Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно–развивающей работы детского сада.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

По данным, представленным в научных журналах, периодике, отмечается резкое увеличение количества детей с отставанием в речевом развитии и различной речевой патологией, которые составляют 60% детей с отклоняющимся развитием. Нарушение развития оптико- пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с органическими поражениями мозга, которые составляют основной контингент детей-логопатов.

Важно найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т.е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки. Поэтому все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, необходимо представить в виде системы переходящих друг в друга игр и игровых заданий при комплексном подходе в непрерывной системе коррекции ОНР; интеграции во все блоки учебно-воспитательного процесса с опорой на культурное наследие народа.

Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР

  1. способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
  2. способствует формированию сенсорных эталонов;
  3. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
  4. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
  5. сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
  6. позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
  7. разовьет общую и мелкую моторику;
  8. позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
  9. совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;
  10. создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
  11. создаст оптимальные внешнесредовые условия в детском саду и дома;
  12. позволит преодолеть нарушение развития оптико- пространственного гнозиса;
  13. повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;
  14. повысит уровень социальной адаптации ребенка;
  15. сформирует познавательную активность, кругозор;
  16. повлияет на формирование сознания, нравственно-патриотических качеств личности;
  17. повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству.

Комплексный подход реализуется в процессе логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней и нарушающихся при том или ином поражении, в результате чего возникает речевая и неречевая симптоматика, совокупность которой и составляет синдром нарушения.

Данная система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Данная система работы дает возможность:

  1. обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
  2. преодолеть речевые нарушения у дошкольников;
  3. сформировать отдельные структурные компоненты развития речи;
  4. повысить речевую мотивацию;
  5. подготовить детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе;
  6. обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;
  7. дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
  8. повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.

В работе используются:

  1. методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, театрализация, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
  2. дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
  3. подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности - стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки);
  4. методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
  5. методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование и конструирование, работа с макетами);
  6. гимнастические упражнения;
  7. психо - речевая гимнастика;
  8. логоритмика;
  9. хаготерапия;
  10. использование малых фольклорных жанров;
  11. образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
  12. объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
  13. утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование слова;
  14. хоровые и индивидуальные повторения;
  15. активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и логопеда, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца);
  16. оценка ответа или действия и исправление;
  17. отчет о выполненном действии, поручения;
  18. специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
  19. поисковый;
  20. наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.

Используя последние медицинские данные, физиологи утверждают, что без юмора, улыбки, смеха, без постоянного хорошего настроения ребенок не может нормально развиваться – реализовать это позволяет использование в работе малых фольклорных форм.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Народные игры являются синтезом поэтического слова в движении. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. В педагогической работе фольклор используется как сокровищница русской народной речи и народной мудрости: яркие образы, нередко построены на оригинальных созвучиях и рифмах, интересны своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие.

В логопедической работе детский фольклор привлекает многообразием лексики с пространственным значением: предлоги, наречия, приставочные глаголы движения. Фольклор использовался специалистами предметниками на подгрупповых занятиях, в индивидуальных занятиях, комплексных и досуговых мероприятиях. Малые фольклорные жанры использовались в работе с детьми как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, как прием обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой, занимательный материал, отвечающий возрастным потребностям детей. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, снижают утомляемость, делают речь детей более выразительной, яркой.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру.

Проведенные с детьми вечера загадок, посиделки, фольклорные праздники, где детям предлагается самим придумать загадки, чистоговорки, подключение к этой работе родителей – неизменно подтвердят успешность применения данного материала.

Использование малых форм фольклора в логопедической работе и, в частности, в работе по формированию пространственных представлений имеет стабильную востребованность, удачно сочетается с другими методами работы. Данный блок внедрен в работу всех участников педагогического процесса, начиная с раннего возраста, как коррекционно-развивающий, пропедевтический.

Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в формировании пространственных представлений в образовательном процессе детского сада.

Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели объединяют свои действия. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность в вопросах педагогики, психологии необходимы на всех стадиях работы.

Участие в процессе обследования психолога помогает выявить характер и степень выраженности влияния нарушений речевого развития на развитие личности ребенка, его познавательную деятельность, поведение. Привлечение к обследованию детей с речевой патологией врачей реализует медицинский аспект диагностики речевых расстройств, что позволяет использовать адекватные механизму нарушения коррекционные методики.

После углубленного обследования, на основе выявления уровня развития компонентов речевого развития и, в частности, сформированности пространственных представлений, строится индивидуальная программа развития ребенка, разрабатываемая специалистами службы сопровождения,

На следующих этапах, в соответствии с программой, учитель-логопед работает над формированием пространственных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятия (удерживание 3–х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью.

Педагог-психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует воспитателей и родителей.

Инструктор по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.

Воспитатель по изобразительной деятельности – формирует мелкую моторику, графические навыки, зрительно–двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги, на занятиях, в кружковой работе в играх с пространственной ориентировкой. Такие игры часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т.д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.

Музыкальный руководитель работает над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально – ритмических композициях, над развитием звуко - высотного восприятия, слуха, звуко - извлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством.

Воспитатели активизируют и закрепляют умения и нывыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов, на занятиях конструированием, по математике, аппликации в сюжетно-ролевых играх, играх со строительным материалом, мозаиками, конструкторами, играх-драматизациях.

Работа каждого специалиста спланирована на учебный год, согласно годовому тематическому плану. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий направленно на освоение единой темы в различных видах детской деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а также глубже освоить изучаемый материал.

Всеми специалистами службы сопровождения проводится консультативно-просветительская работа среди воспитателей и родителей

Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Поэтому важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь учителя-логопеда в формировании у родителей навыков продуктивного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

Не все родители могут реально оценивать  возможности и способности своего ребенка, то есть  родители с неадекватным отношением к проблемам развития ребенка. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка. Родители не всегда понимают своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим много времени и сил уделяется работе с родителями.

Родители должны знать возрастные закономерности формирования речи ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций. Родителей конкретно ориентируют в состоянии речи ребенка и в той коррекционно-развивающей работе, которая проводится с ребенком и которую они должны проводить параллельно со специалистом и под его руководством. Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Работа с родителями направлена на повышение их педагогической грамотности в данном вопросе, формирование убеждения в необходимости систематической кропотливой работы с ребенком дома.

Необходимо использовать индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями:

-изучение опыта семейного воспитания, анализ социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов) (анкетирование);

-сбор анамнеза;

-индивидуальные консультации;

-индивидуальные разъяснительные беседы;

-показательные индивидуальные занятия;

-групповые и общие родительские собрания;

- сообщения об особенностях речевого развития детей;

-Круглый стол родительского Комитета;

-Клуб «Молодая семья»;

-Родительский университет;

-показательные групповые занятия;

-вечера вопросов и ответов;

-коллективные консультации;

-практикум для родителей, который проводится ежемесячно с целью обучения

элементарным методическим приемам работы;

-дни открытых дверей;

-библиотека для родителей;

-игротека для родителей и детей ;

-устройство выставок;

-информационные стенды ("уголки для родителей");

-папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера

Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов; именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду

В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной  деятельности при развитии речи у детей в детском саду....

Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...