Инклюзивное образование в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Красильникова Александра Сергеевна

Инклюзивное образование в ДОУ. Основные понятия, принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.pptx105.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в ДОУ Составила: Красильникова А.С. С использованием материалов портала «1 сентября» и сайта ГППЦ

Слайд 2

Ф3 от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

Слайд 3

Ф3 от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Слайд 4

Цели создания инклюзивной среды и её характеристики Успешная социализация ребенка с ОВЗ (максимальная самостоятельность и реализация): Среда должна быть развивающей, обучающей Обязательные характеристики среды: Возможность развития в окружении обычных детей Толерантность Адаптация к нуждам ребенка

Слайд 5

Виды инклюзии Социальная инклюзия Режимные моменты ( столовая, раздевалка), перемены, праздники, дополнительное образование Академическая инклюзия Адаптированная образовательная программа (АОП)

Слайд 6

Составляющие инклюзивной среды 1). Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства) 2). Субъектная среда (специалисты, детский коллектив) 3). Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план) 4). Нормативная среда (Закон об образовании и др.)

Слайд 7

Принципы инклюзивной практики: Принцип индивидуального подхода; Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия Принцип междисциплинарного подхода Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания Принцип партнерского взаимодействия с семьей Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Слайд 8

ФГОС ДО (п.3.2.2) Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия. Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО») Под специальными условиями понимаются : - Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; - Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; - проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; - доступная среда (включая доступ в здание, специальную навигацию для детей с ослабленным зрением)

Слайд 9

Специальные программы – АОП и АООП На основе заключения ПМПК и ИПРА (ст.79), в котором рекомендуются варианты адаптированной программы для конкретного ребенка с учетом ФГОСов . - АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей. - АОП – адаптированная общеобразовательная программа – под конкретного ребенка. Во всех случаях Специальные условия конкретно под ребенка прописываются ПМПК. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы.

Слайд 10

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ: 1). ПрАООП ДО для глухих детей 2). ПрАООП ДО для слабослышащих детей 3). ПрАООП ДО для слепых детей 4). ПрАООП ДО для детей с ТНР 5). ПрАООП ДО для с НОДА 6). ПрАООП ДО для детей с ЗПР 7). ПрАООП ДО для детей с РАС 8). ПрАООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениями

Слайд 11

Психолого-педагогический консилиум ДОУ Действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения» от 27.03.2000г. №127/901-6. В инклюзивном дошкольном образовательном учреждении ПМПк – это объединение специалистов ДОУ, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка. Содержание деятельности консилиума ДОУ: Обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ; - обсуждение сложившейся образовательной ситуации; - разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику. В состав ПМПк ДОУ входят: педагог по тьюторскому сопровождению, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, воспитатели.

Слайд 12

Понятие « тьюторства » Тьюторство – это координатор образовательного (учебного) процесса, он сопровождает педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ. Это не индивидуальное сопровождение детей!!!

Слайд 13

Основная задача тьютора – подготовить условия для образования ребёнка с ОВЗ в конкретной системе учреждения (связано с внедрением интегрированного и инклюзивного обучения)

Слайд 14

Цели и задачи работы тьютора Цель: организация условий для успешного обучения, социализация ребенка с ОВЗ и максимального раскрытия потенциала личности ребенка. Задачи: - разработка индивидуального образовательного плана; - сопровождение ребенка с ОВЗ в учебной и коммуникативной деятельности; - помощь воспитателю в адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ; - участие в создании безбарьерной среды; - помощь воспитателям и родителям в организации образовательной среды.

Слайд 15

Направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ: Комплексная диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута(ИОМ) детей с ОВЗ. Участие в написании АОП(адаптированная образовательная программа) ребенка с ОВЗ. Оценка динамики развития ребенка, определение эффективности коррекционной работы.

Слайд 16

ППк-траектория образовательного маршрута Минимальный уровень программных требований - Осваиваемые навыки внутри сценария урока Дефициты в освоении программного материала предыдущих годов Индивидуальные особенности освоения программы (темп, понимание речи, визуальное восприятие и т.д.) «Сильные стороны» Имеющиеся навыки в рамках определенной темы УТОЧНЯЕМ ОПИРАЕМСЯ ОПРЕДЕЛЯЕМ

Слайд 17

Выстраивание взаимодействия В процессе обучения ребенка с ОВЗ В процессе социализации ребенка с ОВЗ (сопровождение) Взаимодействие с семьей и др. специалистами

Слайд 18

Включение ребенка в образовательную среду Упрощенный режим (дополнительный выходной, посещение не всех уроков) Посещение изначально «легких» предметов для ребенка (например, физкультура, ИЗО, музыка) Постепенное включение ребенка на предметные уроки

Слайд 19

Особенности работы с родителями детей с ОВЗ - Отношение к инклюзии: собеседование с родителями. - Договор о сотрудничестве и памятка для родителей - Проблемы взаимодействия в группе (как озвучивать родителям) - Критика. Как критиковать и как принимать критику - Взаимодействие со специалистами - Гармоническое развитие ребенка в сотрудничестве семьи и педагогов ( использование средового подхода, понимание основных этапов и законов развития ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...