Проект "Волшебство на песке"
проект

Кондратюк Ольга Сергеевна

Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму, определенным образом реагирует на действия ребенка.Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебство на песке"207.86 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Проект

«Волшебство на песке»

групповой

Похожее изображение

Руководитель:

педагог – психолог Кондратюк О.С.

Белый Яр,  2017 г

Срок реализации: долгосрочный

Вид проекта: исследовательский - творческий.

Участники проекта: групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, педагог – психолог, родители воспитанников.

Актуальность:

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Проблема: Совершенно очевидно, что необходимо совершенствовать

дидактически приемы, методы образовательно-информационной

работы с современным подрастающим поколением. Игры с песком

способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит,

обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются

эффективным способом подачи материала.

Возникает проблема: Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе?

Цель: развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Задачи:
– развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук, тактильной «чувствительности»;

– развитие речи, обогащение и активизация словаря детей;
– развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, воображение);
– приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности;
– установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

Ожидаемые результаты: После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

Презентация проекта:

  • Презентация проекта на педагогическом совете;
  • Создание слайд – шоу.

Данный проект рассчитан на всех участников образовательного процесса: воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Особенности песочной терапии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание  песочных  композиций  не  требует  особых  умений  (позволяет  делать исправления бесконечно).

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Задача педагога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть

творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.

Реализация проекта:

Этапы

I этап подготовительный

(октябрь 2017 год)

Мероприятие

Сроки

Результат

Работа с воспитанниками
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Сентябрь 2017г.

1. Создана база знаний по изучаемой теме.
Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных.

2. Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы.

Работа с педагогами
Определение задач воспитательно-образовательного процесса.

Планирование деятельности с педагогами.

Сентябрь

Сентябрь.

1. Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам песочной анимации.
2. Определены действия по популяризации инновационной деятельности.

Работа с родителями.
Информирование родителей о проекте.

Анкетирование родителей «Песочная терапия». (Приложение 1)

Сентябрь.

Октябрь.

1. Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности.

2. Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями.

II этап – практический 

(ноябрь 2017 – апрель 2018 гг.)

Работа с воспитанниками

Презентация «Песок в жизни человека».

Сентябрь.

Сформированы знания детей о песке.

Знакомство с правилами игры с песком. (Приложение 1) Сформированы знания о безопасной деятельности с песком.
Игры-эксперименты с песком.
В ходе реализации проекта:
1. Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка.
2.Сформированы представления о песочном мире.
Игры, направленные на развитие текстильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Отпечатки наших рук», «Автогонки», «По камешкам», «Кому не везёт», «Секрет», «Выкладываем и печатываем на песке» и т.д. (Приложение 2)
Развита мелкая моторика, координация движений, умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук.
Игры на коммуникацию: «Интервью», «Подари улыбку», «Ласковое имя», «Обзывалки», «Жужжа», «Доброе животное», «Тух. Тух», «День рождения», «Зайчики», «Два барана». (Приложение 2)
В ходе реализации проекта:
Развит познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение, навыков общения детей.
Упражнения с использованием песка: "Песочный дождь", "Узоры на песке", "Мы едем в гости", "Секретное задания кротов", "Отпечатки", "Кто к нам приходил", "Песочный круг", "Победитель злости", "Песочный детский сад" (Приложение 2)
В ходе реализации проекта:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала.
Прослушивание музыкальных произведений.
В ходе реализации проекта:
Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений.

Работа с педагогами
Консультация для педагогов «Рисуем песком помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».

Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле».
Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки».

Ноябрь.

Март.

Ноябрь.

Вызван интерес у педагогов к применению пескографии в работе.

Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком на светящем столе.

Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации.

Работа с родителями
Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком».


Консультация для родителей «Песочная терапия».


Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».

Рубрика: «В кругу семьи».

Сентябрь 2017г.

Ноябрь.

Январь.

Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.

Увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации.

Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ.

В ходе реализации проекта.
Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.

III этап – заключительный

 (май 2018 г.)

Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ

Май.

Наличие методических разработок по теме проекта.

С воспитанниками
Мониторинг развития.

Май

2018 г.

Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы.

С родителями

Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка».
Презентация проекта на итоговом родительском собрании.

Май.

Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка.

Родители информированы о результатах реализации проекта.

Перспектива дальнейшего развития: Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
Вывод: В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
  4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
  6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.
  7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
  8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
  9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007

Приложение 1

Упражнение для развития навыков рисования на песке

(для дошкольников) «Трудная дорога».

Нужно провести по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком);

«Опасный поворот».

Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак);

«Молния».

Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, то есть молнию;

«Чудовище на острове».

Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться;

«Радуга».

Четырьмя пальцами нарисовать на песке полукруг –радугу. А потом

дорисовать солнце;

«Грустное  дерево».

Нарисовать  ствол,  опустившиеся  ветви,  которые  или засохли  или  потеряли  свою  листву.  Главное,  что  бы  ребенок  привык  искать  в видимых формах предметов и явлениях выражение какого-то характера, какого-то настроения;

«Идут  медвежата».

Ребенок  кулачками  и  ладонями  с  небольшой  силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы».

Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змеи».

Ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук  делает поверхность песка волнистой.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми

способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать

конкретные задания;

2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;

4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;

5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;

6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;

7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;

8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;

9. На последующих занятиях можно

осваивать новый способ рисования песком,

путём отсечения лишнего.

Приложение 2

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд па выражение страха «Мост страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь в дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — «мост страха». Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек). А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок...»

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости «Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу пас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

Этюд на выражение восторга «Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

- когда вам дарят новую игрушку;

- когда вас обидели;

- когда вы испугались;

- когда увидели радугу».

