Творительный падеж имен существительных.Автоматизация звука [ л ] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Материал представлен в виде конспекта, отражающего работу логопеда по  теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема. Творительный падеж имен существительных. Автоматизация  звука [Л] в словах.

Цель: автоматизация звука  [л] в словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

корригировать произношение звука  [л];

развивать слуховое восприятие;

корригировать речевое дыхание;

развивать общую моторику, умение согласовывать  речь с движением;

развивать слуховое,  зрительное внимание и память;

корригировать и развивать личностные качества;

эмоционально-волевую сферу ( усидчивость)

Образовательные:

расширять и обогащать словарь ;

Воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

 воспитывать  трудолюбие,

Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

 способствовать созданию благоприятного психологического климата;

 соблюдать режим охраны зрения;

 чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

картинный материал, грецкий орех, наклейки сказочных героев, таблицы для определения позиции звука.

                                                                       

 Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Орг. момент

Традиционный.

Логопед настраивает ребенка на работу и активизирует его внимание.

Ребенок слушает.

Организовать ребенка  на продуктивную деятельность;

включить ребенка в работу с первых минут занятия;

способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II. Основной этап.

II.1. Проверка домашнего задания.

Опрос.

Логопед предлагает повторить за ним слоги со звуком ,,л.’’

Словарный материал: ла, ол, лбу, тлы, имл, улк, луг, ала.

Ребенок повторяет.

Определить уровень усвоения пройденного материала.

II.2 Актуализация знаний.

Чем ты пользуешься в целях гигиены?

Дыхательное упражнение.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Узнавание героя и названия сказки.

Беседа

Упражнение

Упражнения

Логопед говорит о том, что  сегодня вспомним  одну известную сказку, но изменим ее по своему усмотрению. Предъявляется картинка  Золушки. Выясняется, кто это и из какой сказки. Логопед проводит беседу и узнает ,почему некоторых людей называют Золушками.

Чем было испачкано платье?

Чем нужно пользоваться, чтобы быть чистыми и опрятными?

-мылом, расческой, духами.

Наша Золушка любила прохладную и ветреную  погоду, потому что в этот период легче работать.  

Педагог предлагает  подуть как ветер, контролируя при этом правильность выдоха.

Логопед сообщает, что Золушка была веселой и трудолюбивой. Она любила выполнять различные  упражнения. Давай повторим их.  

Упражнения для языка:

,, Лягушка-хоботок’’, ,,Лопаточка’’,

,,Вкусное варенье’’,

,,Качели’’,

,,Индюк’’.

Однажды она увидела орех, который  оторвался и упал с веточки на дорожку и покатился. (Ребенку предлагается грецкий орех). Подтолкни его пальчиками, покажи, как он покатился. (Ребенок катит орех по столу, берет в руки и совершает движения: вперед- назад - круговые).

Ребенок смотрит на картинку и называет героя.

Ребенок называет необходимые в целях гигиены предметы.

Ребенок выполняет упражнение на дыхание.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

Ребенок выполняет пальчиковую гимнастику.

Усваивать категорию творительного падежа имен существительных

Формировать правильный выдох.

Закрепить артикуляционный уклад.

Развивать мелкую моторику.

II.3.Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Сообщение

Логопед сообщает, что сегодня мы будем  учиться произносить правильно слова со звуком,, л ’’.

Ребенок слушает и вспоминает артикуляцию звука.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука.

Беседа по содержанию сказки.

Беседа

Логопед   проводит беседу.

Куда хотелось поехать Золушке?- на бал

Кто помог ей? – Волшебница.

Придумайте имена сестрам.- Лада, Лариса, Лола, Клава.

Активизировать номинативный

словарь.

Психогимнастика

Упражнения

Покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал.

Изобразите злую мачеху и ленивых сестер.

Ребенок  мимикой выражает разное эмоциональное состояние.

Создавать положительный настрой и располагать к занятию.

Определение позиции звука в слове.

Упражнение

Логопед предлагает распределить картинки  (бал, Волшебница, Лада) согласно предъявленным схемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет задание.

Развивать фонематическое восприятие.

Динамическая пауза

Упражнение

Логопед сообщает, что Золушка в назначенное время не оказалась возле своей кареты и с этого момента начались все ее неприятности. А мы должны делать все по времени.

Смотри, скорей, который час, (смотрим  и указываем пальчиком на часы)

Тик-так, тик-так, тик-так.

 ( наклоны в стороны)

Налево-раз! Направо-раз!

 ( повороты  налево и направо)

Мы тоже можем так.

( ходьба на месте)

С. Михалков

Ребенок выполняет упражнения вместе с педагогом.

Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

II.4.Закрепление изученного материала.

Автоматизация произношения

 ,, л’’ в словах.

Д/и ,,Подбери слово-действие.’’

Упражнение

Логопед предлагает вспомнить  сказку   про  Золушку и поиграть в игру.

Что  делала Золушка?

-  мыла, подметала, протирала, скоблила, топила, варила,  стирала, полола, мыла.

Ребенок называет.

Активизировать глагольную лексику.

Контроль знаний и умений.

Зрительная гимнастика

,, Глаз - путешественник’’

Чем угостим  Золушку?

Мы учим звук ,,л’’.

Упражнение

Беседа

Заучивание стихотворения

Логопед просит назвать картинки со звуком   ,, л ‘’,  не поворачивая  голову в сторону  , и угостить ими Золушку.

Логопед предлагает назвать продукты, в названии которых  есть,, л’’ по предложенным картинкам.

Речевой материал: клубника, колбаса, мармелад, молоко.

Логопед предлагает запомнить стихотворение с нашим звуком.

Мы учим звук л: ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.

Ребенок скользит глазами, узнает картинки и выборочно их называет.

Ребенок угощает.

Воспитанник слушает, старается запомнить и повторить.

Соблюдать режим охраны зрения и проконтролировать правильность  называния слов.

Усваивать категорию творительного падежа.

Развивать слухоречевую память.

III.1.Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Опрос

Оценивание

Педагог предлагает ребенку вспомнить, кем восхищались на занятии?

Какой  звук произносил и в каких словах?

Педагог оценивает работу ребенка, отмечает, что получилось и на что обратить внимание. Ребенок выбирает понравившуюся ему наклейку за успешную работу или старание.

Ребенок отвечает на вопросы.

Развивать долговременную память.

Подвести итог работы на занятии. Оценить деятельность ребенка.

III.2.Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания

Логопед предлагает ребенку домашнее задание:

наклеить  в  индивидуальную тетрадь картинки со звуком ,, л’’ в разных позициях и правильно назвать их.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Формирование окончаний существительных творительного падежа без предлога ( Тема «Части тела»)

Презентация предназаначена учителям-логопедам, воспитателям,родителям дошкольников с ОНР. Материал данной презентации поможет закрепить знания по теме"Части речи"  и сформировать  падежные о...

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...

Конспект на тему «Существительные в родительном и творительном падежах». Звуки «Т», «ТЬ».

laquo;Существительные в родительном и творительном падежах».Звуки «Т», «ТЬ».Цель: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях. У...