Игры на формирование различных форм восприятия.
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна

Для развития и коррекции различных форм восприятия дошкольников  необходимо использовать такие игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова - названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.Одними из эффективных  средствразвития и  коррекции различных форм восприятия являются дидактические игры и упражнения, так как они способны обеспечить должное количество повторений  необходимого материала и при этом сохранить у ребенка эмоционально-положительное отношение к заданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия величины.

Упражнение  «От мала до велика». Цель: учить ребенка составлять ряд предметов, ориентируясь на их величину. Оборудование: набор карточек разной величины-6 разных размеров. Ход: Педагог дает ребенку карточки различной величины с изображением домиков (огурцов, машинок и т.д. – в зависимости от темы занятия). Просит ребенка составить ряд от самого маленького до самого большого. Когда ребенок справится с заданием, педагог перемешивает карточки и просит составить ряд от самого большого до самого маленького. Варианты: вместо карточек ребенку можно давать бруски разной высоты и предлагать составить ряд от самого низкого до самого высокого бруска и наоборот.  

Д/и «Сравни по величине». Цель: закреплять представления ребенка о величинах (высокий, средний, низкий). Оборудование: картинки с изображениями домов (деревьев, фонарей и т.д.). Ход игры: Педагог дает ребенку картинку с изображением домов разной высоты. Просит найти высокий дом, низкий, дом средней высоты. Усложнение: можно дать ребенку карточку с изображением пяти предметов разной высоты. Попросить найти самый высокий, немного пониже, самый низкий, немного повыше и средний.

Д/и «Маленькие, средние, большие». Цель: учить ребенка дифференцировать предметы по величине. Оборудование: 3 коробки, 3 вида предметов разной величины (например, 3 бруска, 3 кубика и 3 цилиндра большого, среднего и маленького размера). Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассортировать каждый вид предмета по коробкам по признаку величины (в коробку, которая находится слева -самые маленькие, посередине -средние, справа -самые большие предметы).

Упражнение  «Длинный -короткий». Цель: закреплять представления ребенка о длине предметов. Оборудование: картонные полоски (дорожки) разной длины – 5 шт., карточки с изображениями двух пунктов, к которым необходимо подобрать соответствующую дорожку – 5 шт. Ход: Педагог раскладывает перед ребенком карточки с изображением двух пунктов (2 дома, 2 зайца и т.д.), раскладывает дорожки. Просит ребенка найти для каждой карточки соответствующую дорожку. Затем просит показать, на какой карточке оказалась самая длинная дорожка, а на какой-самая короткая.

Упражнение «Дальше-ближе». Цель: формировать у ребенка представления о понятиях далеко, близко, дальше, ближе. Оборудование: карточки с изображениями предметов, расположенных на разном расстоянии друг от друга (далеко и близко). Ход: педагог дает ребенку карточку с изображением разных деревьев (близко березы, далеко ёлки). Просит ребенка сказать, какие деревья находятся ближе (близко), а какие дальше (далеко). Затем дает следующую карточку и просит ребенка самостоятельно рассказать о расположении предметов. Варианты: можно делать то же самое с предметами, расположенными в кабинете.

Д/и «Самый узкий и самый широкий». Цель: формировать у ребенка представления о понятиях «узкий», «широкий», «шире», «уже», «одинаковой ширины». Оборудование: карточки с изображением цифр/букв/палочек и т.д. различной ширины. Ход игры: Педагог дает ребенку карточку с изображением предметов различной величины. Просит найти самый широкий предмет, самый узкий предмет, уже/шире, чем предмет, который ребенок показывал ранее, предмет средней ширины, одинаковой ширины.  

Д/и «Матрешка». Цель: закреплять представления ребенка о величине предметов. Оборудование: матрешка, состоящая из 5 составных элементов различной величины. Ход игры: ребенок сидит за столом. Педагог раскладывает матрешку на глазах ребенка от самой большой до самой маленькой. Затем вместе с ребенком проговаривает величину каждой матрешки (большая матрешка, поменьше, матрешка средней величины, еще меньше и самая маленькая – можно и в обратной последовательности). Затем педагог нарушает порядок и просит ребенка собрать матрешку, проговаривая свои действия.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия пространства.

Упражнение «В какой руке?» Цель: развивать умение ориентироваться в частях тела человека, стоящего напротив. Оборудование: флажки, карточки с изображениями людей с отличительной чертой какой-либо части тела (прикрыт глаз, порвана штанина и т.д.). Пропедевтичекая часть: педагог должен познакомить ребенка со схемой тела человека, стоящего напротив. Ход : педагог встает напротив ребенка, берет флажок в правую руку и спрашивает ребенка, в какой руке флажок. Так же с левой рукой.  Варианты: педагог дает ребенку карточку с изображениями людей с отличительной чертой какой-либо части тела (прикрыт глаз, порвана штанина и т.д.). Просит назвать эту часть тела.

