Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР "Виртуальное путешествие в музей денег"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Апатенко Анастасия Александровна

В ходе занятия дошкольники совершат виртуальную экскурсию в "Музей денег", который находится в Санкт-Петербурге и познакомятся с историей возникновения денег. В игровой форме усвоят понятие "бартерный обмен", "чеканка монет". Познакомяься со способом измерения длины предмета при помощи линейки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnoe_puteshestvie_apatenko_a.a.docx81.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

по познавательному развитию

в подготовительной  группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

                            «Виртуальное путешествие в Музей денег»

Автор: Апатенко Анастасия Александровна

учитель-логопед

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г. Губкина Белгородской области

Форма: практико-ориентированная игра.

Цель: знакомство дошкольников с историей возникновения денег.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интегрируемы образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей: 6-7 лет.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Познакомить дошкольников с темой «история денег» в доступной их возрасту форме.
  • Упражнять в умении подбирать к существительным относительные прилагательные, слова с противоположным значением.
  • Ввести в активный словарь новую лексику: монета, бартер, товар, виртуальная экскурсия, чеканка, чеканщик.
  • Закрепить навык словообразования по аналогии.
  • Закрепить навыки счета.
  • Закрепить образы знакомых букв, через использование авторской здоровьесберегающей технологии «Буквенная зарядка».
  • Закрепить навык использования линейки для измерения длины предмета.
  • Закрепить навык осознанного чтения.
  • Развивающие:         
  • Способствовать развитию основ финансовой грамотности.
  • Развивать умение соотносить число с соответствующей цифрой.
  • Расширять кругозор, развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление, произвольное внимание, слухового восприятия.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию представлений о важности музеев для сохранения исторического прошлого.
  • Воспитывать добрые чувства по отношению к окружающим.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для выполнения упражнений «Буквенная зарядка» (Приложение 1), линейка на каждого ребенка, слайдовая презентация «Виртуальная экскурсия в Музей денег», современные монетки (номиналом 1, 2, 5, 10 рублей), фольга 5*5 см на каждого ребенка, импровизированные прилавки, карточки-ценники для сюжетно-ролевой игры «Рынок», предметы – заместители денег (мешки с надписью МУКА, ОВЁС, САХАР, фигурки домашних животных, глиняная посуда, ракушки разного размера), мольберт/магнитная доска, лист бумаги А4, цветные обозначения «качеств» монетки, таблица металлов (цветовое обозначение).

Ход:

Этап занятия

Содержание занятия

Оргмомент

 Педагог: Ребята, давайте станем в круг, и внимательно посмотрим друг на друга. Как вы думаете, по одному взгляду на человека можно определить грустно ему или весело?

Дети: можно!

Педагог: а что нам может помочь, на что в первую очередь необходимо обратить внимание?

                                   Ответы детей.

Педагог: настроение человека выдает его выражение лица, в первую очередь – глаза!  Ребята, у кого-нибудь в нашем кругу вы заметили грустный взгляд?

Дети: нет!

Педагог: замечательно! А что это может означать?

Дети: это может означать, что у всех нас хорошее настроение!

Педагог: и это прекрасно! Значит, мы готовы к новым знаниям и приключениям?

Дети: да!

    Мотивационно-ориентировочный

                  На экране появляется грустная монетка.

Педагог: ребята, посмотрите, на экран! Кто это?

Дети: монетка.

Педагог: можем ли мы с вами определить её настроение?

Дети: можем! Ей грустно! У неё на глазах слёзы!

Педагог: что это может означать?

Дети: может быть, её кто-то обидел, она что-то потеряла, заблудилась и т.п.

Педагог: а давайте спросим у неё!

Монетка: совсем недавно я жила в очень уютном бархатном мешочке со своими сестричками-монетками, но моль прогрызла в нем дырочку, и мне захотелось хоть одним глазком взглянуть, что находится по ту сторону моего домика, я подкатилась к раю, но не удержалась и выпала. И теперь совсем не знаю, что мне делать! Мир такой огромный, а я такая маленькая!

Педагог: что же случилось?

Ответы детей.

Педагог: можем ли мы помочь?

Дети: да! 

Педагог: а что мы для этого должны сделать?

Дети: помочь монетке вернуться к своим сестрам!

Поисковый

Педагог: я очень рада, что вы такие добрые и отзывчивые! А если это будет сделать очень сложно, вы откажетесь от своего предложения?

Дети: нет.

Педагог: это очень благородно с вашей стороны, ребята! Я вами горжусь!

Педагог: давайте внимательно рассмотрим нашу гостью и составим её портрет.

Дети выполняют задание.

Педагог: назовите все ее особенности, на которые мы должны будем обратить внимание при поиске.

Признаки монетки заносятся в табличку при помощи условных обозначений.

