"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

.  Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития .

     Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/3nP9CSbRGVc27.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

142530, ул.Ухтомского,д.3, г.о.Электрогорск, Московской обл.

Тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru 

 

                                             Доклад на тему:                            

«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: равные возможности-новые перспективы »

(Из опыта работы)

                                                                                                               Воспитатели

Карлик Светлана Анатольевна

                                                           

                                                     г.о. Электрогорск

       2020г.

                                                                                            Я не боюсь еще и еще

                                                                                                          раз повторить:

                                                                                       Забота о здоровье – это

                                                                            важнейший труд воспитателя.

                                                                                          От жизнерадостности,

                                                                                 бодрости детей зависит их

                                                                                                     духовная жизнь,

                                                                мировоззрение, умственное развитие,

                                                                   прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                               В.А. Сухомлинский

 

       Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

.  Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития .

     Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

    Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

    Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

      Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей  педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и становление личности ребенка.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих  мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий  решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

    Необходимо также организовать активную работу с родителями.  Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.  Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздниковгде родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано:

Стать 2.  Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

  Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1) создаются необходимые  условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

      

Я воспитатель Карлик Светлана Анатольевна хочу рассказать о моём воспитаннике И.

   Основными причинами трудного обучения и трудного воспитания обучающихся как  И. является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.

1.Ребёнок в коллективе сверстников.    

На контакт с детьми И. шёл легко. В общении очень эмоционален, В начале, когда ребёнок только поступил к нам в детский сад (в среднюю группу), на обращение к нему реагировал негативно, бурно, противоречиво. Не любил уступать, был упрям, конфликтные ситуации решал силовыми методами и криком. В детском коллективе был вспыльчив, часто возбудим. Мальчик часто испытывал негативные эмоции, либо пребывал в состоянии возбуждения. Со временем, мальчик начал привыкать к новому коллективу, при поддержке сверстников, воспитателей, специалистов его эмоциональное состояние менялось на более спокойное, не конфликтное.      

   У И. наблюдались отклонения в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтовал с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, в результате чего подвергался насмешкам со стороны детей. Что бы избежать таких взаимоотношений со средой, требуется педагогическая помощь. Но в нашем случае ребёнок не ощущал себя ущемлённым или обиженным, здесь больше велась воспитательная работа с окружающими его детьми  

2.Ребёнок на занятии (ФЭМП, развитие речи, продуктивная деятельность).

У такого ребёнка  развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяли ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении заданий.

 Поведение И. соответствовало более младшему возрасту (менее активен, безынициативен, у него слабо выражены познавательные интересы);

Он значительно отставал от других детей, уровень его математических способностей соответствовал трёхлетнему ребёнку. На занятиях по ФЭМП мы воспитатели старались помогать ребёнку работать с раздаточным материалом, также стремились что бы сосед по парте оказывал помощь И. С такими детьми эффективнее проводить индивидуальные занятия. Но занимаясь дополнительно индивидуально с воспитателем и специалистами он не мог догнать своих сверстников.

Занятия по развитию речи не вызывали у ребёнка интереса, за исключением тех моментов когда занятие проводились в игровой форме, с игровым материалом. Здесь больше велась индивидуальная работа. Особенно  эффективны были занятия по развитию речи со специалистом учителем-дефектологом.

У И. наблюдались трудности на интеллектуально-познавательных заданиях, а так же в продуктивной деятельности во время занятий. Он излишне импульсивен и суетлив, не усидчив. В подготовительной группе его внимания хватало на 5-10 минут. На каждом продуктивном занятии ему требовалась помощь воспитателя (показать, напоминать, направлять) Когда дети приступали  к самостоятельной работе, воспитатели старались первому помочь именно И.

   Общая мелкая моторика  развита слабо, Ребёнок не мог выложить картинку пазл, но из мозаики способен был выложить цветок. Именно для И. воспитатели делали разрезные картинки более крупными, постепенно детали картинок вырезались поменьше.     

3 Физкультура и музыка.

У И. наблюдалась недостаточно развитая координация движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками. Он быстро утомлялся, из-за чего становился раздражительным. На физкультурных занятиях его больше привлекали подвижные игры. При выполнении упражнений воспитатели старались индивидуально помогать И.

Исходя из опыта педагогической деятельности видно, что дети очень любят соревнования в них проявляются их знания и умения полученные на занятиях. У И. наблюдался интерес к соревнованиям.

Музыкальные занятия у И. не вызывали интереса, за исключением музыкально-дидактических игр.

4 Культурно-гигиенические  навыки, режимные моменты, прогулка.

Культурно- гигиенические навыки начали соответствовать возрасту только в старшей группе.

Режимные моменты вызывали интерес когда проводятся в игровой форме.

На прогулке беседы и наблюдения не вызывали интереса, И. не проявлял большого интереса к труду, чего нельзя сказать о подвижных играх, играх на транспортной площадке и играх с песком.

5 Взаимодействие с родителями.

Родители И. на контакт с воспитателями шли неохотно, боясь услышать о ребёнке правду его развития. На просьбы воспитателей что бы на общественных мероприятиях сопровождать ребёнка, помогать ему, мама реагировала агрессивно.

6 Взаимодействие со специалистами.

Взаимодействие со специалистами: учителем-дефектологом , психологом  велось на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду. Мы воспитатели обменивались со специалистами результатами работы с ребёнком.

На протяжении года И. посещал кружок «Педагогической консультации» у педагога-психолога .

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Таким образом, создание системы инклюзивного образования в cистеме дошкольного образования является первоочередной задачей, как науки, так и практики.

Используемая литература и интернет ресурсы

1.Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Коррекционная педагогика, 2010

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации

infourok.ru…detey-s…vozmozhnostyami-zdorovya…

http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [

bal-sch4.edumsko.ruДеятельностьПедагогический советpost/337809


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития....

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....