консультация для педагогов "Выбор целей обучения для ребенка с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

Чеканова Светлана Николаевна

материал консультации раскрывает приоритетные направления выбора целей обучения дошкольника с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Выбор целей обучения для ребенка с РАС»

Хронологическая последовательность навыков, включенных в программу особого ребенка, должна повторять последовательность формирования навыков нейротипичного ребенка. Создать программу для ребенка, построенную с учетом его индивидуальных особенностей, затруднений и сильных сторон,  невозможно без детальной оценки начального уровня развития. Рекомендуется оценить начальный уровень развития следующих сфер перед тем, как начать создавать программу: Моторные навыки; Когнитивные навыки (чтение, письмо, математика, сортировка, подбор предметов или картинок); Вербальное поведение; Игровые и социальные навыки; Навыки самостоятельности и гигиены.

Индивидуальная программа ребенка с РАС должна описывать все цели обучения таким образом, чтобы прогресс в освоении навыка можно было измерить. В зависимости от уровня нарушения развития программа ребенка может оказаться в одной из следующих категорий:

  1. Программа для ребенка с глубокой задержкой развития;
  2. Программа для ребенка с задержкой средней степени тяжести;
  3. Программа для ребенка с отдельными проблемами в развитии.

Программа для ребенка с глубокой задержкой развития

У ребенка с глубокой задержкой развития может быть очень ограничен речевой репертуар, он может не уметь просить, не уметь называть предметы, может не говорить вообще. Часто такие трудности сопровождаются проблемами в поведении (негативизм, истерики, агрессия и др.), которые будут заменять навыки функциональной коммуникации или просьбы о том, что ребенок хочет. Для такого ребенка проблемное поведение может являться способом общения с другим человеком и способом выражения своих желаний. Помимо этого, такие сферы развития, как имитация, понимание речи, визуальное восприятие, игровая и социальная деятельность будут практически не развиты. Для такого ребенка необходима специальная программа, индивидуальные занятия с педагогами и очень большая интенсивность работы.

Во-первых, этого ребенка нужно учить просить то, что он хочет, социально приемлемым образом. Это поможет ребенку не только в развитии коммуникативных способностей, но и в преодолении нежелательного поведения. Соответственно, обучение навыку просьбы с помощью альтернативных  средств коммуникации (карточки, жесты) будет одной из главных целей обучающей программы.

Во-вторых, необходимо формировать учебное поведение, т.е. обучать ребенка слушать педагога, следовать его инструкциям. Также необходимо обучать закономерности «сначала - потом»: сначала нужно позаниматься, а потом можно играть или смотреть мультики.

В-третьих, ребенка необходимо обучать имитации (по инструкции «Делай как я») моторных действий и манипуляций с игрушками, так как моторная имитация лежит в основе развития игровых и социальных действий, приобретения нового поведения.

В-четвертых, обязательно нужно работать над пониманием инструкций (покажи кошку, принеси шапку) и развитием визуального восприятия (подбор одинаковых предметов и картинок друг к другу).

В-пятых, необходимо учить ребенка элементарным навыкам гигиены (чистить зубы, мыть руки), а также навыкам самообслуживания (вытереть рот салфеткой, одеться). По мере прогресса каждый навык следует усложнять.

Цели программы обучения для ребенка с глубокой задержкой развития могут выглядеть следующим образом:

  1. Через 3 месяца репертуар просьб (имя ребенка)  расширится до 10 просьб (будет самостоятельно просить предметы и еду, которые любит);
  2. Через 3 месяца (имя ребенка) будет самостоятельно выполнять 20 простых моторных инструкций (покружись, попрыгай);
  3. Через 3 месяца (имя ребенка) будет самостоятельно имитировать (по инструкции «делай как я») 10 простых моторных движений;
  4. Через 3 месяца (имя ребенка) будет самостоятельно подбирать пару для 10 предметов (когда на столе лежат 2 предмета и ребенку дан предмет, подобный одному из тех, которые лежат на столе);
  5. Через 3 месяца (имя ребенка) будет самостоятельно  показывать на 10 предметов, когда его спрашивают: «Покажи, где…», когда на столе лежат 2 предмета;
  6. Через 3 месяца (имя ребенка) будет мыть руки с помощью подсказки на уровне плеча;
  7. Через 3 месяца (имя ребенка) будет самостоятельно  имитировать 10 простых игровых действий (например, положить кубики в машину);
  8. Через 3 месяца (имя ребенка) сможет играть в мяч с педагогом, следуя вербальным инструкциям;
  9. Через 3 месяца длина занятия увеличится до 3 минут;
  10. Через 3 месяца частота эпизодов самоагрессии снизится на 20% по отношению к базовому уровню.
  11.  Через 3 месяца (имя ребенка) будет использовать салфетку во время еды с помощью указательной подсказки.

Как правильно сформулировать образовательную цель

Каждая из целей включает следующие параметры:

  1. Длина временного интервала, в течение которого должно произойти освоение навыка (например, через 3 месяца, через 6 месяцев);
  2. Краткое описание или название навыка (например, подбор пары к картинке);
  3. Критерий самостоятельности выполнения навыка (например, «самостоятельно» или «следуя вербальным инструкциям»);
  4. Критерий ожидаемого прогресса (например, научится подбирать 10 пар картинок).

