Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощи", "Фрукты", "Посуда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_vkuslyandiyu.docx92.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия « Путешествие в страну Вкусляндию» по теме «Образование существительных в Родительном падеже  единственного числа без предлога и с предлогами  У, БЕЗ, ИЗ» (старшая гр. (ОНР) или сильная средняя группа во второй половине года , ОНР)

Цели: 1.Закрепить навык образования им. существительных в Родительном падеже без предлога и с предлогами  У, БЕЗ, ИЗ.

2. Закрепить лексические темы « Овощи», « Фрукты»,  «Продукты»,  « Посуда».

3.Развивать мышление, внимание.

4. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.

        Оборудование: Карта страны  Вкусляндии (рис.1) ; «билеты» с изображением четырех контуров продуктов (по принципу « четвертого лишнего») ( рис. 2); игра « Половинки» ( изображения овощей, фруктов, продуктов, разрезанные на 2 части); простые карандаши; 6-7 карточек (по одной на каждого ребенка) с изображением (цветным) продуктов (каждый в единственном числе): 1. Яйцо, огурец, помидор, 2.гриб, картошка, луковица, морковь.3.капуста, свекла,морковь,4.горох,свекла,морковь,картошка, 5.рыба,морковь,лук,6.мясо, картофель, капуста( рис.3); файлы или фотоальбом для помещения «рецептов»;предметные картинки с изображением посуды, у которой не хватает какой- либо детали; предметные картинки с изображением ягод и фруктов ( один предмет на картинке) и веточек с ягодами; картонные изображения торта( пирога), пакета с соком, банки с прозрачными кармашками ( см.фото ).

Приложение к конспекту.

« Карта страны Вкусляндии»

Рисунок 1.

Рисунок 2. « Билеты» ( 4-й лишний)

Рисунок 3. « Рецепты» ( можно наклеить цветные картинки )

-Рецепт чего?   - Рецепт супа ( винегрета, салата и т.д.)

1)Рецепт супа.

  1. Рецепт салата.

Фото 1. « Банка, Пирог, Сок»

                 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотографии\фотографии 052.jpg

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед собирает на ковре вокруг себя детей и раздает им по половинке разрезных картинок. Дети совещаются между собой, находят подходящие половинки картинок, тем самым разделяются на пары( получается, что 2 ребенка собирают один овощ и фрукт по половинкам), говорят, что у них получилось.

 Дети садятся за столы парами.

Затем логопед спрашивает: « Половинки чего была у Кати?» Дети: « Половинка лимона». Л.: « Половинки чего была у Вани?» Д.: « Половинки свеклы» и т.д.  и т.п..

2.Сообщение темы.

Л.: Сегодня мы отправимся в путешествие по стране  Вкусляндии. Чтобы туда отправится, нам понадобятся билеты. Эти билеты непростые, на них нарисовано по четыре предмета, один не подходит к трем другим предметам ( по принципу игры « 4 - й лишний»).

   Детям раздают «билеты». Они  берут карандаши и зачеркивают лишний предмет. Логопед проверяет и разрывает «билетик» как это делает контролер.

Если ребенок не справляется, то все вместе ему помогают.

3. 1) Л.: Вот теперь мы можем отправляться. Посмотрите на карту страны Вкусляндии ( логопед показывает на карте, куда  движемся). Вот мы идем по дорожке мимо чего? Дети.: Мимо пруда, мимо ёлки, мимо….( называют сущ. в Р.п. ед.ч.)

Л.: Вот  знак, на котором изображен головной убор. Чья это шапка?( Кого?)

 Д.: Шапка повара (Р.п.).

Л.: Что делает повар? ( готовит, варит…и т.д.).

Л.: Что нужно для готовки? (Посуда, продукты, овощи, фрукты). Давайте  назовем посуду (Дети называют посуду). Логопед выставляет  изображения посуды на наборное полотно или магнитную доску и задает вопросы:

Л.:У какой посуды есть крышка ?  -  Д.: У кастрюли, У сковородки, У ….

Л.: У какой посуды есть ручка? – Д.: У чашки, У ложки, У….

Л.: У какой посуды есть донышко? – Д.: У…..

Л.: У ……………….есть носик? -  Д.: У……. и т.д. и т.п..

2) Л.: Отгадайте загадки: чего не хватает у предметов посуды?

  На наборном полотне или на магнитной доске помещаются картинки с изображением посуды, у которой не хватает какой- либо детали: крышки, ручки или какой-либо другой детали.

Л.: Без чего кастрюля?      Д.: Без ручки ( без крышки, Без ….)

3) «Отгадай – кА» ( чем отличаются два предмета посуды).

Л.: Скажите, чего нет у стакана в отличие от чашки. Д.: У стакана нет…

Л.:  Скажите, чего нет у  ковшика в отличие от дуршлага.  Д.:Нет дырочек..

