Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekoteka.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития . Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция».
Основание лекотеки Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году , сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей.
Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум , помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.
Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений : дошкольных; образовательных учреждений для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ; учреждений специального образования; детских домов и интернатов ; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций , оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.
Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Общие задачи лекотеки подбор адекватных средств общения с ребёнком; выявление уровня актуального развития; развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития , аффективной сферы и регуляторных способностей; формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве ; формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей; вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи; помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Частные задачи лекотеки оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов; нормализация детско-родительских отношений; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми ; обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до четырёх лет с нарушениями в развитии; организация социокультурной реабилитации и интеграции; обеспечение родителей дидактическим игровым материалом
Достижение цели и выдвинутых задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий междисциплинарной команды специалистов , в которую включены: психолог, логопед, дефектолог , арт-терапевт , руководитель структурного подразделения.
ИГРА - основной метод лекотеки
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре . Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы: специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.
Основные формы работы Лекотеки Консультация (К) Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей . Диагностический игровой сеанс (ДИС ) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи . Терапевтический игровой сеанс (ТИС ) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол . Групповой родительский тренинг (ГРТ ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
Принципы Лекотеки: недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком; уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку; конструктивное общение родителей с ребёнком; активация игровой деятельности; соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка ; организация оптимальной игровой среды; междисциплинарный командный подход.
Минусы Лекотеки Самый большой минус лекотек разрозненность между программой подготовки ребенка к школе и школьными требованиями. Педагоги не имеют абсолютно никакого представления о необходимых знаниях и навыках школьника. Методы работы, которыми должны руководствоваться и руководствуются лекотек, далеко не всегда подходят для детей с интеллектуальными нарушениями. С одной стороны приятно, что педагоги ищут к ребенку мягкий подход через игру. С другой стороны, если ребенок имеет проблемы с волевыми функциями, а педагоги играя подстраиваются под него, его проблемы только усугубляются от этого.
Используемая литература: http:// neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http:// lekoteka.edu.ru/default.asp?ob_no=2670 http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инклюзивное образование это включение детей (людей) с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к детям (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...
Электронная книга "Стажировочная площадка "Особый ребёнок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"
Файлы содержат: переднюю обложку электронной книги, заднюю обложку и страницу "Содержание"....
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...
лекотека как новая форма социализации и образования детей с ОВЗ в ДОУ
Предоставлен материал из опыта работы, в котором структирирован подход в области образования детей с ОВЗ в условиях Лекотеки детского саада....
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.
Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....