К концу указанного временного периода ребенок должен достичь поставленных целей, а в течение всего этого периода необходимо постоянно отслеживать прогресс ребенка (заносить сведения о выполнении в специальные таблицы). Это поможет выяснить причины отсутствия прогресса (недостаточная мотивация ребенка, неподходящий способ подачи инструкции, неправильный выбор подсказки или способа ее уменьшения и т.д.) Объективная запись прогресса ребенка и предпринятых педагогических шагов поможет понять, что следует изменить в образовательном процессе.

Программа для ребенка со средней задержкой развития

У ребенка с более высоким уровнем развития навыков коммуникативные способности развиты лучше: он может просить некоторые предметы и еду, умеет называть определенные предметы, он более послушен, следует многим инструкциям, может играть параллельно со сверстниками в простые подвижные игры (мяч), настольные игры с помощью взрослого. У такого ребенка хорошо развит имитационный репертуар. Он может следовать инструкциям педагога, когда работает в группе сверстников и когда у него есть возможность использовать визуальные подсказки. Он может сортировать предметы, отвечает на простые вопросы (где киска?) и может знать некоторые буквы и цифры. Он более самостоятелен в навыках гигиены (сам моет руки и лицо) и может помочь по дому. Такому ребенку также необходимы очень интенсивные ежедневные занятия. Примерно 50-70% времени ребенок должен заниматься индивидуально с педагогом или в маленькой группе из 2 детей. Оставшуюся часть времени ребенок может заниматься в более обширной группе.

Одной из главных целей программы будет расширение коммуникативного репертуара. Ребенка стоит обучать: задавать вопросы; понимать многокомпонентные инструкции, например, где предмет, которым едят). Необходимо работать над увеличением словарного запаса (существительные, глаголы). Развитие социальных и игровых навыков, а также навыков самообслуживания.

Цели программы обучения для ребенка со средней задержкой развития могут выглядеть следующим образом:

  1. Через 6 месяцев (имя ребенка) будет использовать вопросительные слова «что», «кто», «где», «когда», «куда», формулируя вопрос.
  2. Через 6 месяцев (имя ребенка) сможет ответить на 25 вопросов, начинающихся со слов «что», «кто», «где», «когда», «куда» (например, «кто живет в лесу? Что растет на грядке?).
  3. Через 6 месяцев (имя ребенка) сможет назвать не менее 3 предметов из 5 категорий, подходящих по 2 признакам (назови зеленые овощи; назови транспорт, который летает).
  4. Через 6 месяцев (имя ребенка) сможет просить 100 предметов, действий и видов активности.
  5. Через 6 месяцев (имя ребенка) сможет отвечать на вопросы о функции предмета не менее чем для 50 предметов (Что делают ножницами? Зачем нужна ложка?).
  6. Через 6 месяцев (имя ребенка) сможет выбрать картинку из 6 картинок, лежащих перед ним, по 2 признакам (Где красный мяч? Где деревянный стол?), до 50 картинок, изображающих разные предметы.

Программа для ребенка с отдельными сложностями в  развитии

Такой ребенок, как правило, будет иметь интеллект, соответствующий возрастной норме. Этот ребенок должен находиться в общеобразовательной среде не менее 90% времени. Скорее всего, у ребенка будут сложности в развитии социальных взаимоотношений (затруднения в поддержании разговора, трудности переключения на другую тему, трудности в интерпретации эмоций других людей, сложности  восприятия времени и переключения между видами деятельности, ребенок может быть несамостоятельным в личной гигиене).

Цели программы обучения для ребенка с отдельными проблемами в  развитии  могут выглядеть следующим образом:

  1. Через Х месяцев (имя ребенка) будет использовать визуальное расписание не менее, чем в 80% случаев.
  2. Через Х месяцев (имя ребенка) сможет объяснить 3 причины, почему человек испытывает определенную эмоцию, для 5 эмоций.
  3. Через Х месяцев (имя ребенка) сможет объяснить, что надо сказать человеку, испытывающему определенную эмоцию.
  4. Через Х месяцев (имя ребенка) сможет инициировать разговор и присоединиться к разговору не менее чем в 80% случаев.

Наличие индивидуальной программы не означает, что ребенок занимается всегда отдельно от других детей. Все дети (в зависимости от уровня навыков) должны включаться в среду с нормотипичными сверстниками. Количество времени, которое ребенок проводит в группе, будет зависеть от степени интенсивности его программы.   Создание индивидуальной программы должно включать совместную работу многих специалистов. Необходимо помнить, любая программа, особенно программа ребенка с глубокой задержкой развития, должна содержать навыки, которые ребенок сможет использовать в повседневной жизни. Каждый навык в первую очередь должен быть полезен ребенку.

Список литературы:

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сотрудничество детского сада с семьей в целях укрепления здоровья ребенка»

Проект по работе с семьями воспитанников детского сада. В реализации проекта принимают участие: родители, воспитанники детского сада, волонтеры, педагоги, общественные организации. Проект носит долгос...

Игры, упражнения с целью обучения диалогической речи. Средняя группа.

Игры, упражнения и коммуникативно-речевые ситуации с целью обучения диалогической речи Возрастная группа: средняя группа...

Блок консультаций для родителей по обучению аутичного ребенка культурно-гигиеническим навыкам

Большинство аутичных детей испытывают трудности организации своего поведения в быту. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания; казалось бы,  привычные повседневные ситуации, такие как одева...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста...

Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующ...