Мастер класс. Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Патриотизм начинается с детства.
материал

Настасья Геннадьевна Калуциди

Мастер-класс для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии  с ФГОС ДО. Патриотизм начинается с  детства»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной и зарядит всех только положительными эмоциями.

Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии  с ФГОС ДО. Патриотизм начинается с  детства»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, используя музыкальный фольклор.

Задачи:

  1. Научить педагогов ДОУ практическим навыкам использования музыкального фольклора в образовательной деятельности;
  2. Расширить музыкальный репертуар детского фольклора педагогов для последующей работы с детьми.

Ход мастер – класса:

1.Теоретическая часть.

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека, действия и поступки которого соответствуют высшему критерию нравственности. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало с детства.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен, ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы, пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного искусства.

По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест.

Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических традициях народной культуры и народного искусства.

Целью работы я считаю воспитание духовно- нравственных качеств у детей, способствовать становлению гражданской позиции.

Задачи работы:

  • способствовать расширению знаний детей о Родине, ее истории, героях, развитие гордости за ее достижения,
  • развивать эмоциональную и личностную сферу детей,
  • формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям,
  • воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, родной природе.

Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и различные формы организации детской музыкальной деятельности: тематические занятия (Ознакомление с государственной символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра, досуги («День космонавтики»«Масленица»«Наш любимы детский сад»«День матери», тематические праздники («Россия – Родина моя»«Этот День Победы»«День защитника Отечества»), игры-драматизации.

На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно»«Золотые ворота»«Плетень»«У медведя во бору» и др.)

Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.

А происходит это примерно так…

2.Практическая часть.

Звучит музыка.

Надеваю ободок, беру реквизит и приглашаю к участию.( платки ,лошади)

Хозяйка.

Гости мои дорогие, Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки! Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши прабабушки! Поклон хозяйке отдадите – На мои вечорки проходите!

Звучит веселая музыка «Кубанские казаки». Педагоги делают поклон Хозяйке и проходят в горенку, садятся на лавочки. На конях мальчики

заезжают кругом. Девочки выбирают пары. Все вместе Девицы-красавицы, давайте себе пару выбирать.

Все девочки идут за мной.

Проводится коммуникативная игра «Я по горенке иду».

(на мотив р. н. п. «Ах, вы, сени»)

Я по горенке иду (идет запевала, ищет себе друга)

Друга милого найду. (останавливается напротив кого-нибудь)

Вот ты –(хлоп, хлоп – двумя руками друг о друга)

Вот я (хлоп, хлоп – перед собой)

Вот компания моя (берутся за руки, идут по залу, ищут нового друга) Все выбирают себе партнеров.

Хозяйка.

Сколько у меня гостей,

С ними будет веселей.

Ой, полон дом гостей, а печь-то я не растопила, дров-то не нарубила!

Щей не наварила! Помогите мне, люди добрые!

Проводится рече-двигательная игра «Лёли-лёли-лёли» с пением (в кругу)

Педагоги стоят в кругу.

Лёли-лёли-лёли. (трут ладони друг о друга)

Ежи дрова кололи. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)

Складывали заиньки. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)

Два больших (ладони рук прислонить к затылку сзади, изображая зайцев) и маленький. (указательным и средним пальцами правой руки

пошевелить, как ушками зайца)

Работают, не ленятся. (ребром правой ладони 2 раза стукнуть по ребру левой ладони и наоборот)

Сложили три поленницы. (предплечиями рук «складывают дрова» перед грудью)

Хозяйка.

Сколько дров-то нарубили, Печь как быстро натопили.

Ну, вставайте, все в кружок, Испечем мы пирожок.

(выбираем пирожок по считалке «Шел, прошел, не нашел, шишел, вышел, вон пошел»)

Хороводная игра «Пирожок» с музыкальным сопровождением (на мотив р. н. п. «Каравай»)

Все участники идут по кругу за руки, «пирожок» танцует в середине. Посмотри-ка, дружок (идут по кругу за руки)

Мы печем пирожок.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой ширины (расходятся в из круга)

Вот такой сладенький (гладят живот рукой)

Вот такой мягонький. (мнут воображаемый пирог перед собой)

С праздником всех поздравляем (хлопают в ладоши) Пирожком всех угощаем. (разводят руки в стороны)

Ешь его!

Поднимают руки вверх и сходятся в круг, «пирожок» должен убежать в любое «окошечко».

Хозяйка

С ложками мы поиграем, Скороговорки прочитаем!

Проводится игра с ложками.

Хозяйка дает две ложки, на которых написаны скороговорки. Педагоги стоят в кругу. Под веселую музыку запускают по кругу 2 ложки (в одну сторону, чтобы они не пересекались). Когда музыка остановится, у кого ложки будут в руках, должны прочитать свою скороговорку четко и ясно.

Кто прочитал скороговорку – садится отдыхать на лавочку.

Скороговорки для игры:

  • Во мраке раки шумят в драке;
  • Волки pыщут - пищу ищут;
  • Верзила Вавила весело ворочал вилы;
  • Из соседнего колодцa целый день водицa льется;
  • Купилa бaбуся бусы Мapусе;
  • Летят три пичужки, через три пусты избушки;
  • Около колодца кольцо не найдется;
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла;
  • У Кондрата куртка коротковата;
  • У осы, не усы, не усищи, а усики;
  • У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки;
  • У нас гость унес трость;
  • У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши;

- Шесть мышат в камышах шуршат.

После игры Хозяйка обращает внимание гостей на игрушечный сундучок.

Хозяйка.

Гости мои, а что это за сундук тут у нас.

Сколько разных предметов!!!

Кажется, я знаю, что с ними надо делать.

Вы любите сказки? А если их рассказываете и играете вы сами?

А давайте сейчас мы озвучим, сказку.

Для этого нас есть помощники – музыкальные инструменты.

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Хозяйка.

Спасибо, гости дорогие! Что на мои вечорки пришли, со мной вечер скоротали. А теперь пора прощаться, По домам всем возвращаться.

Всем спасибо за вниманье!

До новой встречи! До свиданья!

Все уходят под народную, весёлую песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

Мастер-класс. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»

Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения....

Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Цель мастер -класса познакомить педагогов  с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства» Использование тестопластики с детьми при ознакомлении с богатствами родного края (Для педагогов)

Представить  педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию посредством использовании тестопластики в работе с детьми. Вызвать интерес к использованию тесто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...

Мастер - класс "Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Представляю педагогическому сообществу опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами инновационных игр....

Мастер-класс "Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"

quot;Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет ...