Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно–развивающей работы детского сада.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Юлия Константиновна Ковальчук

представлен анализ по реализации плана по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_prostranstvu.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений дошкольников

в системе коррекционно–развивающей работы детского сада.

       

     Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

       По данным, представленным в научных журналах, периодике, отмечается резкое увеличение количества детей с отставанием в психическом развитии. Нарушение развития оптико- пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с органическими поражениями мозга, которые составляют основной контингент детей с ЗПР. И очень важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, можно представить в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции ЗПР; интеграции во все блоки образовательного процесса.

Системный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР:

  • способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
  • способствует формированию сенсорных эталонов;
  • формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
  • позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
  • сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
  • позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
  • разовьет общую и мелкую моторику;
  • позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
  • совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;
  • создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
  • создаст оптимальные внешнесредовые условия в детском саду и дома;
  • позволит преодолеть нарушение развития оптико- пространственного гнозиса;
  • повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;
  • повысит уровень социальной адаптации ребенка;
  • сформирует познавательную активность, кругозор;
  • повлияет на формирование сознания, нравственно-патриотических качеств личности;
  • повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству.

Сформированная система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с  ЗПР исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Данная система работы дает возможность:

  • обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
  • преодолеть  нарушений познавательных психических процессов у дошкольников;
  • повысить речевую мотивацию;
  • подготовить детей с ЗПР к обучению в школе;
  • обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;
  • дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
  • повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.

В работе используются:

  • методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, театрализация, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
  • дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
  • подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности - стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки);
  • методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
  • методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование и конструирование, работа с макетами);
  • гимнастические упражнения;
  • психо - речевая гимнастика;
  • использование малых фольклорных жанров;
  • образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
  • объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование слова;
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца);
  • оценка ответа или действия и исправление;
  • отчет о выполненном действии, поручения;
  • специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
  • поисковый;
  • наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.

Тема по самообразованию: Развитие ориентировка в пространстве у старших дошкольников посредством совместной деятельности на занятиях в сенсорной комнате.

Сроки реализации: 2016- 2019 учебный год

Цель: Изучить современное состояние проблемы развития и диагностики умения ориентироваться в пространстве у старших дошкольников.

Задачи

1 – ый год

2-щй год

3-ий год

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития ориентировки в пространстве у дошкольников. Обобщение научно – практического опыта.

Отбор диагностик по выявлению уровня пространственной ориентировки и связанных с ним показателей готовности к школьному обучению

Поиск эффективных средств развития у старших дошкольников ориентировки в пространстве

Ожидаемые результаты:

1 – ый год

2-щй год

3-ий год

Формирование совокупности теоретических знаний

Результаты исследования по выявлению уровня ориентировки в пространстве

Создание программы

«Я познаю мир»

Содержание деятельности:

1 – ый год

2-щй год

3-ий год

Почтение научно – методической литературы, ее анализ, составление конспектов

Проведение экспериментального исследования с детьми. Ведение дневника наблюдения, осуществления мониторинга с целью фиксирования результатов. Использование полученных знаний на практике.

Разработка цикла  занятий. Разработка памяток, рекомендаций для родителей. Разработка памяток, рекомендаций для педагогов.

Фактический результат

1 – ый год

2-щй год

3-ий год

Конспекты изученного материала

Разработаны конспекты занятий. Подобраны материалы для программы «Я познаю мир»

Создание программы

«Я познаю мир»

За данный учебный год иною были проведены следующие  мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач:

  1. Подобраны  систематизированы по лексическим темам:

- игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди – сзади, далеко – близко.

 -игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, т предмета).

 - игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другим;

 - игры на формирование умений ориентироваться в движении;

 - игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентация на листе бумаги).

   2. В процессе оформления находится тематический альбом по лексическим темам, включающий в себя развивающие задания, игры, лабиринты на ориентировку в пространстве.

    3. Подобраны лабиринты по лексическим темам.

    4.  Подготовлены консультации на тему: «Дидактическая игра как средства формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста»; «Методика формирования пространственных представлений   и практических ориентировок у детей дошкольного возраста»; «Приемы развития пространственных представление в детей дошкольного возраста»; «Развитие пространственной ориентировка у дошкольников с особыми образовательными потребностями», «Развитие  у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентировки посредством сказкотерапии», «Работа педагога – психолога в сенсорной комнате по профилактике и коррекции нарушений в пространственной ориентации»

    5. Подобраны практические материалы к циклу занятий «Школа умелого карандаша»

   6. Подобраны физкультурные паузы по лексическим темам, игры на координации с движениями.

   7. Подобран материал для создания цикла занятий в сенсорной комнате по развитию пространственных представлений старших дошкольников с ЗПР.

Для развития пространственного восприятия использую элементы устного народного творчество и фольклор. Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Народные игры являются синтезом поэтического слова в движении. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. В педагогической работе фольклор используется как сокровищница русской народной речи и народной мудрости: яркие образы, нередко построены на оригинальных созвучиях и рифмах, интересны своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие.

      В моей работе детский фольклор привлекает многообразием лексики с пространственным значением: предлоги, наречия, приставочные глаголы движения. Малые фольклорные жанры использовались в работе с детьми как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, как прием обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой, занимательный материал, отвечающий возрастным потребностям детей. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, снижают утомляемость, делают речь детей более выразительной, яркой. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру.

     Поэтому важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь педагога - психолога в формировании у родителей навыков продуктивного и комплиментарного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

      В результате ежегодного анкетирования выявляется удручающее процентное соотношение родителей, реально оценивающих возможности и способности своего ребенка, и родителей с неадекватным отношением к проблемам развития ребенка. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка. Родители не всегда понимают своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим много времени и сил уделяется работе с родителями. Родители должны знать возрастные закономерности формирования речи ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций. Родителей конкретно ориентируют в состоянии речи ребенка и в той коррекционно-развивающей работе, которая проводится с ребенком и которую они должны проводить параллельно со специалистом и под его руководством. Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Работа с родителями направлена на повышение их педагогической грамотности в данном вопросе, формирование убеждения в необходимости систематической кропотливой работы с ребенком дома.

Мною используются индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями:

-изучение опыта семейного воспитания, анализ социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов) (анкетирование);

 -сбор анамнеза;

 -индивидуальные консультации;

 -индивидуальные разъяснительные беседы;

 -показательные индивидуальные занятия;

 -групповые и общие родительские собрания;

 - сообщения об особенностях  развития детей;

 -открытые групповые занятия;

 -практикум для родителей, который проводится ежемесячно с целью обучения элементарным методическим приемам работы;

 -дни открытых дверей;

 -библиотека для родителей;

 -игротека для родителей и детей;

 -информационные стенды ("уголки для родителей");

 -папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера

     Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов; именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями функций  опорно - двигательного аппарата растет. В России на тысячу детского населения шесть страдает детским ...