Главные вкладки

    статья "Добрая волшебница Арт-терапия"
    статья по коррекционной педагогике

    Клыкова Алёна Викторовна

     

     

          Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

      Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия,песочная терапия,видеотерапия, игротерапия,библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, фототерапия и другие.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_art-terapiya_.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             

     Клыкова А.В.

      Липецкая обл., МБДОУ детский сад «Малыш» с. Красное

    klykova.alenka@mail.ru

    ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА АРТ-ТЕРАПИЯ

          Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

      Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:                                                                                                

    • изотерапия;
    • цветотерапия;
    • музыкотерапия;
    • песочная терапия;
    • видеотерапия;
    • игротерапия;
    • библиотерапия;
    • сказкотерапия;
    • маскотерапия;
    • драматерапия;
    • фототерапия и другие.

         Арт-терапию называют «мягкой» оттого, что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс коррекции больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

          Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на своё творение. Такая проекция не осознаётся: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

    Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;

    • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
    • избавиться от страхов и фобий;
    • избавиться от стереотипов и ограничений за счёт появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
    • повысить самооценку и уверенность в себе.

    Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

    • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
    • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
    • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
    • является способом социальной адаптации;
    • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет, не хочет или не имеет возможности сделать это на словах;
    • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

           Арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.

            На мой взгляд Арт-терапия – это добрая фея из детства, дарящая людям освобождение от пут страхов, тревог, проблем и комплексов; несущая радость бытия и гармонию в душе.

          Это босоногая волшебница с пшеничными волосами, развевающими на ветру, одетая в цветастый, струящийся до земли сарафан. А на нём кармашки, которые сразу не приметишь. Опустит руку фея в кармашек … И вот краски, кисти, карандаши, мелки влекут уставшую от жизни женщину в её внутренний мир, закрытый от окружающих на крепкий засов. И кажется не достучаться в эту дверь. Но волшебнице всё подвластно. Рождается многоцветье красок и влечёт женщину подальше от жизненных проблем и неурядиц в мир, где открыты все двери, где царит гармония.

          Вот она приглядела мальчика, который не спит ночью и боится, что  придут злые монстры. Уже извлечена из кармашка сказочная шкатулка. И берёт волшебница за руку маленького мальчика, и ступают они на узкую тропинку преодоления страхов. Сначала малыш оглядывается и крепче сжимает руку волшебницы. Но сказочная дорожка увлекает его в мир фантазий и мечтаний, освобождая от ночных кошмаров. Пусть его шаги ещё не так уверенны, но в сердце его уже живут доверие и вера. И смотрит мальчуган с надеждой и благодарностью на добрую фею и знает, что она всегда придёт на помощь.

          Вот Арт-терапия встретила  девушку, которая мечется в выборе жизненного пути, гнетут её тревоги и сомнения. Раскинула перед девушкой яркие лоскутки ткани, разноцветные бусины, ленты и нити волшебница. И погрузилась девушка в мир детства, покоя и радости. Родилась в руках  юной мастерицы кукла. Да, не простая, а волшебная, с бусинкой - мечтой внутри. Как крепкое зёрнышко обязательно даст мечта ростки в дальнейшей жизни, при чём в ближайшем будущем. И пусть девичий путь не будет гладок, и будут ошибки и сомнения. Но она уже твердо знает к чему идёт, чего желает.

         И снова нет минутки покоя у доброй феи. Пришёл к ней юноша, страдающий от безответной любви. Потерял он восторженность окружающим миром, померкли краски вокруг, потухли озорные огоньки в серо-голубых глазах. И подарила ему фея возможность видеть мир особым взглядом, через объектив фотоаппарата. Научился юноша подмечать мелкие детали, делать открытия и удивлять людей самыми обычными вещами, смотря на них по-новому. И обрело сердце юноши покой и снова трепещет в ожидании любви. Но не со страхом ждёт, а с надеждой на взаимность и искренность.

        Оказываются под защитой феи и подростки, раздираемые множеством противоречий. Для них недоверчивых, строптивых, колючих заготовлено средство: оживают маски у юных девушек и парней в руках. Сняты условности и статусы. Утихают внутренние страсти.  Используются внутренние потенциалы для осуществления своих мечтаний. Стихают конфликты с родителями и сверстниками. Они ещё будут вспыхивать, но обязательно найдётся конструктивное решение. Ведь родители тоже были когда-то подростками; а друзья, на то и друзья, чтобы понять и простить.

    Идут к доброй фее и мужчина, переживающий развод и девочка, перенесшая сложную операцию и родители гиперактивного мальчугана. Для всех найдётся у Арт-терапии нужный кармашек, и всех она обогреет и поможет. Придёт время для каждого, кто захочет довериться и открыться.

          Вот такая она Арт-терапия моими глазами: добрая и заботливая, отзывчивая и милосердная, смелая и открытая. А познакомиться с ней ближе мне помогли добрые феи, замечательные психологи кафедры психологии и педагогики        ГАУДПО ЛО «Института развития образования» г. Липецка Мязина Светлана Евгеньевна и Драганова Оксана Александровна, которые  поделились своими знаниями и опытом на курсах повышения квалификации «Арт-терапевтические техники в психологическом сопровождении образовательного процесса».

          После курсов я с энтузиазмом стала усовершенствовать  техники использования песочной, рисуночной, сказкотерапии в работе с детьми.

    Хочу поделиться опытом коррекционной  работы с тревожными детьми, применяя изотехники. Они помогли мне увидеть детские проблемы, а в некоторых случаях и их причины. Дети свободнее выражали тревожащее, пугающее и волнующее их, проецируя свои переживания на изобразительный образ. Это техники «Каракули» и «Монотипия».

     Техника «Каракули»

    • Цель: извлечение глубинных образов, подсознательных мыслей и чувств.
    • Материалы: бумага различных размеров, различные художественные принадлежности, медитативная музыка.
    • Инструкция: закрой глаза и рукой, которая у тебя главная на выбранном листе бумаги рисуй каракули. Затем на втором листе – нерабочей рукой. Рассмотри, что у тебя получилось, поверни лист, увидев образ, пририсуй его. Назови свои работы и повесь в любом месте в этой комнате.  

    Техника «Монотипии»

    • Цель: анализ бессознательных процессов за счёт снижения психологических защит.
    • Материалы: прозрачная пленка, 2 листа бумаги, художественные средства ( лучше акварельные краски).
    • Инструкция: возьми краски, цвета, которые тебе нравятся, набрызгай на плёнку и отпечатай на листе. Второй лист – то же, только неприятные цвета. Посмотри на что похожи изображения и прорисуй их. Назови свои работы и повесь в любом месте этой комнаты.

       А педагоги нашего детского сада увлеклись изготовлением кукол. Эту технику советую сначала пропустить через себя с опытными психотерапевтами.

    В работе детского психолога невозможно обойтись без Арт-терапии.

    Желаю всем успехов на пути знакомства с этой доброй феей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Арт-терапия - терапия искусством

    Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

    Арт-терапия - терапия искусством

    Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

    Арт-терапи-терапия искусством.

    Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

    Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...