Д/и «Слушай и рисуй». Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш. Ход: педагог просит нарисовать ребенка геометрические фигуры по инструкции: нарисуй квадрат в левом верхнем углу и т.д.

Упражнение «Что где находится?». Цель: закреплять представления ребенка о частях собственного тела и учить ориентировке в пространстве относительно собственного тела. Ход: ребенок стоит в центре кабинета. Педагог просит ребенка показать правую руку, спрашивает, что находится справа от него, затем слева, спереди, сзади.

Д/и «Друзья куклы». Цель: учить ребенка ориентировке относительно других предметов, формировать пространственные понятия «спереди», «сзади», «слева», «справа», «посередине». Оборудование: кукла, мишка, зайчик, кубик, машинка (любые предметы). Ход : Педагог расставляет предметы (в центре кукла, слева от нее-мишка, справа-зайчик, спереди-кубик, сзади-машинка). Задает ребенку вопросы: Кто сидит посередине? (Кукла). Кто сидит слева/справа от нее? Что расположено спереди/сзади.  

Д/и «С какой ветки детки?». Цель: формировать представления ребенка о понятиях «слева/справа, вверху/внизу, выше/ниже» Оборудование: карточки с изображением деревьев с ветками, на которых расположены: слева внизу ворона, слева вверху дятел, справа внизу белочка, справа вверху сова. Ход игры: Педагог показывает ребенку карточку, просит назвать птиц и зверей, которых он там видит. Затем просит назвать, кто сидит слева внизу и т.д. Кто сидит выше, кто ниже. Усложнение: Педагог не спрашивает, кто где конкретно сидит (Кто сидит слева внизу?), а просит ребенка самому рассказать о расположении зверей и птиц.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия формы.

Д/и «Найди предмет такой же формы». Цель: учить ребенка находить и выделять предметы заданной формы. Оборудование: карточки с изображениями различных предметов, имеющих сходство с геометрическими фигурами (например, дыня, апельсин, мяч, картина, телевизор и т.д.) Ход игры:  Вариант 1: Педагог дает ребенку карточку с изображениями предметов. Просит найти все предметы овальной формы и назвать их.

Вариант 2: Педагог называет ребенку геометрическую фигуру (например, прямоугольник) и просит ребенка найти в кабинете предметы, имеющие такую же форму.

Д/и «Какая фигура лишняя?». Цель: учить ребенка находить и выделять лишнюю фигуру из предложенного ряда. Оборудование: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг – по 3 шт.  Ход игры: педагог составляет ряд из 3 одинаковых фигур и одной фигуры, не относящейся к данному ряду. Просит ребенка сначала найти фигуру, которая является лишней в ряду, затем объяснить, почему он сделал такой выбор.

Д/и «Подбери по форме». Цель: учить ребенка различать геометрические фигуры. Оборудование: коврик из геометрических фигур, набор геометрических фигур (см. Приложение 6). Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть коврик, подобрать и наложить геометрические фигуры, соответствующие тем, что изображены на коврике. В процессе выполнения задания ребенком педагог просит называть каждую геометрическую фигуру, с которой он работает.  

Д/и «Определи правильно». Цель: закреплять представления ребенка о геометрических фигурах. Оборудование: карточки с изображением предметов, состоящих из геометрических фигур (см. Приложение 6). Ход игры: Педагог дает ребенку поочередно карточки. Сначала просит назвать предмет в целом. Затем спрашивает, из каких геометрических фигур состоит этот предмет.  

Д/и «Наложи фигуру»  Цель: учить ребенка определять форму предмета. Оборудование: карточки с изображением предметов различной формы (пирамидка, елочка, телевизор, шкаф и т.д.), набор геометрических фигур. Ход игры: Педагог дает ребенку карточки, просит назвать каждый предмет, затем просит определить форму этого предмета и проверить, правильно ли ответил ребенок, предложив ему наложить сверху на изображение соответствующую геометрическую фигуру.

Д/и «Разложи как я скажу». Цель: закреплять представления ребенка о геометрических фигурах, развивать зрительное внимание. Оборудование: карточки с изображением объемных геометрических фигур (куб, шар, цилиндр, конус – по 3 шт.). Ход игры: 1. Педагог дает ребенку карточки и предлагает ребенку разложить первые 4 карточки по словесной инструкции: сначала положи карточку, на которой нарисован куб, затем цилиндр, далее шар и конус. 2. Просит ребенка продолжить ряд самостоятельно.