Дети: она круглая.

В таблице рисуется круг.

Педагог: какого она размера?

Дети: она маленькая.

Педагог: а как нам получить более точную информацию о размере монетки?

Дети: ее можно измерить при помощи линейки.

Дети выполняют задание, вписывают данные в таблицу

Педагог: как вы думаете, из какого материала она изготовлена?

Дети: из  металла!

Педагог: значит она какая?

Дети: металлическая.

Педагог: верно! Но существуют разнообразные металлы. Нам нужны более полные сведения. Предлагаю вам сравнить цвет нашей монетки с таблицей цветов разных металлов.

Дети выполняют задание.

Дети: она серебряная.

Педагог: давайте занесём эти данные в нашу таблицу для поиска.

Дети выполняют задание.

Педагог: а если бы монета была из бронзы, то какой бы она была?

Дети: бронзовой.

Педагог: а если из золота?

Дети: золотой.

Педагог: похожа ли наша монетка на современные деньги?

Дети: нет!

Педагог: какой вывод мы можем из этого сделать?

Дети: это старинная монета.

Педагог: согласна с вашей версией! А где мы можем встретить старинные монеты?

Ответы детей.

Педагог: сегодня старинные монеты можно встретить в музеях. Вы когда-нибудь были в Музее денег?

Дети: нет!

Педагог: хотите совершить путешествие в один из таких музеев?

Дети: да!

Педагог: наш портрет для поиска готов, давайте возьмем его с собой! А отправимся мы с вами в Музей истории денег, который находится в Санкт-Петербурге. Наша экскурсия будет не обычной, а виртуальной. Кто знает, что значит «виртуальная экскурсия»?

Ответы детей.

Педагог: мы свами будем находиться в детском саду, но сможем рассмотреть все экспонаты музея очень подробно, благодаря специальным компьютерным программам. Благодаря таким экскурсиям, человек может оказаться в любой точке мира, не выходя из дома. Какое противоположное по значению слово мы можем подобрать к слову «виртуальный»?

Дети: реальный!

Педагог: все верно!

Педагог: а вы что-нибудь знаете об истории денег?

Ответы детей.

Педагог: чтобы наши поиски стали более увлекательными и запоминающимися, предлагаю определиться на какие вопросы из истории денег вы хотели бы получить ответы. Мы запишем с вами голосовой файл из наших вопросов и сохраним его.

Дети: как выглядели первые деньги? Как они назывались? Кто их придумал? И т.п.

Записывается аудиофайл.

Педагог: если у вас появятся другие вопросы, задавайте! Мы тоже их запишем.

Практический

Педагог: наша виртуальная экскурсия начинается.

Заставка на экране с изображением

Музея денег в Санкт-Петербурге.

Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в первом зале нашего музея.

На экране постепенно появляются изображения ракушек, морских камешков, глиняной посуды, домашних животных, мешков с зерном.

Виртуальный экскурсовод:  перед вами первые деньги наших предков. Именно так они выглядели.

Педагог: ребята, посмотрите, есть ли здесь деньги, похожие на нашу монетку?

Дети: нет.

Педагог: давным-давно люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Предлагаю вам попробовать купить что-нибудь на рынке, используя такие деньги. Для этого нам необходимо разделиться на две команды «Продавцов» и «Покупателей».  

Дети делятся.

Педагог: продавцы, пройдите за прилавки с товарами. Покупатели, пройдите по торговым рядам, познакомьтесь с ценами (напротив каждого товара карточка с ценой, н-р: 4 ракушки/1 корова/мешок зерна и т.п.). Купите то, что вам нужно! И продавцам и покупателям нужно быть очень внимательными!

Проводится игра.

Педагог: (Имя..) что ты купил/а? По какой цене?

                 (Имя..)  сколько ты заплатил/а за свою покупку?

Ответы детей

Педагог: что необычного в таком процессе купли-продажи?

Дети: это похоже на простой обмен! Мы просто меняли один товар на другой!

Педагог: правильно! Раньше такой способ назывался БАРТЕР.

Педагог: удобно ли вам было совершать покупки таким способом?

Дети: нет.

Педагог: почему?

Ответы детей.

Педагог: согласна с вами. Очень неудобно водить за собой 5 коров, чтобы купить украшение в подарок, или возить с собой 10 глиняных кувшинов, чтобы купить мешок муки. Поэтому люди начали думать, какой единый предмет можно использовать для любого обмена. 

Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в следующем зале нашего музея.

На экране постепенно появляются изображения  денег из металла в виде брусков, колец, прутиков и т.п.

Педагог: ребята, посмотрите, есть ли здесь деньги, похожие на нашу монетку?

Дети: нет.

