«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию речевого развития»
материал по коррекционной педагогике

Мариненко Наталья Николаевна

«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания 

и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию

речевого развития»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_marinenko_kr.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно – развивающая среда как компонент воспитания  

и обучения детей дошкольного возраста, имеющих патологию

речевого развития»

Н. Н. Мариненко

МБДОУ №27 г. Канск

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ. Коррекционно – развивающая среда является важным реабилитационным и социально – адаптивным средством воспитания детей, имеющих патологию речи.  

Состояние коррекционной среды – это организация такой среды, в которой сохраняются общепедагогические требования с выделением специальных «коррекционных» центров; это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического  здоровья, на успешность в его дальнейшем образовании.

Эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения ее специальным  оборудованием, дидактическим материалом, содержанием работы с коррекционно – компенсаторной направленностью на конкретные запросы детей. Таким образом, коррекционно – развивающая среда оказывает трансформирующее (преобразующее) влияние на речевые и сопутствующие им отклонения в развитии.

Цель моей деятельности:

Создание коррекционно – развивающей среды, способствующей развитию связной речи детей.

Задачи:

  1. Обогащать коррекционно – развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
  2. Вооружать сотрудников педагогического процесса приемами работы с материалами коррекционно – развивающей среды;
  3. Привлекать родителей к сотрудничеству по закреплению речевых навыков у детей.

Для оказания детям различных видов помощи я организовала предметное пространство таким образом, чтобы сама среда позволила обеспечивать каждый вид детской деятельности и осуществлять коррекцию речи.

У большого настенного зеркала провожу с ребенком артикуляционную, мимическую и дыхательную гимнастику. Легкие нити для развития дыхания, прикрепленные к зеркалу, периодически меняются. Осенью дети дуют на нити с листочками, зимой на снежинки, летом на нитях укрепляются  бабочки и цветы. Кроме нитей использую часики с подвесками, лодочки с парусами, катушки, султанчики, лыжников, выполненных из бумаги.

Развитию дыхания способствуют такие упражнения: понюхай цветок, сорви фрукт с дерева и положи в корзину, попей коктейль через трубочку, надуй резиновый шарик, игрушку.  Пускание мыльных пузырей не только способствует выработке правильного дыхания, но и вызывает психоэмоциональный настрой радости.

Вместе с детьми создали «уголок ароматов», куда поместили  бутылочки с душистыми пряностями.  Дети с удовольствием при помощи обоняния угадывают запах «душистых бутылочек».

Для развития фонематического слуха в кабинете есть  «Звонкий уголок». В нем находятся  баночки и коробочки с разными материалами: песком, камушками, монетами, пуговицами, косточками от фруктов, крупами, скрепками, цветными стеклышками. Дети выполняют различные задания: определяют на слух, что звучит в коробочке, подбирают пару, чтобы одинаково звучали.

Все мы знаем, что сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Поэтому в сенсорном центре есть пособия для развития тактильных ощуще ний, тактильной памяти.

Учитывая мелкую моторную недостаточность у детей с нарушением речи, привлекаю все имеющиеся средства для её коррекции.

Пуговицы дети нанизывают на проволоку или нитку, выбирают из чудесного мешочка на ощупь все металлические пуговицы, пластмассовые или все пуговицы с «ушками», рассортировывают мелкие и крупные пуговицы, раскладывают крупные и мелкие пуговицы в разные коробочки, и, закрыв глаза, определяют, где лежат какие пуговицы. Иногда вместо пуговиц   использую гайки и винтики. Дети подбирают гайки к винтику по размеру, раскладывают по коробочкам разные по размеру, нанизывают гайки на проволоку, выкладывают фигуры из гаек.

Бусинки нанизывают на леску, дуют на бусинку, переносят бусинки из одной емкости в другую ложкой, пальцами, пинцетом, сортируя по цвету и размеру.

Скрепки, прищепки нанизывают одна на другую, чередуя по цвету и величине, собирают из них цепочку, собирают скрепки магнитом, поднимают из воды удочкой с магнитом.

Скорлупу грецких орехов подбрасывают и ловят, составляют пирамидку из них, переносят сыпучие вещества скорлупками.

Катушки. Дуют на катушки, рассматривают предметы через отверстия в катушке, прокатывают по столу, составляют пирамидку, наматывают на катушку разноцветные нитки.

Нитки, шнурки, тесьму наматывают на палец, карандаш, завязывают узелки, распутывают, скручивают в розочки. Дуют на вывешенные нити, делают цепочки, складывают в пучок, скручивают в клубок.