Упражнение «Найди фигуры». Цель: закреплять представления ребенка о геометрических фигурах, развивать зрительно внимание. Оборудование: сюжетные картинки, в которых присутствуют предметы геометрической формы. Ход: педагог дает ребенку сюжетную картинку, просит найти, показать и назвать все предметы квадратной (круглой, прямоугольной и т.д.) формы.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия цвета.

Д/и «Геометрическое лото». Цель:  научить различать цвета, составлять  различные фигуры и предметы, пользуясь схемой. Оборудование: геометрические формы разных цветов и оттенков, карточки со схемами контурных предметов. Ход игры:   1. Педагог дает ребенку геометрические формы разного цвета, дает карточку с контурным изображением какого-либо предмета. Просит собрать этот предмет с помощью предложенных геометрических форм путем наложения на карточку. 2. Педагог просит ребенка рассказать, из каких геометрических фигур состоит полученный предмет, а так же назвать их цвета.

Упражнение «Назови предметы синего, оранжевого, фиолетового…цвета». Цель: научить ребенка находить и выделять предметы указанного цвета из окружающего пространства. Ход игры: Педагог называет определенный цвет, затем просит ребенка найти в кабинете предметы такого же цвета и назвать их.

Д/и «Группировка по цвету». Цель: учить ребенка различать и правильно называть цвета и их оттенки. Оборудование: цветные карточки (цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный; оттенки: коричневый, фиолетовый, оранжевый), цветные кружки (те же цвета и оттенки) – каждого цвета по 4 штуки. Ход игры: Педагог раскладывает перед ребенком цветные карточки и кружки. Сначала просит назвать цвет каждой карточки. Затем просит соотнести по цвету каждый кружок в соответствии с цветом карточки.

Д/и «Какого цвета предмет?». Цель: закреплять у ребенка представления о цвете какого-либо предмета. Оборудование: карточки с вырезанными контурными изображениями предметов. Ход игры: Педагог дает ребенку цветные карточки, затем поочередно дает карточки с вырезанными контурными изображениями. Просит назвать предмет, подложить под карточку соответствующий цвет, назвать этот цвет.

 Д+/и «Собери гирлянду». Цель: учить ребенка различать цвета, запоминать их последовательность. Оборудование: образец гирлянды с определенной последовательностью цветов (например, желтый, синий, красный, зеленый), плотная нить, бусины заданных цветов. Ход игры: Педагог показывает ребенку образец гирлянды, просит назвать цвета бусин, а затем запомнить их последовательность. Далее убирает образец и просит ребенка собрать гирлянду с той же цветовой последовательностью.

Д/и «Нелепицы». Цель:  закреплять представления ребенка о цветах предметов. Оборудование: карточки с изображениями предметов с неправильным применением цвета,  карточки с контурными изображениями тех же предметов, цветные карандаши. Ход игры:  1. Педагог дает ребенку карточки с «нелепицами», спрашивает, что на них не так (необходимо, чтобы ребенок назвал предмет, назвал цвет, в который разукрашен этот предмет, а так же реальный цвет предмета).  2. Затем педагог дает ребенку карточки с контурными изображениями тех же предметов, цветные карандаши и просит исправить ошибки.

Упражнение «Выдели часть из целого». Цель: закреплять представления ребенка о цвете. Оборудование: карточки с изображением предметов, состоящих из частей различного цвета (например, платье, цветок и т.д.). Ход игры: педагог дает ребенку поочередно карточки. Сначала просит назвать предмет в целом. Затем спрашивает, из каких частей состоит этот предмет. Далее просит назвать цвет каждой части предмета.

Д/и «Найди цветок для бабочки». Цель: закреплять представления ребенка о цветах и оттенках. Оборудование: цветы и бабочки из бумаги различных цветов и оттенков (красный, желтый, оранжевый, фиолетовый). Ход игры: педагог раскладывает перед ребенком бабочки и цветы, просит найти цветок для каждой бабочки по цвету. Просит назвать цвета.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности

Игра «Телесные фигуры». На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

Упражнение «Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».

   Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.

Упражнение «Змейка». Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.). Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром. «Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

Упражнение «Отпечатки». Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).

Упражнение «Пешеход». «Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).

Упражнение «Пианино».«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Упражнение «Загадочные следы».Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

Упражнение «Что спрятано в песке?».Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.Далее взрослый закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.

Игра «Отгадай загадку и найди отгадку». Ребенку предлагают отгадать загадку. Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...

Игры на формирование знаний форм

картотека игр на фомирование знаний форм в 1 и 2 малдшей группе...

Рекомендация для родителей "Игры для тренировки различных видов восприятия"

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра».У В...

Формирование различных форм общения дошкольников с помощью мнемотаблиц

Мнемотаблица - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,эффективное запо...

Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...

Проект "Дидактические игры для формирования понятия формы предметов"

познавательно-творческий проект, для групп раннего возраста...