Педагог: это уже металлические деньги, и среди них даже есть те, которые по форме напоминают нашу монетку, но что в ней особенного?

Дети: на нашей монетке есть рисунок.

Педагог: этот рисунок называется чеканка, наша монета чеканная. Такие деньги появились намного позже. Как вы думаете, как называют человека, который занимается чеканкой монет?

Ответы детей.

Педагог: такого человека называют чеканщиком! Хотели бы вы попробовать себя в этой роли?

Дети: да!

Педагог: перед работой предлагаю хорошенько размяться. Ведь это очень непростая профессия, для нее надо много сил, внимания и упорства!

На экране появляется последовательность из карточек-схем для выполнения «Буквенной зарядки».

Педагог: какое слово у нас получится, когда мы выполним все элементы?

Дети: МОНЕТА!

Дети выполняют упражнения. Приложение1.

Педагог: Отлично! Теперь выберите себе любую монетку, возьмите кусочек фольги и займите свои рабочие места. Наложите фольгу на монетку сильно надавите на неё пальчиком и слегка  прогладьте (на фольге должен отпечататься рисунок монеты).

Дети выполняют задание.

Педагог: поздравляю вас, ребята! Вы отлично справились с чеканкой монет.

Педагог: давайте подсчитаем, сколько всего монет у нас получилось?

Дети: 10.

Педагог: а если сложить все цифры на этих монетка, то, что получится?

Дети: 15.

Педагог: интересно, правда? Почему так получилось? Как вы думаете?

Ответы детей.

Педагог: у каждой монеты есть своя ценность или по-другому «номинал». При оплате любой покупки мы должны обращать внимание не на количество монет, а на их ценность!

Виртуальный экскурсовод: приветствуем вас в следующем зале нашего музея.

На экране постепенно появляются изображения  чеканных монет, одна из которых похожа на искомую монету.

Педагог: давайте посмотрим на нашу таблицу, в которую мы вносили данные для поиска монеты.

Сравнивают монеты на экране с данными из таблицы. Находят.

Педагог: все внешние признаки совпадают. Но как же быть с размером?

Дети: надо её измерить.

Педагог: поддерживаю предложение! Но нам на экран выведено увеличенное изображение монеты. Как быть? Как узнать настоящий размер?

Дети предлагают свои варианты.

Педагог: не смотря на то, что наша экскурсия виртуальная, мы можем получить полную и достоверную информацию о каждом экспонате музея. Информацию можно прослушать, а можно вывести на экран в виде текста. Какой вариант выберем?

Дети: прослушать!

Слушают, сравнивают с исходными данными.

Педагог: получается, что все параметры совпадают?

Дети: да!

Педагог: как же называется эта монета.

Дети: серебряник (информация дается в аудиофайле виртуальной экскурсии).

Педагог: где она появилась?

Дети: в Древней Руси (информация дается в аудиофайле виртуальной экскурсии).

Монета: спасибо вам, ребята, за помощь! Я постараюсь больше никогда не теряться!

Рефлексия

Педагог: наша с вами экскурсия подошла к концу. Что необычного было в ней?

Дети: она была виртуальной.

Педагог: что интересного вы узнали сегодня?

Ответы детей

Педагог: предлагаю вернуться к вопросам, которые мы задавали в начале экскурсии. На все ли из них нам удалось найти ответы?

Слушают аудиозапись с вопросами.

Дети: мы не узнали, кто придумал первые деньги!

Педагог: раз вопросы остались, значит, впереди нас ждет новое приключение, которое обязательно подскажет нам ответ. К следующему занятию попрошу вас вместе с родителями подумать над таким вопросом: «Почему старинные деньги должны храниться в музеях?»

Монетки, которые вы отчеканили можете забрать на память!

Приложение №1

        

        

Буква М

Буква О

Ноги вместе. Руки подняты вверх. Кисти обеих рук соединяются в виде буквы М.

Ноги вместе. Руки  перед грудью соединяются в букву О.

Буква Н

Буква Е

Ноги на ширине плеч. Руки образуют одну линию с плечевым поясом, согнуты в локтях, пальцы сморят вверх.

Левая рука поднята вверх и согнута в локте над головой. Правая рука согнута в локте на уровне груди. Внутренняя сторона правой ступни прижимается к щиколотке левой ноги.

        

        

Буква Т

Буква А

Ноги вместе. Руки  в стороны.

Ноги на ширине плеч, руки перед грудью согнуты в локтях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР  «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР «К бабушке в деревню»

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Прогулка по городу.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. "Прогулка по городу".Лексическая тема "Наш город"...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с детьми с ОНР "Путешествие в мир профессий"

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с детьми с ОНР "Путешествие в мир профессий"...

План-конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: "Звук [м]. Буква М. Лексическая тема "Домашние животные"....