Главные вкладки

    Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья
    презентация по теме

    Соколова Ксения Александровна (Андреева)
    ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lekoteka.pptx1.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

    Слайд 2

    Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития . Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция».

    Слайд 3

    Основание лекотеки Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году , сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей.

    Слайд 4

    Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум , помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.

    Слайд 5

    Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений : дошкольных; образовательных учреждений для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ; учреждений специального образования; детских домов и интернатов ; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций , оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.

    Слайд 6

    Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

    Слайд 7

    Общие задачи лекотеки подбор адекватных средств общения с ребёнком; выявление уровня актуального развития; развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития , аффективной сферы и регуляторных способностей; формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве ; формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей; вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи; помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

    Слайд 8

    Частные задачи лекотеки оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов; нормализация детско-родительских отношений; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми ; обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до четырёх лет с нарушениями в развитии; организация социокультурной реабилитации и интеграции; обеспечение родителей дидактическим игровым материалом

    Слайд 9

    Достижение цели и выдвинутых задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий междисциплинарной команды специалистов , в которую включены: психолог, логопед, дефектолог , арт-терапевт , руководитель структурного подразделения.

    Слайд 10

    ИГРА - основной метод лекотеки

    Слайд 11

    Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре . Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы: специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

    Слайд 12

    Основные формы работы Лекотеки Консультация (К) Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей . Диагностический игровой сеанс (ДИС ) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи . Терапевтический игровой сеанс (ТИС ) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол . Групповой родительский тренинг (ГРТ ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

    Слайд 13

    Принципы Лекотеки: недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком; уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку; конструктивное общение родителей с ребёнком; активация игровой деятельности; соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка ; организация оптимальной игровой среды; междисциплинарный командный подход.

    Слайд 14

    Минусы Лекотеки Самый большой минус лекотек разрозненность между программой подготовки ребенка к школе и школьными требованиями. Педагоги не имеют абсолютно никакого представления о необходимых знаниях и навыках школьника. Методы работы, которыми должны руководствоваться и руководствуются лекотек, далеко не всегда подходят для детей с интеллектуальными нарушениями. С одной стороны приятно, что педагоги ищут к ребенку мягкий подход через игру. С другой стороны, если ребенок имеет проблемы с волевыми функциями, а педагоги играя подстраиваются под него, его проблемы только усугубляются от этого.

    Слайд 15

    Используемая литература: http:// neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http:// lekoteka.edu.ru/default.asp?ob_no=2670 http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...

    Электронная книга "Стажировочная площадка "Особый ребёнок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Файлы содержат: переднюю обложку электронной книги, заднюю обложку и страницу "Содержание"....

    Школа родителей как форма повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

    Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только чере...

    Сообщение: «Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Материал разработан для учителей-логопедов и старших воспитателей ДОУ города Кузнецка с целью оказания помощи в организации ПМП сопровождения  дошкольников с ОВЗ и организации в ДОУ города ПМПк....

    Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

    Городская установочная конференция "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-2014 г.

    Представляю отчет о Городской уствновочной конференции "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-201...