Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства» Использование тестопластики с детьми при ознакомлении с богатствами родного края (Для педагогов)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Шайхудинова Рашида Кадыровна

Представить  педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использовании тестопластики в работе с детьми. Вызвать интерес к использованию тестопластики для реализации задач нравственно-патриотической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81

Мастер-класс

«Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»  Использование тестопластики с детьми при ознакомлении с богатствами родного края

(Для педагогов)

                Воспитатель Шайхудинова Р.К.

1 квалификационная категория

Ангарск – 2020г.

Цель: повысить  компетентность педагогов в  вопросах нравственно-патриотического воспитания посредством использовании тестопластики в работе с детьми.

Задачи:

1. Представить  педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использовании тестопластики в работе с детьми.

2. Вызвать интерес к использованию тестопластики для реализации задач нравственно-патриотической деятельности.

Участники: педагоги

Оборудование: на одного участника - соленое тесто, стеки, дополнительный материал, доски для лепки, скалки, объемные игрушки и готовые изделия, влажные салфетки, стаканчики с водой, кисточки, салфетки.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс.

Да, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей Родины. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Л.С. Лихачев сказал:  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для нас - россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. 

Патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  Его реализация сложна и вместе с тем является наиважнейшей отраслью воспитания дошкольников. Давно известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве. Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины.

Хочется напомнить слова Омара Хайяма: «Дети нас не слышат.  Они на нас смотрят». Поэтому нам, педагогам, как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы реализовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины тем самым формируя задатки социально активной личности.

На нашей сибирской земле есть замечательные места, которыми гордится наш народ – сибиряки. Главное украшение нашей земли Иркутской – это озеро «Байкал» На Байкале живут замечательные животные, наши эндемики – нерпы. Байкал богат красивой природой,  разной рыбой, птицами, животными. Этим он привлекает массу туристов.

Мы, в свою очередь, знакомим детей с главными примечательностями нашей земли: нашего Байкала. После проведения занятия по ознакомлению с озером Байкал, мы с детьми делаем из соленого теста поделки, которые помогают им запомнить значительные вещи: животных, рыб, растения. И вот, после очередного занятия по ознакомлению с жителями Байкала мы решили слепить нерп.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, а играя творит чудесные игрушки. 

Наши дети с особенными возможностями здоровья не всегда имеют интерес к творческой деятельности. Работа с тестом привлекла внимание детей, заинтересовала.

 Сухомлинский писал: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев. Чем больше ребенок умеет,  хочет, и, стремиться сделать своими руками, тем он умнее и изобретательнее» По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речь развиваются параллельно.

 Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Так же поделки из теста можно использовать в сюжетных играх

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками!

Плюс второй – идет мощное развитие способностей по многим направлениям.

Плюс третий – тестопластика может использоваться на разных тематических занятиях.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую  наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками.

А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы...

Сегодня вы познакомитесь с искусством «тестопластика» создания объемных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, соленое тесто безвредный продукт, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход. Из истории русской тестопластики. На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Тесто для тестопластики готовится очень просто:

  1. Для крупных изделий: 200гр. муки, 400гр. соли, 125гр. воды.
  2. Для тонких работ: 300гр. муки, 200гр. соли, 4 столовых ложки глицерина, 2 столовые ложки клея для обоев, 125 гр. воды.

Сегодня мы будем лепить из теста для крупных изделий. Соленое тесто очень эластичное, его легко обрабатывать, изделия из теста долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Если будем лепить небольшие игрушки, то дополнительные детали можно приклеить с помощью воды кисточкой. Если  объемные игрушки, то детали необходимо соединять с помощью зубочисток, но сегодня мы будем использовать салфетки, которые вложим внутрь теста.  Конечно, чтобы изделие было красочным, его нужно раскрасить. Красить можно гуашью, акриловыми красками. Но красить нужно, когда изделие подсохнет. Сушить изделие можно в разогретой духовке в течение 1 часа, или естественным образом в течение 2-3 дней. Чтобы краски со временем не померкли, можно обработать лаком, лучше использовать лак в  аэрозоли (делает это взрослый, детей не стоит допускать в целях безопасности) Если вы заранее задумали поделку, можно сделать цветное тесто, используя для окраски натуральные продукты – сок свеклы или других продуктов, а так же краски – гуашь, акриловые краски добавляя в тесто при приготовлении. Так же для украшения можно использовать бисер, пайетки, нитки, ткань. Наше тесто сегодня цветное. Все зависит от вашей выдумки.

Способ изготовления:

1. От большой части отделите необходимую вам часть.

2. Раскатайте скалкой не очень тонко, тесто может порваться при транспортировке.

3. Рассмотрите нерпу.

4.Сомните салфетку и залепите её тестом, придавая овальную форму. С помощью стеки разведите задние ласты и с помощью налепов сделайте передние ласты (налепы нужно приклеивать к основе с помощью воды)

5. Для украшения можно использовать дополнительные детали пайетки, бусинки,

Вам понравилось работать с тестом? Спасибо!

Я хочу раздать вам буклеты, если забудете что-то, загляните.

При подготовке я изучила литературу многих авторов:

Т.С Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.Д. Роенко, Е,В.  Данкевич. Но больше мне понравилась книга И.А. Лычагиной «Лепка из соленого теста» В этой книге поделки не очень сложные, подходят именно для наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...

"Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

"Гражданско-патриотическое воспитание  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей "Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС"

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения...

Мастер - класс "Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Представляю педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами инновационных игр....

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»....