Материал: песочница.

«Песчинки-эмоции»

Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок.

Материал: разноцветный песок.

Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

«Страна понимания»

Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.

«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: « Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться...»

Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать...»

Упражнения на снятие агрессин и конфликтности.

«Рыча, лев, рычи»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в паря зверей - во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышат все звери в лесу.

По моему второму сигналу рычание должно прекратиться.

(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе, а вы будете вагончиками. При движении мы будем произносить четко характерные звуки, выполнять движения».

Материал: запись музыкального сопровождения.

«Песочные поединки»

Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

- соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;

- проплыть под водой в песочной реке;

- написать парами песочное послание».

Этюды на снижение импульсивности и демонстративности.

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой" есть жители, которых нельзя наделать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

Игры на снижение тревожности и незащищенности.

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы - бусины, пуговицы, шишки.

«Бал зверей»

Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Вал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним танцевальные движения в соответствии с выбранным образом»

Игры па снижение эгоизма.

«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне - это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется

пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, пода.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»

Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу...»

Дети «смотрятся в «волшебные зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.

Материал: «волшебные» зеркала.

«Четыре характера»

Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».

Приложение 3

Консультации для родителей

«Игры с песком»

Знакомство ребенка с объектами неживой природы происходит практически с самого рождения. Снег, вода, песок и другие неживые объекты приводят малышей в неописуемый восторг. Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств внимания, речи и т.д. Правильно организовав такие игры для дошкольника, можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах неживых объектов. Таким образом, в игре, но, вместе с этим, в естественных условиях, создается основа для объяснения ребенку новой для него информации. Песок - это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Однако это можно делать только в теплые летние деньки. Но как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года. Это совсем не сложно. Предлагаем развивающие игры с песком для дошкольников, в которые можно играть в домашних условиях.

В каком возрасте можно начинать играть с песком детям? Оптимальным возрастом, с которого эффективнее проводить игры с песком, является три года.

Что нужно для игры с песком?

В качестве оборудования для игр с песком вам понадобится:

  • Пластмассовая емкость или водонепроницаемый деревянный ящик;
  •  Песок желтого или светло-коричневого цвета.
  • Песчинки среднего размера, промытые, просеянные и прокаленные в духовке;
  • Лопатки, широкая кисточка, сито, воронки, формочки, миниатюрные игрушки, игрушечная посуда, камешки, веточки, штампы силуэты и т.д.

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине.

Чем полезны игры с песком?

- Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь;

- развивают навыки самоконтроля и саморегуляции;

 - развивают творческое мышление, воображение и фантазию;

 - формируют у ребенка представления об окружающем мире;

- развивают мелкую моторику, глазомер;

- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);

- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Примерные игры с песком для дошкольников.

  Игра «Чьи следы?» способствует формированию представлений у ребенка о свойствах влажного и сухого песка. На прогулке понаблюдайте с малышом за людьми, животными и птицами. Обратите внимание ребенка на то, что когда они ходят по влажному песку (земле), остаются следы, а по сухому - их нет.

Ход игры. По приходу домой разделите песок в емкости на две части. Одну часть песка оставьте сухой, а другую - смочите водой, чтобы она стала влажной. После этого разместите около «песочницы» разные игрушки (лучше всего пластмассовые или резиновые): куклы, собачки, птички и др. Предложите малышу поиграть с этими игрушками на песке: попрыгать, походить. Обратите его внимание на то, где остаются следы, а где нет. Затем предложите ребенку придумать следы разных животных, например, провести пальчиком по песку как будто ползет змея, кончиками пальцев постучать по песку, словно прыгает зайка и т.д.

  Игра «Найди отличие» развивает внимание, наблюдательность, умение составить связное высказывание. Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось.

 «Цветные острова» - детям предлагается создать на поверхности песка песочные острова, украсив их с помощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушков и др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам, рассказывая о том, как они называются, что на них растёт, кто на них живёт.

 «Дорисуй картинку и составь предложение» - взрослый (ребёнок) рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.  «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

 «Мы едем в гости…» игровое упражнение для развития пространственных представлений (направо, налево, вперёд, назад). Ребёнок регулирует движение машинки по песочной дороге, чтобы помочь другому игроку добраться до нужного объекта.

 Игра «Рисуем на песке» направлена на закрепление представлений ребенка о свойствах влажного и сухого песка. Ход игры. Разделите песок на две части, одну из которых смочите водой. Предложите малышу порисовать на песке. Это можно делать пальцами, палочкой, кончиком кисточки, карандашом и другими подручными материалами. Кроме этого можно показать малышу, как рисовать сухим песком по мокрому. С этой целью насыпьте в полиэтиленовый пакет немного сухого песка, сделайте в нем небольшую дырочку и нарисуйте струйкой узор на влажном песке.

Игр с песком для дошкольников можно придумать очень много. Играйте и занимайтесь с малышом в удовольствие! Играем с песком! Дорогие папы и мамы! Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время на берегу моря или гуляя с малышом на детской площадке, поиграйте с ним в песке.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие. Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными, общительными и успешными взрослыми.

Предлагаем возможные варианты игр с песком.

«Необыкновенные следы»

 «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябля» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы, рассказывают о том как оно выглядит и чем питается.

«Узоры на песке» Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.

 «Песочные строители» Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т.д. Попросите ребёнка объяснить, почему нужны домики такой формы. Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.

«Песочные прятки». «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Игры с мокрым песком. Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы … Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку, комментируя свои действия. Можно развить сюжет и сочинить мини-сказку: «Кто, куда, зачем и что «получилось?» На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления. При этом ребёнок должен объяснить, как определить по внешним признакам настроение человека.

Игра «Кто к нам приходил?» Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Фантазируйте вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...