Проект «Волшебство песка»
проект по коррекционной педагогике

Людмила Леонидовна Шепырева

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО. Проект направлен на обучение детей технике рисования песком, на развитие творческих способностей: мышления, воображения, восприятия, речи, мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebstvo_peska.docx296.14 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида

Колпинского района СПб.

                   

                   Проект «Волшебство песка»

http://st.biglion.ru/img/spo2/2012/07/DO87619/huge_1343286778.jpg

                                                                                                                                                                                       Авторы проекта:

                                                                    Воспитатели: Воскресенская Н.Н

                                                                                            Шепырева Л.Л

                                                                      Дефектолог: Российская К.В

                                                                              

                                                      2019

                               Проект «Волшебство песка»

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

Единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.         
                                                                                                              Уильям Блейк

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.                             

 АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Для себя мы отметили, что все дети в свободное время любят рисовать, но мы знаем, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, потому что «взрослому» рисованию необходимо учиться. В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: творческое воображение, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику, координацию движений, ориентирование в пространстве, чувства цвета.

Работая в детском саду, мы увидели, что непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая огромный скачок в умственном развитии и потенциал нового поколения, мы считаем, что этого недостаточно для развития творческих способностей современного ребенка. Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что одним из средств активизации художественно-эстетического развития ребенка является проектная деятельность. Д.Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания.

Проект художественно-эстетического развития, направлен на обучение детей технике рисования песком, на развитие творческих способностей: мышления, воображения, восприятия, речи, мелкой моторики рук.

Сроки реализации проекта: долгосрочный с 2019г. по 2021г. (три года.)

Вид проекта: инновационный, художественно -эстетический

Участники проекта: воспитатели, дефектолог, дети от 4 до 7 лет и их родители.

ЦЕЛЬ:
•Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
•Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников

ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка на световом столе.
•Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
•Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
Развивающие:
•Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
•Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
•Развивать мелкую моторику.
•Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
•Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
•Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
•Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
•Воспитывать художественно-эстетический вкус. Формировать коммуникативные навыки.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование основ безопасного поведения при работе с песком.

Социализация - развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочной анимации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.)

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству. 

«Художественно-эстетическое развитие» – формирование элементарных представлений о видах искусства; использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей, способствующих при работе с песком.

«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковая гимнастика, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

- Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.

- Проводится наблюдение за деятельностью детей, с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству;

- Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук, анализ полученных диагностических данных;

- Составление перспективного плана.

II этап – основной  

- Знакомство с правилами игры с песком;

- игры-эксперименты с песком;

- обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков;

- создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника;

 - сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу;

III этап – заключительный

- Подведение итогов;

- презентация проекта.

Качество ресурсного обеспечения

Для реализации проекта, нами был разработан перспективный план для детей Проект предусмотрен для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Данные занятия позволяют детям в игровой форме освоить первичные навыки нетрадиционной технике рисования работы с песком в ходе которой, снимается внутреннее напряжение, развивается познавательная активность детей, мышление, творческое воображение, восприятие, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.

Перед началом занятия педагог - обязательно напоминает детям правила техники безопасности при работе с данным материалом. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как сказкотерапия, рассказы, легенды, беседы, зарисовки.

Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению

адаптированной рабочей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. 

Подготовительная часть – состоит из приветствия; упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию;

Упражнения для развития мышления и воображения.

Вводная часть - предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей.

Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть – состоит из прощания и рефлексии, предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляется фотовыставка.

   Работа с родителями:

- Информирование родителей о проекте. (Вызвать интерес у родителей к предстоящей деятельности)

- Анкетирование родителей «Что вы знаете о песочной анимации?» (Изучить мнение родителей по данному вопросу)

- Собрание «Песочная анимация для развития ребенка» (Вовлечь родителей в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации)

- Мастер- классы (Вызвать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми)

- Презентация проекта на итоговом родительском собрании. (информировать родителей о результатах реализации проекта)

Информационно-методическое обеспечение

1. Алена Войнова «Песочное рисование» Издательство: Феникс, 2014 г.

Серия: Город мастеров

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010

3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры и занятия с природным и рукотворным материалом» СПб. НОУ «СОЮЗ»2005/

4. Шакирова Е.В. «Рисуем на песке» СПб. Детство – Пресс 2019.

5. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб. Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;