Развитие речи посредством нетрадиционных форм и методов. Из опыта работы.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тараканова Людмила Вячеславовна

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи посредством нетрадиционных форм и методов.

Из опыта работы.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.

В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Поэтому мною был разработан творческий проект: "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру". Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы по проекту. Для каждого этапа подобраны и систематизированы дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр осуществлялся по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяется какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. 

В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание стоит уделять звуковой культуре речи и обогащению словаря, т.к. произносительная сторона речи у детей этого возраста еще недостаточно сформирована. А отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов. В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию грамматическому строю речи. У детей этого возраста наблюдается рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры, что часто является одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога, параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на развитие фонематического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму.

Работа с детьми проводится по разработанному плану, в совместной деятельности, на прогулке, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху. В дальнейшем при работе со старшими дошкольниками полноценное развитие этих сторон речи является основой для обучения их грамоте. Для успешной работы я использовала разнообразную методическую литературу таких авторов как: А.К.Бондаренко, М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др. 
Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: "Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни", "Развитие речи младших дошкольников" "Речевое развитие детей старшего возраста", "Дидактическая игра и развитие речи детей" и др. Собрания стараюсь проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

В индивидуальной беседе старалась тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей-либо помощи, но это заблуждение. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден результат, говорят спасибо.

Для работы я составила перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:

- Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

- Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

Развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.

I этап - Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста. 

Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.
  • Рекомендации родителям - в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».
  • Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  • Изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами», который обновляла по мере разучивания.
  • Выпуск папки- передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить» 

В начале года разработала перспективный план пальчиковых игр, с интеграцией в другие виды деятельности.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.

Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо (воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель) в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Цель II этапа - развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

Задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).

• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка (н – р, сказка «Аленушка и лиса»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемотаблицы.

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, а также использовала изображение не предметов, а символов например - для изображения диких лесных животных рисуем ёлку, а для обозначения домашних – дом.

Играли с детьми в игру «Заколдуем слова». На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Медленно произношу слова, а дети изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака), в клетках появляются символы. Этому приёму я уделяю особое внимание. Он служит не только для расширения ассоциативного словаря, развитию логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи (т.к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке), развитию мелкой моторики (т.к. необходимо быстро схематически изобразить его).

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Заучивание - утомительный процесс для ребёнка, чтобы облегчить запоминание использовала в работе и такой приём: расскажи стихи руками. Сделать эту работу более творчески мне помог математический планшет. Это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач, а именно:

- автоматизация звукопроизношения;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.

Например, при заучивании стихотворения А.Плещеева «Осень» предлагала детям изобразить при помощи резиночек первую букву каждого слова.

Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма - рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.

Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволило повысить компетентность детей в умении пользоваться ими и эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.

Когда этот материал освоен, предлагаю детям составить мнемотаблицу по лексической теме самостоятельно.

При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях использовала сенсорно- графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (первоначально схема составляется в ходе обследования предмета, позже дети работают по готовому плану – мнемотаблице).

Затем таблицу преобразовала в пособие, которое мы с детьми назвали "Расскажи о предмете". Пособие позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний.

Следует отметить, что дети испытывали некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получались очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы вводила задачи по активизации и обогащению словаря.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа.

Параллельно с этой работой использовала речевые и настольно-печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки.

Чтобы определить эффективность используемых методов в развитии связной речи детей провела промежуточную диагностику.

Результаты промежуточной диагностики показали, что применение в работе с детьми приемов моделирования позволило прийти к более высоким показателям в развитии речи детей.

Цель III этапа - развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.

Задачи:

- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- воспитывать творческую личность.

Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1.Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.

2.Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Я составила картотеку игр и тренингов для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также изготовила необходимые пособия. А именно: Пособие «Круги Луллия: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов. Пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в классификации объектов по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, составлять загадки. Пособие «Вертолина» - поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Пособие «Часы»: использовала на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовала его для упражнения детей в определении и назывании признаков предметов.

Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации. Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников

С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий (ТРИЗ) была проведена следующая работа с родителями:

- Провела анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей».

- Выпустила памятки «Факторы успешного речевого развития детей».

- Оформила папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»

- Подготовила и провела родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

- Провела консультацию «ТРИЗ в детском саду»;

- Оформила выставку дидактических ТРИЗ - игр.

Результаты итоговой диагностики показали, что использование методов данной технологии, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, а отказать детям не в моих правилах.

Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников – М.; "Академия", 1998
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
  3. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999
  5. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
  6. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе ...

Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...

Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности

Опыт работы педагога ДОУ в направлении художественно-эстетического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности...

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности" (из опыта работы).

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вку...

Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности

Опыт работы представлен в теоретической и практической части, содержит в себе основные аспекты работы с детьми в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности...