начинается с самого рождения ребёнка. Ведь он и «говорить» начинает, как только рождается. Для чего нужна речь?

  Правильно! Для общения, выражения своих потребностей, мыслей и т.д.

  Вот и ребёнок свои желания и недовольства выражает плачем. Т.е. он уже общается с Вами.

  Сначала криком, потом лепетом, а потом словами и предложениями.

  Для правильной и красивой речи необходимо много компонентов. Сегодня мы поговорим о двух из них. И начать я предлагаю с артикуляционного отдела речевого аппарата (демонстрация иллюстрации). Вы видите, какой это сложный механизм, сколько в нём разных «деталей». И каждая из них важна и должна исправно работать. Что же делать, если наш механизм не справляется с возложенной на него функцией? Рот не открывается, так, как надо, губы отказываются принимать нужную позу для каждого звука, а язык и вовсе пытается занять неправильное положение.

  Тогда на помощь ребёнку приходит логопед, который начинает учить наш механизм правильной и слаженной работе. А помогает ему в этом артикуляционная гимнастика. Сегодня мы с вами разберём основной комплекс упражнений, который вы сможете самостоятельно дома выполнять с вашими детьми. Обратите внимание, на столе у каждого из вас лежит распечатка (приложение 2). Это рекомендации родителям по выполнению гимнастики. А также зеркало. Без зеркала выполнять упражнения очень трудно, оно необходимо ребёнку для самоконтроля.

  Давайте попробуем выполнить эти упражнения.

  Практическая часть.

  А теперь поговорим о дыхании. Для правильной речи нам необходим плавный длительный выдох, а так же чёткая ненапряженная артикуляция. Помимо этого, для произнесения многих звуков важна сильная, направленная воздушная струя.

  У многих детей нарушено не только речевое, но и физиологическое дыхание. Поэтому сначала необходимо сформировать его, а потом, на его основе уже речевое дыхание.

  Физиологическое дыхание – это непроизвольный процесс. Вдох и выдох мы делаем через нос и по длительности они одинаковые.

  При речевом дыхании сначала мы делаем короткий и глубокий вдох…пауза…и лишь потом, происходит длительный выдох, во время которого человек и говорит.

  Давайте поэкспериментируем! Сделаем наоборот. Сначала выдохнем, а потом на вдохе попробуем что-нибудь сказать (Далее предлагается сделать неглубокий вдох и др., приводятся примеры неправильного распределения воздуха во время выдоха и т.д.).

  А сейчас я предлагаю Вашему вниманию несколько игр для развития и тренировки речевого дыхания. Эти и другие игры Вы найдёте в материалах на ваших столах.

  Практическая часть.

  Надеюсь, представленный Вам сегодня материал, оказался полезным. Прошу Вас заполнить листы обратной связи, где вы сможете написать темы и вопросы для наших будущих встреч!

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

 

·   Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.

·   Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

·   Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)

·   Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять  на кончик язык ( см. технику выполнения упражнения)

·   Выдох должен быть длительным и плавным

·   Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)

·    Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

·    Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект.   

·    Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

 

Дыхательные  игры и упражнения

    

     Эти игры и упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Поэтому рекомендуют их использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи. Прочитайте внимательно правила проведения игр и следуйте их описанию.

  

     Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

 

      «Загнать мяч в ворота» 

(выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

 

      «Кто дальше загонит мяч»

 (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

   

    «Сдуть снежинку, листик, пёрышко»

 (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.


        
«Паровозик свистит» 

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.


        
«Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

        
«Охотник идет по болотам»

 (распределение воздушной струи по бокам).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

        «Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

       
«Узнай, что это»

 (развитие обоняния и глубокого вдоха).
На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.


        
«Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
Вам понадобятся- вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Ребёнок садится напротив фигурки,  которая лежит перед ним на столе Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.


      «Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

          

«Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

         «Мыльные пузыри»

 (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.


        
«Новогодние трубочки-шутки»

 (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.


        
«Надуй игрушку» 

(развитие сильного плавного выдоха). Использовать небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.


        
«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

 (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Анкета обратной связи от родителей

после участия в мастер-классе «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики в развитии речи детей или очумелые ручки мамочки»

  1. Вся ли представленная информация была Вам понятна?_____________________
  2. Была ли представленная информация Вам полезна?_________________________
  3. Хотите ли Вы продолжить нашу совместную работу в виде подобных мастер-классов?______________________________________________________________
  4. Напишите интересующие Вас вопросы, которые мы могли бы обсудить на следующих встречах:___________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК

Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....