Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Прогулка по городу.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ризо Татьяна Александровна

Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. "Прогулка по городу".Лексическая тема "Наш город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulka_po_gorodu.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ризо Татьяна Александровна, учитель-логопед

 ГБДОУ детский сад №57 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Прогулка по городу.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

развивать лексико-грамматический строй речи,

совершенствовать навыки фонематического анализа;

совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память,

общеречевые навыки, общую и тонкую моторику, мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные: 

воспитывать навыки сотрудничества, эмоционально-волевую сферу, любовь к своему городу.

Оборудование:

проектор, презентация с видами города, района, макет трамвая, знаки остановок, билеты на трамвай, схемы для определение места звука в слове,

сюжетные картинки «Весна», «Зима», фланелеграф,

билеты в театр, кукольный театр «Три поросенка», картинки с домами трех поросят и современными, коробочки со строительным материалом (солома, деревянные палочки, камешки, кирпичная крошка), цветные карандаши, пособие «Светофорчики», стульчики по количеству детей, столы.

Предварительная работа:

чтение сказки «Три поросенка»

Ход занятия:

  1. Организационный момент

ЛОГОПЕД: - Где мы с вами живем в городе или в деревне? 

ДЕТИ: - В городе, в Санкт-Петербурге.

ЛОГОПЕД: - А как называется наш район?

ДЕТИ: - Кировский район.

ЛОГОПЕД: - Правильно, нашему району недавно исполнилось 100 лет. Сегодня я приглашаю вас, отправится на прогулку по нашему городу и району.

На чем можно отправится в городе на прогулку?

ДЕТИ: - отвечают

ЛОГОПЕД: - Мы отправимся на трамвае. Вы, конечно видели памятник блокадному трамваю, который установлен не далеко от нашего садика. (показ слайдов)

Раньше вагончик по рельсам возила лошадь, и назывался этот вид транспорта Конка, а теперь в трамвае есть мотор, который работает от электричества. В нашем городе трамвай – один из самых доступных видов транспорта.

  1. Введение в тему.(Развитие фонематического анализа)

ЛОГОПЕД: - Что надо сделать, чтобы поехать на трамвае?

ДЕТИ: - Купить билет.

ЛОГОПЕД: - Правильно, и еще надо знать маршрут.

Держите ваши билетики. А чтобы занять свои места в трамвае,  надо выполнить задание. Я каждому из вас назову слово, а вы должны определить где в этом слове находится звук [р]: в начале, середине или конце слова.

А потом найти место в нашем трамвае с нужной схемой (на стульчиках прикреплены схемы «Место звука в слове»). Слушайте внимательно. Город …, Район …, Театр …, Парк …

Объясни выбор своего места.

ДЕТИ: - Я выбрал это место потому, что в моем слове этот звук [P] в …

  1. Новая тема

ЛОГОПЕД: - Вы правильно заняли свои места. А может быть, вы уже догадались, куда мы отправимся?

Догадайтесь по значкам, какие остановки мы посетим. (Образование прилагательных от существительных)

ЛОГОПЕД: - Как будет называться наша первая остановка, если она будет в городе?

ДЕТИ: - Городская

ЛОГОПЕД: - Вторая остановка будет в парке, как мы ее назовем?

ДЕТИ: - Парковая.

ЛОГОПЕД: - Третья остановка у театра.

ДЕТИ: - Театральная.

ЛОГОПЕД: - Ну, а на четвертой, последней остановке вас ждет сюрприз, обозначим ее светофором и как назовем?

ДЕТИ: - Светофорная.

ЛОГОПЕД: - Прежде чем ехать давайте составим наш маршрут. (Построение и распространение предложений с заданными словами) Помогите мне. Вспомните, какие слова я вам называла.

1 ребенок: - Город – Мы будем путешествовать по городу на трамвае.

ЛОГОПЕД: - Молодец. Дальше дети повторяют уже сказанное и добавляю свое предложение.

2 ребенок: - Район – Мы будем путешествовать по нашему городу в Кировском районе.

И так далее.

ЛОГОПЕД:- Молодцы, у нас получился целый рассказ о нашем маршруте. (Мы будем путешествовать по нашему городу в Кировском районе. Потом погуляем в парке и пойдем в театр.)

 Кто может повторить его весь? 

ДЕТИ: - повторяет один ребенок.

ЛОГОПЕД: - И так отправляемся в путь.

  1. Координация речи с движениями

Мы в трамвайчик дружно сели.

сели ровно, руки на колени

И в окошки посмотрели.

повороты головы вправо – влево

Колокольчик прозвучал.

кистью правой руки «позвенели»

И трамвайчик побежал.

руками имитируют движения колес

  1. Остановка №1

ЛОГОПЕД: - Остановка первая Городская. Пока мы ехали вы смотрели в окно, что же вы там видел? Подойдите сюда и давайте посмотрим. (показ слайдов)  Игра «Один – много» (словоизменение)

ДЕТИ: - Магазин

ЛОГОПЕД: - В нашем городе один магазин?

ДЕТИ: - В нашем городе много магазинов.

Далее идут  мост, фонтан, памятник, фонарь, река, улица, парк.

ЛОГОПЕД: - Молодцы! Вы много всего увидели. Поехали дальше, занимайте свои места. Ручки приготовили.

  1. Пальчиковая гимнастика

Город – это улицы,

Одноименные пальцы «здороваются»

Проспекты и дома.

Площади, музеи,

Парков тишина.

Сжимание – разжимание кулаков

Блеск огромных стекол

Праздничных витрин

Круговые движения вертикально поднятыми руками в одну и в другую сторону

Быстрое движение

Руками имитация бега.

Прохожих и машин.

