"Возможности игры в коррекционной работе с детьми»
статья по коррекционной педагогике

Куликова Юлия Булатовна

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. 

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка. Использование дидактических игр для детей с нарушениями речи способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию свободной связной речи. Игровые задания создают положительный настрой на коррекционных занятиях, что обеспечивает комфортные условия для работы педагогов и снижает уровень тревожности по поводу их неуспехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Ю.Б., старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга. г. Санкт-Петербург, г. Пушкин.

«Возможности игры в коррекционной работе с детьми»

«Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают». П. Ф. Каптерев

  • условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии.

В исследованиях Л. С. Выготского,        А. Н. Леонтьева,        А. В. Запорожца,

  • Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Игру не зря называют королевой детства. Детская игра всегда являлась предметом интереса исследователей самых разных научных отраслей: биологов, этнографов, физиологов, психологов и педагогов. Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии.

Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в группе ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры.

Обучающая функция  развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр.

Развлекательная функция  создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие.

Коммуникативная функция  объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр.

Психотехническая функция  формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.

Функция самовыражения  стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция  создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.

Одним из положений педагогической теории игры как формы организации жизни

  • деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды:

  • Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);
  • Социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые, драматические, деловые);

  • Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

  • Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры).

  • детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

  • физическом направлении развития детей зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. В игровой форме проводится утренняя и бодрящая гимнастика, различные физминутки и подвижные игры. С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью

  • сохранения здоровья.

Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда. Интеграция этих областей способствует познанию окружающего мира и успешной социализации в нём через игру, способов поведения

  • отношений с людьми, развивается связная речь, пополняется словарь.

  • центре музыкально-театрализованной деятельности подобраны дидактические игры по знакомству с музыкальными инструментами, с разными звуками. Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные виды театра (настольный, пальчиковый, театр картинок, Бибабо).

  • познавательно-речевом направлении развития ребёнка создан центр речевого развития «Мы познаем мир», центр развивающих игр, экологические центры. В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Игра — важнейшее направление коррекционной работы всех специалистов ДОУ. Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией

человека. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. Одним из

основных средств развития речи детей являются дидактические игры. В копилке воспитателей дошкольных учреждений имеется целая группа игр с готовым содержанием

  • правилами. Это дидактические и подвижные игры. Именно работа над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и произвольное поведение. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления и речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дидактические игры также развивают умение быстро находить ответ на поставленный вопрос и четко формулировать свои мысли.

Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Использование дидактических игр для детей с нарушениями речи способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию свободной связной речи. Игровые задания создают положительный настрой на коррекционных занятиях, что обеспечивает комфортные условия для работы педагогов и снижает уровень тревожности по поводу их неуспехов.

Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как "Кто построил этот дом?", "От зёрнышка до булочки", "С какого дерева лист?", "Новосёлы" и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам "Профессии", "Деревья", "Мебель" и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируется чувство коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности ребёнка.

Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. Удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

Литература и источники Интернет:

  1. Артамонова О. «Предметно-пространственная среда» //- Дошкольное воспитание 1995г № 8.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.

  1. Жукова Т. И., «Возможности игры в коррекционной работе с детьми» // Maam.ru – URL http://www.maam.ru/detskijsad/statja-vozmozhnosti-igry-v-korekcionoi-rabote-s-detmi.html (дата обращения 18.02.2018).

  1. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника –М.,1966.

  1. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. соч.: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. М.

  1. Петровский В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» - М.,1993г.

  1. Серебрякова И. В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 460-461. — URL https://moluch.ru/archive/122/33691/

(дата обращения: 18.02.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возможности игры в коррекционной работе с детьми"

Для детей-дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В статье рассма...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...