4. Л.: А теперь  мы приготовим что-то вкусное в стране Вкусляндии. У нас есть рецепты ( Дать объяснение, что такое «рецепт». Слово запоминать не надо. Можно предложить слово «описание» блюда или др.)).

Детям можно надеть шапочки повара. Раздаются «продукты» ( карточки): на карточке изображения необходимых для готовки продуктов, например, огурца, помидора, яйца  и т.д..Каждого ребенка спрашивают:

Л.: Из чего ты будешь готовить?

Д.: Из яйца, ИЗ помидора, ИЗ огурца.

Л.: Рецепт чего у тебя, ты догадался?

Д.: Да, салата.

И так же логопед спрашивает каждого ребенка по его карточке.

Затем забирает карточки, помещает их в файлы или фотоальбом: «У нас получилась целая книга рецептов, мы отдадим её нашим поварам».

Л.: Сколько всего мы наготовили! Как вкусно пахнет! ( Л. как будто принюхивается и указывает на карте страны Вкусляндии знак  с изображением «носа»). Запах чего мы чувствуем?

Д.: Запах салата, запах супа, запах солянки…….

Л.:  Откуда ты будешь есть приготовленное блюдо?

Д.: Я буду есть из тарелки,

   -Я буду есть из миски.

5.Логопед поясняет детям, что они будут командами, каждая из которых получит предмет посуды. Логопед раздает каждой из двух – трех  команд  картонные изображения  предметов посуды с прозрачными кармашками, и изображения продуктов. Командам надо сказать, что в их посуде. Например, первая команда получает тарелку и кастрюлю, а вторая - сковороду и миску, а также каждая команда получает картинки с изображением продуктов. Логопед обращается к командам.

Л.: Что вы положите в кастрюлю?    Д.: Мы положим крупу.

Л.: Кастрюля чего у вас получится?    Д.: Кастрюля каши.

Л.: Что вы положите в сковородку?     Д.: Мы положим котлеты.

Л.: Сковородка чего у вас получится?   Д.:

Сковородка      

6.Л.: Пойдемте дальше по карте. Видите корзинку? Сейчас мы отдохнем и наберем ягод и фруктов. Физминутка. Логопед произносит текст физминутки. А дети ходят по ковру, на  котором разбросаны картинки с изображением ягод и фруктов, нагибаются и «собирают» их в корзинку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, не надо кушать.

Слева кисленький лимон,

Вкусный господин-барон.

Справа –яблоко в корзине,

Его купили в магазине.

Ну а снизу - апельсин,

На полу лежит один.

Собираем землянику,                            Справа спеет земляника,

Ищем вкусную чернику,                       Слева – сладкая черника,

Голубику, костянику,                            Справа – красная брусника,

Кисловатую бруснику.                          Слева спеет ежевика.

                          Ягоды все соберем

                          Отдохнем и домой пойдем.  

( Дети собирают картинки в корзинку логопеду и стоят около логопеда)  

7. Л.: Ребята, запах чего мы чувствуем? Д.: Запах земляники (яблока, груши…)

Логопед демонстрирует карточки с изображением веточек с ягодами и спрашивает:

- Ветка чего?                Д.: Ветка малины. Ветка рябины. Ветка ….

Л.: Мы сейчас что-нибудь приготовим из того, что собрали. Что можно приготовить из ягод и фруктов?

Д.: Сок, морс, компот, варенье…..

Логопед ставит на наборное полотно картонные изображения пакета с соком, пирога, банки  (с прозрачными кармашками). Предлагается взять из корзинки картинку и говорить, из чего будет готовить «поваренок»: ИЗ яблока, ИЗ малины, ИЗ…

Л.: Что у тебя? Что ты будешь готовить?

Д.: У меня яблоко. Я буду готовить сок ИЗ яблока. Сделаю начинку ИЗ яблока. Сварю варенье ИЗ яблока.

-У меня клубника. Я сделаю сок Из клубники. Испеку пирог Из клубники. Сделаю джем Из клубники.

Ребенок помещает свою картинку в прозрачный кармашек.

8. Л.: Вернемся к карте и проверим, всю ли страну Вкусляндию мы прошли.

Дети подходят к  доске и проверяют по карте, что они прошли.

Л.: У кого была груша?  Д.: У Вани.

Л.: У кого был лимон?      Д.: У Маши.

9. Итог занятия.

Л.: Вы очень старались, поэтому теперь я хочу вас угостить.

Логопед выносит поднос с кусочками фруктов, печенья и т.д., угощает ребят и спрашивает:

-Кусочек чего тебе достался? ( Кусочек груши, кусочек печенья…и т.д.)

Дети едят угощение, благодарят и занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»

Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «Дикие животные зимой».

Подгрупповое занятие в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные зимой" с использованием ИКТ....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР  «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР "Виртуальное путешествие в музей денег"

В ходе занятия дошкольники совершат виртуальную экскурсию в "Музей денег", который находится в Санкт-Петербурге и познакомятся с историей возникновения денег. В игровой форме усвоят понятие ...