Указательный и средний пальцы побежали по коленям.

(Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет)

Г. Османова, Л. Позднякова)

  1. Остановка № 2.

ЛОГОПЕД: - Вторая остановка – Парковая. Выходим из трамвая у парка.

Посмотрите, вот здесь лежат картинки. Выберите те, которые подходят к нашему времени года.(Составление рассказа с опорой на картинки. Развитие зрительного внимания, логики и мышления.) Почему вы выбрали именно эти картинки?

ДЕТИ: - На них нарисована весна, а на других зима.

ЛОГОПЕД: - Давайте разложим картинки по порядку и составим не большой рассказ о весне. (Дети раскладывают картинки, составляют предложения.)

ДЕТИ: - Наступила весна.

Пригрело солнце.

Растаял снег.

Побежали ручьи.

Дети пускают кораблики.

ЛОГОПЕД: - Давайте все предложения соберем в рассказ. Кто может повторить?

ДЕТИ: - рассказывают.

ЛОГОПЕД: -  Замечательный рассказ у вас получился. Поехали дальше, занимайте свои места.  Какая у нас следующая остановка?

ДЕТИ: - Театральная.

ЛОГОПЕД: - Пока мы едем, я расскажу вам один секрет. В театре, после выступления актеров все зрители хлопают, чтобы поблагодарить их. Давайте и мы подготовим ладошки к аплодисментам.

  1. Пальчиковая игра.

Есть у нас игра такая,

Фонарики

Вот ладошка,

Показывают правую ладонь

Вот другая.

Показывают левую ладонь

Вместе хлопнем подружней

Чтобы стало веселей.

Хлопки в ладоши.

  1. Остановка № 3

ЛОГОПЕД: - Приехали, выходите. Что нужно иметь, чтобы посмотреть сказку в театре?

ДЕТИ: - Билет.

ЛОГОПЕД: - Точно! Вот ваши билеты. Посмотрите, что на них нарисовано?

ДЕТИ: - Поросята, волк.

ЛОГОПЕД: - Вы догадались, какую сказку показывают в театре?

ДЕТИ: - Три поросенка.

ЛОГОПЕД: - Занимайте места в зрительном зале согласно вашим билетам.

Вы помните, что поросята в этой сказке строили дома? Посмотрите, что лежит в этих коробочках. (Раздать коробочки с соломой, деревянными палочками, камешками, кирпичной крошкой)

Что лежит у вас в коробочках?

ДЕТИ:  - отвечают.

ЛОГОПЕД:- Давайте вспоминать, какие дома были у поросят. (Образование прилогательных)

 У Нуф-Нуфа был дом из соломы, какой дом? (прикрепить картинку на флалелеграф)

ДЕТИ: - Соломенный.

ЛОГОПЕД: - У Ниф-Нифа дом из деревянных веточек и бревнышек, какой дом? (прикрепить картинку на флалелеграф)

ДЕТИ: - Деревянный.

ЛОГОПЕД: - А у Наф-Нафа из камней…(прикрепить картинку на флалелеграф)

ДЕТИ: - Каменный. 

ЛОГОПЕД:  - А какие дома строят в  нашем городе? (прикрепить картинку на флалелеграф)

ДЕТИ: - Кирпичные.

ЛОГОПЕД: - А если дом построен из панелей, он какой? (прикрепить картинку на флалелеграф)

ДЕТИ: - Панельный.

ЛОГОПЕД: - Молодцы, а хотите поучаствовать в репетиции спектакля?

ДЕТИ: - Да!

ЛОГОПЕД: - Подходите сюда. (Одеваем маски персонажей. Имитация движений и эмоций персонажей)

С начала волк – спал. Покажи, как волк спал. Он крепко спал и даже храпел во сне. Молодец!

 А поросята веселились, как они веселились и хрюкали. Покажите, пожалуйста, это. Они так шумели, что разбудили страшного, голодного волка.

Изобрази страшного и голодного волка, испугай поросят, повой как волк.

Поросята испугались, задрожали от страха.

В конце сказки поросята прогнали волка и снова стали веселыми. Ребята покажите радостных поросят.

Молодцы, спасибо. Вы хорошие артисты. Давайте похлопаем себе.

Вам понравилось играть в театре? А кем бы вы хотели быть на следующей репетиции этой сказки?

ДЕТИ: - отвечают.

ЛОГОПЕД: - Хорошо! Но нам пора ехать дальше, нас ждет последняя остановка.

  1. Координация речи с движениям

Мы в трамвайчик дружно сели.

сели ровно, руки на колени

И в окошки посмотрели.

повороты головы вправо – влево

Колокольчик прозвучал.

кистью правой руки «позвенели»

И трамвайчик побежал.

руками имитируют движения колес

  1. Остановка №4   Рефлексия. Итог занятия.

ЛОГОПЕД: - мы приехали на Светофорную остановку.

Проходите, садитесь за столы. Мы совершили прогулку по городу, и я хотела бы узнать понравилась ли вам. У меня есть веселые светофорчики, и я прошу вас аккуратно закрасить один из глазков светофора. Если наша прогулка вам понравилась, раскрасьте зеленый глазок, если вам задания показались сложными  - то желтый, ну а если было грустно на прогулке – то красный.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки для занятия\scrn_big_1.jpg

Дети выполняют задание.

ЛОГОПЕД: - Объясните свой выбор. Что тебе понравилось больше? Какое задание показалось трудным? Молодцы! Картинки города возьмите с собой и остальное раскрасите после сна, а завтра покажите мне, что у вас получилось.

Вот и закончилась наша прогулка. Давайте попрощаемся с нашим трамвайчиком.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Прогулка в лес»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«Прогулка в лес»...