 Вату щиплют, скатывают из нее шарики, колбаски, растягивают кусочек ваты в ширину, в длину, нанизывают  кусочки ваты на проволоку, наматывают на палочки.

 Семена фасоли, бобов, гороха, чечевицы, риса смешивают, разбирают по цвету, выкладывают рисунки, раскрашивают гуашью.

Бумага. Плетут из бумаги коврики, цепочки, игрушки для нового года, изготавливают поделки из природного материала, делают оригами.

Мозаика. Играют с мелкой и крупной мозаикой, выкладывают, шнуруют, застегивают пуговицы на специально сшитых для этого пособиях.

В сенсорном центре есть игры Никитина, геометрическое лото (танграмы), палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, которые развивают мышление, внимание, ориентировку в пространстве, конструктивные навыки, обогащают сенсорный опыт.

В своей работе по формированию графических навыков с помощью игровых методов использую игру «шарики», разработанную авторским коллективом лаборатории медико-физиологических проблем образования КИПКРО под руководством В.А.Гурова.

Игры с шариками способствуют развитию зрительно- ручной координации, пространственных представлений. Во время игры происходит оптимизация средних движений, совершенствуется внимание, механическая память, произвольность деятельности, коммуникативные навыки. Недаром Ушинский утверждал, что интеллект ребенка находится на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Важнейшей предпосылкой для речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось  желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Для этого в речевом центре имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки, схемы моделирования, мнемотаблицы, которые способствуют расширению, обогащению, активизации словаря, формированию грамматического строя речи. Наличие таких игр, как  «Проверь себя», дает возможность детям самим убедиться в правильности ответов, открыв ставенки окошек.

У детей – логопатов   наиболее трудным является такое особое проявление речевой патологии, как нарушении слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития впоследствии приводит к возникновению у дошкольников дисграфии на почве языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Для устранения данного дефекта в речевом центре оформлен альбом по отработке слов с различными типами слоговой структуры.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков также подобран и красочно оформлен как наглядный, так и  речевой материал.

В театральном центре размещены разные виды театров, куклы, сшитые руками родителей. Это дает возможность разнообразить виды театральной деятельности, проводимой детьми, развивать общие речевые навыки.

Центр моделирования дает возможность:

- использовать ребенку все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений);

- усиливать речевые кинестезии;

- создавать условия для более прочного усвоения информации; улучшает обратную связь между восприятием и практическим усвоением всех компонентов языковой системы;

- развивать наглядно – образное и логическое мышление, развивать творческую и познавательную активность дошкольников;

- развивать способность мысленно – практического экспериментирования;

- создавать ситуацию успеха в деятельности;

- расширять поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

Знаково – символическая система, которую я применяю в работе с  детьми, выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно – развивающее воздействие.

Таким образом, коррекционно – развивающая среда, созданная мною, представляет собой единый комплекс модальностей, которые сочетаются между собой. Практический материал по развитию артикуляционной моторики и дыханию, развитию фонематического слуха, сенсомоторики и речевому развитию детей предлагаю педагогам использовать  на занятиях и  в индивидуальной работе. Есть в кабинете информационный центр для родителей, где помещены рекомендации, новинки литературы, карточки с подробным описанием упражнений для работы по автоматизации и закреплению изученного материала, которые родители могут использовать в работе с детьми дома,  папки - передвижки, отражающие успехи детей в обучении и воспитании.

Организация коррекционно - развивающей среды, взаимодействие с родителями и педагогами, позволяет осуществлять  преемственность воспитания ребенка в семье и в детском саду, а это способствует улучшению психического, физического здоровья, успешности в его дальнейшем образовании и социализации в обществе.

Библиографический список

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - С.П. Детство-Пресс.2000. 11-20с.

2.Анохина Т.М. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей среды в саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Сборник докладов и выступлений на Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ как условие социализации детей дошкольного возраста». Нижний Новгород.

3.Буденная Т.Б. Логопедическая гимнастика. – С.П. Детство-Пресс.9-13с.

4.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи.- М. Оллис. 5-7с.

5.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. -  М.2003. с.82-94.

6.Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ. -М. АРКТИ. 2009.с.52-56.

9.Кротова Т.Н., Гаркуша Ю.Ф. Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР. М. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).

   История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

«Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»

Мудрое распределение времени есть основа           для деятельности.Я. А. Коменский          В современном о...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...