Конспект логопедического занятия "Дательный падеж имени существительного"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Бушманова Юлия Александровна

Занятие направлено на совершенствование лексико-грамматических представлений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_datelnyy_padezh_bushmanova_yu.a.docx413.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дательный падеж имени существительного  ед. числа (средняя группа, первый год обучения)

Цель занятия: Учить детей правильному употреблению им.сущ-го  ед.числа  в  дательном падеже

Задачи:

  • Закрепить навык правильного употребления им.сущ-го в  дательном падеже;
  • Закрепить умение  строить фразу из 4-х слов с введением одного дополнения;
  • Актуализировать словарь по темам «Дикие животные наших лесов и их детеныши»;
  • Закрепить знания детей об основных цветах;
  • Продолжать развивать зрительное внимание, слуховую память, пространственные представления, мышление.
  • Продолжать развивать артикуляционную моторику;
  • Продолжать формировать диафрагмальный тип дыхания;
  • Продолжать развивать высоту и силу голоса;
  • Продолжать формировать навык воспроизведения  простого ритмического рисунка;
  • Продолжать развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
  • Продолжать работать над сплочением группы

Оборудование:

Игрушки – волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж.

Картинки – волчонок, зайчонок, лисенок, медвежонок, бельчонок, щенок

Контурные рисунки – волк, заяц, лиса, белка, еж, медведь.

Зона занятия:  В зале оборудована цветочная лесная поляна, цветы с разными серединками выстроены в «дорожку». Дети,  выполняя задание, проходят от  от цветка к цветку.

Ход занятия:

  1. Приветствие гостей.

Логопед: Ребята! Посмотрите  на волшебную полянку, которая вокруг нас. А чтобы попасть в эту сказку, нужно подойти к волшебной двери и пройти в нее.

Дети проходят к стульчикам.

  1. Психогимнастика «Чему мы рады?»

Логопед: Ребята! Посмотрите вокруг! Как здесь сказочно красиво! Чему вы образовались, когда вошли сюда?

 Дети:  Я рад солнцу. Я рад травке.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Заборчик

Трубочка

Лопаточка

Птенчики

Часики

Лошадки

  1. Входим мы с вами в сказочный лес – а вокруг нас голоса слышны…

Как воет волк?

Дети: УУУУУУУУ!

Как ухает сова?

Дети: У-у! У-у!

Вокальные упражнения: УУУ, ААА, ООО, ИИИ – с разной силой и высотой голоса

  1. Дыхательные упражнения: надувать «шарик» сидя.
  2. Практическое употребление формы дательного падежа единственного числа

Д\И «Кому что дадим»

Логопед: Давайте  продолжим нашу прогулку по сказочному лесу.

Дети подходят к столу на котором стоят разные звери и около каждого стоит различная еда – мед (медведь), зайчик (лиса),  орехи(белка), грибы(ежик), рыба(волк), морковь(заяц). Но перед каждым животным стоит не та еда, которую он любит, рядом лежат символы настроения

Логопед: Путешествуя по лесу, мы с вами встречаем  много разных зверей. Вот же они! Кто это?

Дети: Это волк. Это лиса и т.д.

Логопед: Но посмотрите на их настроение! Какое оно?

Дети: У зверей грустное печальное настроение.

Логопед: Как вы думаете – почему звери грустные?

Дети: Еда, которую  любят эти звери,  перепутана.

Логопед: Ребята! Так давайте поможем  лесным зверям и определим, кому что надо дать.

Дети берут угощение для зверей.

Дети: Я дам морковку зайцу.

Я дам мед медведю…

  1. Подвижная игра  с массажным шариком-ежиком +дательный падеж

Мы по лесу  шли, шли, шли      Дети идут по кругу ежик в руках за спиной

Вдруг мы  ежика  нашли.        Достают ежик и разминают пальчики  перед собой

Кому дать? Кому дать?         Пожимают плечами

Кому ежика отдать?             Пожимают плечами

Логопед: Отдадим ежик человеку, который стоит впереди вас. Оля, ты кому отдала мячик?

Ребенок: Я отдала мячик Васе и т.д.

После второго круга – отдадим ежик человеку, который стоит сзади вас.

  1. Идем дальше по волшебному лесу. Посмотрите. К чему мы пришли?

Дети:   это дом!

Логопед: нужно постучаться в домик, но все должны стучаться по-разному:

**-,   --* и т.д. (или постучаться 3 раза, 2 раза и т.д.)

Посмотрите кто прячется  в этом доме?

Дети: В этом доме прячутся детеныши лесных зверей.

Логопед: Подошли их родители к домику и обрадовались, что все их дети  собрались в этом доме.

Дети берут игрушки (животных) и идут с ними к домику. За домиком расположена доска, на которой изображены детеныши диких животных + щенок

Л. - Таня, кому обрадовался заяц? (Легкий вариант – Кому рад заяц?)

Реб: Заяц обрадовался зайчонку, волк обрадовался волчонку.

Остался щенок. Варианты решения проблемной задачи. Почему звери не могут увести его в лес?

Дети: щенок – это детеныш собаки, а собака это домашнее животное, живет рядом с человеком.  

Логопед: Где живет собака?

Дети : Собака живет в конуре.

  1. Коллективное построение домика для щенка (из больших деталей конструктора ЛЕГО) (под минусовую фонограмму детской песенки «Всем на свете нужен дом…»..)

Молодцы ребята! Все справились с заданием! Отличный получился домик!

  1. Вот мы и добрались до последнего пункта нашего путешествия . Подойдите к партам. Посмотрите! Перед вами рисунки животных, но на каждом рисунке чего-то недорисовано…

Рисование на листах А4.

Реб: Я дорисую хвост волку.

Я дорисую лапу зайцу …

Логопед: Молодцы ребята! Кому вы подарите эти рисунки?

  Реб: Я подарю этот рисунок маме…

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\12.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0013.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\43.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0016.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\ва.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0043.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\цу.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0044.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\пр.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0046.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\па.gif

C:\Documents and Settings\Юля.JULIA\Мои документы\Мои рисунки\СЕрдце\0049.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Творительный падеж имен существительных.Автоматизация звука [ л ] в словах.

Материал представлен в виде конспекта, отражающего работу логопеда по  теме....

Конспект занятия для старшей группы "Дательный падеж имен существительных"

Конспект занятия для старшей группы "Дательный падеж имен существительных"...

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...

Конспект НОД . Дательный падеж имён существительных.

  Ведущий признак общего недоразвития речи - аграмматизм (проявление недостаточной сформированности грамматического строя речи).У детей с ОНР нередки ошибки при употреблении падежных оконч...